Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 31 июля 2009 г. N А54-1849/2008
(извлечение)
См. также определение Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 марта 2009 г. N А54-1849/2008
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Правительства Рязанской области - Н.И.А. - представителя (доверенность от 25.08.2009), 3-их лиц: ООО "П" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, Администрации г. Рязани Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области - Б.Н.С. - прокурора отдела (доверенность от 10.02.2009 N 08/2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "П" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.02.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2009 по делу N А54-1849/2008, установил:
Заместитель прокурора Рязанской области обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Правительству Рязанской области (далее - Правительство) о признании недействительным распоряжения от 18.03.2008 N 127-р о предоставлении ООО "П" в аренду земельного участка с кадастровым номером 62:29:007 00 34:0033, общей площадью 2124 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Г. (Железнодорожный район).
Решением суда от 17.02.2009 заявленное требование удовлетворено. Оспариваемое распоряжение, проверенное на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, признано недействительным. Суд обязал Правительство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, вызванные принятием распоряжения от 18.03.2008 N 127-р.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2009 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "П" (далее - Общество) просит решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителей ООО "П" и Прокуратуры Рязанской области, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 15.06.2005 ООО "П" обратилось в Администрацию г. Рязани с заявлением о выделении земельных участков для строительства жилого дома по адресу: г. Рязань, район Железнодорожный, ул. Г., д. 14, корп. 2 (около детского сада).
22 июля 2005 года межведомственной комиссией произведен осмотр земельного участка и рассмотрены представленные на комиссию материалы: схема генерального плана, согласованная заявителем; проект землеустройства, согласованный комитетом по земельным ресурсам и землеустройству; градостроительное заключение управления главного архитектора, другие материалы обоснования решения на строительство объекта.
Общество 02.08.2005 повторно обратилось в Администрацию г. Рязани с заявлением о рассмотрении заявки о выделении земельного участка для строительства жилого дома по указанному адресу.
29 августа 2005 года составлен акт выбора земельного участка под проектирование и строительство N 3447, согласно которому комиссия считает необходимым признать целесообразным использовать участок под строительство многоквартирного жилого дома и рекомендовать администрации города предварительное согласование запрашиваемого участка под строительство.
Постановлением Администрации г. Рязани от 26.09.2005 N 1649 утвержден акт выбора земельного участка под проектирование и строительство многоквартирного жилого дома по ул. Гагарина от 29.08.2005 N 3447.
Администрацией г. Рязани 05.09.2006 в газете "Рязанские ведомости" опубликовано сообщение о наличии земельного участка, предлагаемого для предоставления под строительство жилого дома по ул. Гагарина г. Рязани. Возражения и предложения предложено направлять в течение 30 дней в администрацию города.
Постановлением Администрации г. Рязани от 25.08.2006 N 2778 установлено разрешенное использование земельного участка, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Г. (Железнодорожный округ) - строительство многоэтажного жилого дома, площадь земельного участка определена равной 2124 кв. м.
Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 62:29:007 00 24:0033, разрешенное использование земельного участка (назначение) - строительство многоэтажного жилого дома.
14 сентября 2006 года утвержден план землеустройства спорного земельного участка.
Администрация г. Рязани 17.10.2007 направила в адрес Управления государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области материалы дела по указанному земельному участку для рассмотрения и принятия решения о предоставлении в аренду ООО "П" для строительства многоквартирного жилого дома.
Заседание Межведомственной комиссии Рязанской области по вопросам предоставления земельных участков для строительства и изменения целевого назначения земельных участков состоялось 13.12.2007, по результатам которого комиссия предложила Правительству Рязанской области принять решение о предоставлении ООО "П" вышеназванного земельного участка.
Правительство Рязанской области после предоставления Управлением государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области документов приняло решение в форме распоряжения от 18.03.2008 N 127-р о предоставлении ООО "П" в аренду земельного участка с кадастровым номером 62:29:007 0024:0033, общей площадью 2124 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Гагарина, для строительства многоквартирного жилого дома сроком на три года.
Считая указанное распоряжение незаконным, заместитель прокурора Рязанской области обратился в суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд правомерно исходил из следующего.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, который предусматривает два способа предоставления земельных участков: без предварительного согласования мест размещения объектов - исключительно на торгах (аукционах, конкурсах); с предварительным согласованием мест размещения объектов, включающим в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка и принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 30.1 "Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", в соответствии с которой земельные участки для жилищного строительства, в том числе индивидуального, предоставляются без предварительного согласования места размещения объекта на торгах (аукционах, конкурсах).
Прежний порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов (на основании заявления заинтересованных лиц и решения компетентных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта без проведения торгов) отменялся со дня вступления данного Федерального закона в силу, а именно с 1 октября 2005 года.
Таким образом, федеральным законодательством установлен достаточный срок, в течение которого заинтересованные лица и компетентные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления имели возможность и должны были завершить все начатые процедуры по предоставлению земельных участков без торгов.
С 1 октября 2005 года действует особый порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, - исключительно в форме аукционной продажи. Указанная норма устанавливает порядок предоставления земельных участков исключительно для жилищного строительства, и является специальной по отношению к статье 30 Кодекса.
В силу п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции ст. 26 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона Рязанской области от 23.11.2004 N 126-ФЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области" решение вопроса о предоставлении земельных участков в аренду для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, если предоставление земельных участков не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, отнесено к полномочиям Правительства Рязанской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона Рязанской области следует читать как "N 126-ОЗ"
Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством принимают решения: о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков; о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, за исключением случаев, установленных настоящим Законом; об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд; об установлении или прекращении публичных сервитутов в соответствии с настоящим Законом; о резервировании земель для муниципальных нужд; решения, не отнесенные настоящим Законом к полномочиям Рязанской областной Думы, Правительства Рязанской области, управления государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области; о проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков в пределах полномочий, установленных пунктом 1 настоящей статьи (ст. 7 указанного Закона).
Как установлено судом и следует из материалов дела, решение о предварительном согласовании места размещения объекта в виде постановления Администрации г. Рязани от 26.09.2005 N 649 принято до 01.10.2005.
Таким образом, суд обоснованно указал, что земельный участок площадью 2124 кв. м должен быть предоставлен Обществу в аренду для жилого строительства на основании его заявления без проведения торгов.
Однако решение о предварительном согласовании места размещения объекта в виде постановления от 26.09.2005 N 649 принято администрацией, к полномочиям которой, в силу ст. 7 вышеназванного Закона Рязанской области, право на принятие решения о предоставлении юридическим лицам земельных участков для строительства многоквартирных домов, не отнесено.
На основании изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для принятия Правительством Рязанской области распоряжения о предоставлении ООО "П" в аренду указанного земельного участка. Оспариваемый ненормативный акт нарушает права неопределенного круга лиц - потенциальных покупателей участка или права на заключение договора аренды участка, которые при соблюдении установленного Кодексом порядка предоставления земельного участка могли принять участие в торгах, поскольку распоряжение Правительства Рязанской области от 18 марта 2008 года N 127-р о предоставлении ООО "П" в аренду земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома принято без проведения торгов.
Кассационная коллегия считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, и в силу ст. 286 АПК РФ не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятых судебных актов, поскольку не опровергают правильность выводов судов.
Обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
В силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя жалобы.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы размер государственной пошлины составляет 1000 руб.
Поскольку заявителю кассационной жалобы при ее подаче предоставлялась отсрочка по уплате госпошлины до рассмотрения жалобы по существу, указанная сумма подлежит взысканию с ООО "П".
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.02.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2009 по делу N А54-1849/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "П" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 31 июля 2009 г. N А54-1849/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании