Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Богатых О.П, судей Макаровой Е.В. и Якубовской Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу и дополнения к ней Анисимова С.М. и его представителя Иваненко О.Е. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2022 года в части удовлетворения заявленных требований Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Республики Крым и Федерального государственного бюджетного учреждения "Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий "Заповедный Крым"", в части отказа в удовлетворении заявленных требований Анисимова С.М, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 6 июня 2023 года по гражданскому делу по иску Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Республики Крым, действующего в интересах Российской Федерации, Республики Крым, неопределенного круга лиц, к администрации города Ялта Республики Крым об оспаривании решения, по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Ялтинский горно-лесной природный заповедник" к Анисимову Сергею Михайловичу об истребовании из незаконного владения земельного участка, приведении его в первоначальное состояние, сносе строений, признании недействительной государственной регистрации права собственности, по иску Анисимова Сергея Михайловича к Совету министров Республики Крым о признании добросовестным приобретателем, внесении изменений в распоряжения, по иску третьего лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий "Заповедный Крым"" к администрации города Ялта Республики Крым, Анисимову Сергею Михайловичу о признании незаконным и отмене решения, истребовании из незаконного владения земельного участка, сносе строений.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Богатых О.П, выслушав пояснения Анисимова С.М. и его представителя - Капутинова Д.Г, поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фроловой Е.В, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ГБУ Республики Крым "Ялтинский горно-лесной природный заповедник" (далее - учреждение, заповедник) обратилось в суд с иском к Геращенко О.А. (ранее - Михайловой), в котором с учетом уточнений просило: устранить препятствия в осуществлении права постоянного пользования земельным участком с кадастровым N, площадью 0, 12 га, расположенным по "адрес" (далее - спорный земельный участок), путем его истребования и сноса расположенных на нем строений; признать недействительной государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок; возбуждено гражданское дело N 2-1687/2018.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрацию города Ялта Республики Крым и Ялтинский городской совет Республики Крым; произвел замену третьего лица Ю.Н.Ф. на ООО "Резиденс Нефели"; исключил Ю.Н.Ф. из числа третьих лиц в связи с его смертью; привлек к участию в деле в качестве третьих лиц: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, Министерство Природы Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства суд произвел замену ответчика на Анисимова С.М, являющегося в настоящее время собственником спорного земельного участка.
Симферопольский межрайонный природоохранный прокурор Республики Крым (далее - прокурор) обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения 26 сессии 5 созыва Массандровского поселкового совета Автономной Республики Крым от 4 марта 2009 года N 13 об утверждении проекта землеустройства и передаче в собственность Михайловой О.А. земельного участка площадью 0, 12 га по "адрес", по данному заявлению возбуждено гражданское дело N 2-7316/2014 (2-292/2015).
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 6 апреля 2015 года по указанному делу N 2-292/2015, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 19 августа 2015 года, заявление прокурора удовлетворено. Суд признал незаконным решение 26 сессии 5 созыва Массандровского поселкового совета от 4 марта 2009 года N 13 об утверждении проекта землеустройства и передачи в собственность земельного участка Михайловой О.А. (кадастровый N) площадью 0, 12 га из земель находящихся в ведении Массандровского поселкового совета для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 1 февраля 2019 года указанные решение суда и апелляционное определение отменены, гражданское дело направлено на новое рассмотрение в Ялтинский городской суд Республики Крым в ином составе суда.
При новом рассмотрении данного административного дела (с присвоением номера N 2а-1485/2019) суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Анисимова С.М. и Ю.Н.Ф.
Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 26 марта 2019 года производство по данному административному делу по иску природоохранного прокурора прекращено. Суд передал исковое заявление Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Республики Крым, действующего в интересах Российской Федерации, Республики Крым, неопределенного круга лиц, с участием заинтересованных лиц: Геращенко (Михайлова) О.А, Анисимова С.М, Ю.Н.Ф, об оспаривании решения для рассмотрения в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением этого же суда от 26 марта 2019 года названное исковое заявление об оспаривании решения принято к производству суда, возбуждено гражданское дело (N 2-1732/2019).
Также определением городского суда от 26 марта 2019 года гражданское дело N 2-1732/2019 по иску прокурора об оспаривании решения и N 2-106/2019 по иску ГБУ РК "Ялтинский горно-лесной природный заповедник" к Анисимову С.М. об истребовании земельного участка, приведении его в первоначальное состояние, признании недействительной государственной регистрации права собственности объединены в одно производство с присвоением номера 2-106/2019.
Анисимов С.М. обратился в Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым с исковым заявлением к Совету министров Республики Крым, в котором с учетом уточнения просил: признать добросовестным приобретателем земельного участка с кадастровым N, расположенного по "адрес"; внести изменения в распоряжения Совета министров Республики Крым от 30 мая 2017 года N 570-р и от 28 апреля 2018 года, позволяющие исключить из границ Ялтинского горно-лесного природного заповедника спорный земельный участок; данное административное исковое заявление принято к производству суда (дело N 2а-2123/2018).
Суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне ответчика: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Симферопольскую межрайонную природоохранную прокуратуру.
Определением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 23 июля 2019 года гражданское дело по данному административному иску (N 2а-2123/2018) передано для рассмотрения по подсудности в Ялтинский городской суд Республики Крым, которым принято к производству с присвоением номера 2а-2897/2019.
Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 29 августа 2019 года (дело 2а-2897/2019) производство по административному иску Анисимова С.М. прекращено, данное исковое заявление передано для рассмотрения в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ялтинский городской суд Республики Крым принял исковое заявление Анисимова С.М. к производству (с присвоением гражданскому делу N 2-3282/2019, 2-335/2020).
Определением суда от 1 октября 2020 года указанные гражданские дела N 2-22/2020 и 2-335/2020 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер 2-22/2020 (впоследствии N 2-4/2021, 2-4/2022).
Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ФГБУ "Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий "Заповедный Крым"" заявило самостоятельные исковые требования к Анисимову С.М, в которых с учетом уточнения просило: признать незаконным и отменить решение 26 сессии 5 созыва Массандровского поселкового совета Автономной Республики Крым от 4 марта 2009 года N 13 об утверждении проекта землеустройства и передаче в собственность Михайловой О.А. земельного участка площадью 0, 12 га по "адрес"; истребовать из незаконного владения названного ответчика земельный участок с кадастровым N, площадью 1200 кв. м, по указанному адресу; снести расположенные на участке строения.
Суд привлек к участию в деле по требованиям третьего лица ФГБУ "Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий "Заповедный Крым"" в качестве ответчика администрацию города Ялта Республики Крым.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 6 июня 2023 года, исковые требования Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Республики Крым, действующего в интересах Российской Федерации, Республики Крым, неопределенного круга лиц, удовлетворены; в удовлетворении исковГБУ РК "Ялтинский горно-лесной природный заповедник" отказано; в удовлетворении иска Анисимова С.М. отказано; самостоятельные исковые требования третьего лица ФГБУ "Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий "Заповедный Крым"" удовлетворены.
Суд признал недействительным решение 26 сессии Массандровского поселкового совета Автономной Республики Крым 5 созыва от 4 марта 2009 года N 13 об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и передаче в собственность Михайловой О.А. земельного участка площадью 0, 12 га по "адрес"; истребовал из владения Анисимова С.М. в собственность Российской Федерации земельный участок площадью 1200 кв. м, кадастровый N, по "адрес"; возложил на Анисимова С.М. обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу снести жилой дом, кадастровый N, по "адрес"; взыскал с Анисимова С.М.: в доход бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым - 21 531 рубль государственную пошлину; в пользу ФБУ "Севастопольская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" - 7206 рублей в счет производства экспертизы; в пользу ООО "Институт судебной экспертизы и земельного аудита" - 6000 рублей в счет производства экспертизы; в пользу ФБУ "Крымская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" - 56 005 рублей в счет производства экспертизы; взыскал с администрации: в пользу ФБУ "Севастопольская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" - 7206 рублей в счет производства экспертизы; в пользу ООО "Институт судебной экспертизы и земельного аудита" - 6000 рублей в счет производства экспертизы; в пользу ФБУ "Крымская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" - 56 005 рублей в счет производства экспертизы.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить обжалуемые судебные акты в части удовлетворения требований природоохранного прокурора и ФГБУ "Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий "Заповедный Крым"" и в части отказа в удовлетворении требований Анисимова С.М, принять новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора и названного учреждения отказать, исковые требования Анисимова С.М. удовлетворить; вынести решение о законности границ принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым N, расположенного по "адрес"; в части разрешения исковых требований ГБУ РК "Ялтинский горно-лесной природный заповедник" решение суда оставить без изменения.
Податель жалобы настаивает на том, что в 2013 году на законных основаниях приобрел спорный участок, который находится в зоне индивидуального жилищного строительства, но не в заповеднике. Выражает несогласие с произведенной судами оценкой имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе заключений по результатам судебных экспертиз. Считает ошибочными выводы судов относительно срока исковой давности по заявленным учреждениями заповедников требованиям. По мнению заявителя материалами дела не подтверждено наличие у ГБУ РК "Ялтинский горно-лесной природный заповедник" и ФГБУ "Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий "Заповедный Крым"" каких-либо прав на спорный участок, ввиду чего полагает не основанным на доказательствах вывод судов о выбытии участка помимо воли его прежних правообладателей - названных учреждений.
В дополнениях к кассационной жалобе представитель Анисимова С.М. - Иванченко О.Е, кроме прочего, просит: отменить обжалуемые судебные акты в указанной части и оставить в силе решение суда в части отказа в удовлетворении требования ГБУ РК "Ялтинский горно-лесной природный заповедник"; принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворения заявленных требований Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Республики Крым и ФГБУ "Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий "Заповедный Крым", требования Анисимова С.М. удовлетворить.
Представитель заявителя ссылается на допущенные судом нарушения норм процессуального права, выразившиеся в привлечении ФГБУ "Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий "Заповедный Крым"" в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями, полагая, что требования данного лица не являются самостоятельными относительно предмета спора, поскольку идентичны требованиям ГБУ РК "Ялтинский горно-лесной природный заповедник".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Учитывая, что судебные акты обжалуются только в части удовлетворения заявленных требований Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Республики Крым и Федерального государственного бюджетного учреждения "Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий "Заповедный Крым", в части отказа в удовлетворении заявленных требований Анисимова С.М, оспариваемые судебные постановления в иной части судом кассационной инстанции в соответствии с положениями статьи 379.6 ГПК РФ проверке не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к выводу о том, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением 26 сессии Массандровского поселкового совета Автономной Республики Крым 5 созыва от 4 марта 2009 года N 13 (далее - Решение N 13) утвержден проект землеустройства по отводу земельного участка -участок площадью 0, 12 га по "адрес", кадастровый N (далее - участок КН:0099) отнесен к категории земель жилой и общественной застройки и передан Михайловой О.А. в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
Согласно содержащемуся в проекте землеустройства заключению Управления экологической инспекции Южно-Крымского региона Республиканского комитета Автономной Республики Крым по охране окружающей природной среды от 13 августа 2008 года земельный участок граничит с землями Массандровского поселкового совета, не является объектом природно-заповедного фонда и иного природоохранного назначения, не зарезервирован к заповедованию.
2 июля 2008 года директором Ялтинского горно-лесного природного заповедника сообщено Михайловой О.А, что при выезде на место лесничего Гурзуфского лесничества установлено, что названный участок площадью 0, 12 га не входит в границы заповедника.
3 декабря 2008 года директор Ялтинского горно-лесного природного заповедника согласовал в качестве смежного землепользователя акт выбора и обследования земельного участка Михайловой О.А, проектируемого для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенного по "адрес".
15 июля 2009 года Республиканским комитетом по земельным ресурсам Автономной Республики Крым дано заключение о необходимости возвращения проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность Михайловой О.А. на доработку, в том числе для удостоверения в установленном порядке копии справки Ялтинского горно-лесного природного заповедника от 2 июля 2008 года N 01-06/465 и доверенности 26 июня 2008 года реестровый номер 2305
На основании вышеуказанного Решения N 13 Ялтинским городским Управлением земельных ресурсов выдан государственный акт серии ЯЕ N 897655 о праве собственности Михайловой О.А. на земельный участок КН:0099 для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
По договору от 28 января 2010 года Михайлова О.А. продала указанный участок Ю.Н.Ф, который по договору от 25 октября 2013 года продал его Анисимову С.М, право собственности последнего зарегистрировано в Государственном реестре прав на недвижимое имущество Украины 25 октября 2013 года.
Решением 29 сессии Массандровского поселкового совета 6 созыва от 26 декабря 2012 года N 1 (далее - Решение N1) согласованы материалы по проекту изменения границ и расширения территории Ялтинского горно-лесного природного заповедника в административно-территориальных границах Массандровского поселкового совета всего 557, 15 га, в том числе за границами населенных пунктов 556, 1 га, в границах населенных пунктов 1, 05 га.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости:
25 октября 2013 года поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового N (далее - КН:340) земельный участок площадью 1200 кв. м. +/- 12 кв. м по "адрес", категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство" (ранее присвоенный государственный учетный N);
23 марта 2017 года зарегистрировано право собственности Анисимова С.М. на жилой дом площадью 139, 4 кв. м по "адрес", кадастровый N, данный объект расположен на земельном участке КН:340.
На момент принятия Массандровским поселковым советом Автономной Республики Крым решения о передаче Михайловой О.А. в собственность земельного участка, порядок предоставления земельных участков в собственность граждан был установлен законодательством Украины.
В соответствии с Положением о Ялтинском горно-лесном природном заповеднике, утвержденном Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 18 декабря 2000 года N 255, данный заповедник создан в 1973 году согласно постановлению Совета Министров Украинской ССР от 20 февраля 1973 года N 84 на территории Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым на базе Ялтинского лесхоза площадью 14 523 га, который передан заповеднику в постоянное пользование.
На момент принятия Массандровским поселковым советом Автономной Республики Крым решения о передаче в собственность Михайловой О.А. земельного участка действовала редакция Лесного кодекса Украины от 8 февраля 2006 года. Согласно пункту 5 раздела VIII Заключительных положений Лесного кодекса Украины установлено, что до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками документами, которые подтверждают это право на ранее предоставленные земли, будут являться планово-картографические материалы.
Ялтинский горно-лесной природный заповедник являлся объектом природного заповедного фонда Украины, относительно которого разработан проект лесоустройства с данными планшетных съемок и определенными пределами, на основании Инструкции о порядке и создании лесных карт, утвержденной Первым заместителем Председателя ГУ СССР по лесному хозяйству 11 декабря 1986 года.
Республика Крым принята в Российскую Федерацию с 18 марта 2014 года в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ).
Решением Президиума Государственного Совета Республики Крым от 24 марта 2014 года N 1804-6/14 национализированы в собственность Республики Крым целостные имущественные комплексы предприятий сферы управления Государственного агентства лесных ресурсов Украины и иных государственный органов, расположенных на территории Республики Крым и города Севастополя, в том числе имущественный комплекс Ялтинского горно-лесного природного заповедника.
Приказом Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым от 3 декабря 2014 года N 124 приведено в соответствие с законодательством Российской Федерации Положение о Ялтинском горно-лесном природном заповеднике, его наименование изменено на ГБУ РК "Ялтинский горно-лесной природный заповедник".
В соответствии с контрактом от 9 августа 2016 года N 1, заключенным с ГБУ РК "Ялтинский горно-лесной заповедник", обществом с ограниченной ответственностью "Проектный институт "Геоплан"" выполнен комплекс работ по установлению границ Ялтинского горно-лесного природного заповедника, который включал разработку материалов комплексного экологического обследования территории и земельно-кадастровые работы по установлению границ ГБУ РК "Ялтинский горно-лесной природный заповедник".
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 30 мая 2017 года N 570-р утверждены границы зоны с особыми условиями использования территории "Ялтинский горно-лесной природный заповедник" и внесены в Единый государственный реестр недвижимости в форме сведений о зоне с особыми условиями использования территории с кадастровым номером 90.25.2.12.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 27 апреля 2018 года N 450-р в распорядительную часть распоряжения Совета министров Республики Крым от 30 мая 2017 года N 570-р внесены изменения, согласно которым утверждены границы с особыми условиями использования территории (особо охраняемая природная территория "Ялтинский горно-лесной природный заповедник") площадью 14 459, 5783 га.
Границы особо охраняемых природных территорий Ялтинского горно-лесного природного заповедника определены картометрическим методом в соответствии с плановыми материалами базового лесоустройства 1987 года, утвержденного в составе Проекта организации территории данного заповедника, и с учетом объектов недвижимости, сведения о границах которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости 26 февраля 2019 года зарегистрировано право собственности Республики Крым на земельный участок площадью 3 8018 703 +/- 17 099 кв. м по адресу: Республика Крым, г. Ялта, за границами населенных пунктов, кадастровый N, категория земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", вид разрешенного использования "деятельность по особой охране и изучению природы". Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 23 ноября 2016 года на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью "Проектный институт "Геоплан"".
Для проверки доводов о том, что в собственность Михайловой О.А. предоставлен земельный участок, входящий в границы земельного участка, находящегося в пользовании Ялтинского горно-лесного природного заповедника, суд назначил судебную землеустроительную экспертизу, производство которой поручил экспертам ФБУ "Севастопольская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации".
В соответствии с заключением названной экспертной организации от 22 ноября 2019 года, согласно данным Единого государственного реестра недвижимости наложение земельных участков с кадастровыми N и N (далее - КН:1380) отсутствует; согласно материалам лесоустройства 1987 года земельный участок КН:340, вероятно, частично налагается на земельный участок КН:1380.
Суд назначил по делу повторную землеустроительную экспертизу, производство которой поручил этой же экспертной организации.
Согласно заключению экспертов от 28 июля 2021 года, составленному по результатам повторной судебной экспертизы, имеется практически полное наложение границ земельного участка КН:340 на границы зоны с особыми условиями использования территории "Территория особо охраняемого природного объекта "Особо охраняемого природная территория "Ялтинский горно-лесной природный заповедник"" учетный номер 90.25.2.12 в Едином государственном реестре недвижимости; отсутствует наложение границ земельного участка КН:340 на границы земельного участка КН:1380 согласно плану границ и каталогу координат участка, разработанным обществом с ограниченной ответственностью "Проектный институт "Геоплан""; имеется полное наложение границ земельного участка КН:340 на границы земель Ялтинского горно-лесного природного заповедника согласно материалам базового лесоустройства 1987 года.
В связи доводами Анисимова С.М. об ином месте расположения квартального столба, с учетом которого экспертом сделан вывод о вхождении спорного земельного участка в границы Ялтинского горно-лесного природного заповедника, суд назначил по делу дополнительную судебную землеустроительную экспертизу, проведение которой поручил иной экспертной организации.
Согласно заключению ФБУ "Крымская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации" от 3 октября 2022 года, выполненному по результатам дополнительной судебной экспертизы, имеется частичное наложение границ участка КН:340 на границы земель Ялтинского горно-лесного природного заповедника согласно материалам базового лесоустройства 1987 года; при привязке Планшета N 5 лесоустройства 1987 года Гурзуфского лесничества Ялтинского горно-лесного природного заповедника с привязкой от разрушенного квартального столба (координаты N, N) средняя квадратическая ошибка по осям Х и У не соответствует нормативной более чем в 2 раза, что свидетельствует о неверном применении координат разрушенного квартального столба (координаты N, N); в результате привязки земельный участок КН:340 большей частью располагается на автомобильной дороге Романовское шоссе в границах Санатория Долоссы, что не соответствует фактическому расположению земельного участка на местности, так как участок расположен справа (при движении на север в горную часть) от Романовского шоссе, а не на дороге; площадь наложения на границы Ялтинского горно-лесного природного заповедника составляет 211 кв. м; эксперт указал, что не представляется возможным установить имеется ли наложение земельного участка КН:340 на территорию Ялтинского горно-лесного природного заповедника согласно карте-схеме к проекту изменения границ и расширения территории Ялтинского горно-лесного природного заповедника, являющейся приложением к названному выше Решению N1 "О согласовании Проекта изменения границ и расширения территории Ялтинского горно-лесного природного заповедника".
Перечисленные экспертные заключения суд признал надлежащими доказательствами по делу.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями статей 12, 16, 33, 84, 118, 150 Земельного кодекса Украины (в редакции на момент предоставления Михайловой О.А. в собственность спорного земельного участка), статьи 57 Лесного кодекса Украины, статей 7, 27, 60, 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 209, 223, 301 - 302 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", статьи 17 Закона Республики Крым от 8 августа 2014 года N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым", разъяснениями, изложенными в пунктах 34 - 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд первой инстанции исходил из перечисленных установленных обстоятельств и принял во внимание следующее.
Суд заключил, что соответствующих доказательств изменения целевого назначения предоставленного Михайловой О.А. в собственность земельного участка, расположенного в пределах землепользования заповедника, в материалах дела не имеется, судом не установлено, при этом само по себе согласование директором Ялтинского-горно-лесного природного заповедника передачи земельного участка в собственность Михайловой О.А. о законности данной передачи не свидетельствует.
Суд признал, что на момент принятия Массандровским поселковым советом Автономной Республики Крым решения о передаче Михайловой О.А. в собственность спорного земельного участка, изъятие земельных участков, которые находятся в пользовании заповедников, было прямо запрещено действующим законодательством.
Суд учел, что в силу статьи 17 Закона Республики Крым от 8 августа 2014 года N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым" на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество учитывается как собственность Республики Крым.
При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2018 года N 1091 "О создании особо охраняемых природных территорий федерального значения на территории Республики Крым" в границах Ялтинского горно-лесного природного заповедника создан государственный природный заповедник "Ялтинский горно-лесной" общей площадью 14 459, 5783 га (в границах Ялтинского горно-лесного природного заповедника).
Согласно преамбуле указанного постановления особо охраняемая природная территория федерального значения создана в границах территории, предусмотренной актами государственных органов Украины.
Ввиду изложенного суд сделал вывод о том, что в настоящее время в силу прямого указания закона государственная собственность на земельные участки государственного природного заповедника "Ялтинский горно-лесной" разграничена и отнесена к собственности Российской Федерации, то есть земли Ялтинского горно-лесного природного заповедника отнесены к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. При этом границы особо охраняемой природной территории определены в соответствии с границами заповедника, которые были определены актами государственных органов Украины.
В рассматриваемом случае такими актами являлись планово-картографические материалы Ялтинского горно-лесного природного заповедника и заключением проведенной по делу экспертизы достоверно установлено, что согласно указанным материалам принадлежащий ответчику Анисимову С.М. земельный участок находится в границах созданной особо охраняемой природной территории.
На основании изложенного суд сделал вывод о том, что орган местного самоуправления осуществил распоряжение спорным земельным участком вне пределов своей компетенции, в нарушение действующего законодательства, в результате чего земельный участок выбыл безвозмездно из владения заповедника помимо его воли как правообладателя.
При обращении в суд с иском в качестве надлежащего способа защиты своих прав как правообладателя спорного земельного участка выбраны признание недействительным решения органа местного самоуправления о предоставлении истцу земельного участка в собственность и истребование данного имущества из чужого незаконного владения истца в порядке, предусмотренном статьями 301, 302 ГК РФ.
Усмотрев основания для удовлетворения исковых требований об истребовании из владения Анисимова С.М. спорного земельного участка, суд сделал вывод о том, что исковые требования последнего о внесении изменений в распоряжения Совета министров Республики Крым от 30 мая 2017 года N 570-р и от 28 апреля 2018 года не направлены на защиту его прав, в связи с чем в их удовлетворении отказал, как и в удовлетворении требования о признании добросовестным приобретателем земельного участка, поскольку, как было указано выше, добросовестность приобретателя не имеет значения, если имущество выбыло из владения собственника помимо его воли.
Установив, что земельный участок после его передачи в собственность Российской Федерации не передавался ГБУ РК "Ялтинский горно-лесной природный заповедник" на каком-либо вещном праве, суд сделал вывод о том, что данное учреждение не является надлежащим истцом по виндикационному иску, в связи с чем его требования удовлетворению не подлежат.
Ввиду наличия оснований для удовлетворения исковых требований об истребовании из владения Анисимова С.М. земельного участка, исковые требования ФГБУ "Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий "Заповедный Крым" об устранении препятствий в пользовании данным участком путем сноса расположенного на нем жилого дома, суд также признал обоснованными и подлежащими удовлетворению, установив на основании части 1 статьи 206 ГПК РФ ответчику срок на исполнение решения суда - шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Разрешая ходатайство ответчика Анисимова С.М. о пропуске срока исковой давности по заявленным требованиями, руководствуясь положениями статей 196, 196, 200, 201 ГК РФ, приняв во внимание разъяснения, изложенные в пунктах 4 - 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", суд исходил из того, что Анисимовым С.М. не представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что уполномоченным органам стало известно о незаконном выбытии из государственной собственности спорного земельного участка до получения Симферопольским межрайонным природоохранным прокурором Республики Крым 31 октября 2014 года ответа ГУП Республики Крым "Научно-исследовательский и проектный институт землеустройства, кадастра и оценки недвижимого имущества" о выполнении 15 октября 2014 года геодезической съемки границ земельного участка, переданного в собственность Михайловой О.А, в результате которой установлено, что его фактические границы соответствуют каталогу координат, содержащемуся в проекте землеустройства. Так как координаты на границу Ялтинского горно-лесного природного заповедника отсутствуют, были взяты координаты окружной границы санатория "Долоссы", согласно которым земельный участок Михайловой О.А. входит в пределы объекта природно-заповедного фонда общегосударственного значения Ялтинского горно-лесного природного заповедника.
В виду изложенного, суд сделал вывод о том, что как Симферопольским межрайонным природоохранным прокурором Республики Крым, так ФГБУ "Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий "Заповедный Крым" срок исковой давности не пропущен.
В соответствии с требованиями гражданского процессуального закона суд распределил между сторонами спора судебные расходы по делу, мотивировав основания и размер взысканных сумм.
Суд апелляционной инстанции с приведенными выводами районного суда согласился, признав их законными и обоснованными.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права.
Довод заявителя о неправильном разрешении судом заявления Анисимова С.М. о применении к заявленным требованиям последствий пропуска срока исковой давности кассационный суд отклоняет, как основанный на ошибочном субъективном толковании заявителем норм материального права о сроке исковой давности.
Вопреки позиции заявителя, при оценке представленных в материалы дела доказательств нарушений норм гражданского процессуального закона о доказательствах и доказывании - главы 6 ГПК РФ - судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы, в том числе, о правомерности приобретения заявителем спорного земельного участка, о том, что участок не является территорией заповедника, об отсутствии у учреждений заповедника права на данный участок и, как следствие, об ошибочности выводов судов о выбытии данного участка помимо воли заповедника, фактически повторяют позицию Анисимова С.М, изложенную при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций, были исследованы и правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанций, ввиду чего не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Вопреки доводам заявителя, установив, что на момент рассмотрения дела земельный участок является собственностью Российской Федерации, суд сделал правомерный вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований природоохранного прокурора и ФГБУ "Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий "Заповедный Крым" о признании недействительным решения о передаче Михайловой О.А. в собственность земельного участка, его истребовании в собственность Российской Федерации.
В целом изложенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в том числе заключений, выполненных по результатам судебных экспертиз, и выводов суда о фактических обстоятельствах дела, поэтому основанием к отмене судебных постановлений служить не могут, поскольку применительно к положениям статей 379.6, 379.7, 390 ГПК РФ, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанции или были ими опровергнуты.
Иных доводов, по которым состоявшиеся по делу судебные постановления могли бы быть отменены или изменены, а также ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильных по существу судебных постановлений в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит.
Таким образом, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 ГПК РФ основания для отмены либо изменения судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2022 года в части удовлетворения заявленных требований Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Республики Крым и Федерального государственного бюджетного учреждения "Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий "Заповедный Крым", в части отказа в удовлетворении заявленных требований Анисимова С.М, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 6 июня 2023 года в указанной части оставить без изменения, кассационную жалобу и дополнения к ней - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
О.П. Богатых Е.В. Макарова Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.