Дело N 88-43317/2023
N дела в суде 1-инстанции: 2-32/2022
УИД: 61RS0036-01-2021-005360-66
г. Краснодар 22 декабря 2023 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Авериной Е.Г, рассмотрев кассационную жалобу представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области по доверенности ФИО1 на определение Каменского районного суда Ростовской области от 30 мая 2023 года, апелляционное определение Ростовского областного суда от 14 августа 2023 года по гражданскому делу по иску Каменского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Каменского района Ростовской области о возложении обязанности обеспечить земельные участки инженерной и транспортной инфраструктурой,
УСТАНОВИЛ:
администрация Каменского района Ростовской области обратилась в суд с заявлением о замене стороны в исполнительном производстве от 7 февраля 2023 года N в части водоснабжения и водоотведения на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
Определением Каменского районного суда Ростовской области от 30 мая 2023 года заявление Каменского района Ростовской области о замене стороны в исполнительном производстве в части водоснабжения и водоотведения удовлетворено.
Произведена замена должника в исполнительном производстве в части водоснабжения и водоотведения с администрации Каменского района Ростовской области на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, возбужденному на основании решения Каменского районного суда Ростовской области по делу N2-32/2022 от 16 марта 2022 года по иску Каменского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Каменского района Ростовской области о возложении обязанности обеспечить земельные участки инженерной и транспортной инфраструктурой.
Апелляционным определением Ростовского областного суда от 14 августа 2023 года определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области по доверенности ФИО1 ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений, в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Полагает, что при принятии оспариваемых судебных актов суды неверно применили Областной закон N 801 ЗС "О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ростовской области", поскольку полномочия, предусмотренные п.п.2, 4-8, 9.1-10 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416 -ФЗ " О водоснабжении и водоотведении", включая разработку и утверждение схем водоснабжения и водоотведения, утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ, продолжают осуществляться органами местного самоуправления Каменского района Ростовской области. Считает, что основания для удовлетворения заявления администрации Каменского района Ростовской области при вышеуказанных обстоятельствах о замене стороны исполнительного производства отсутствовали.
Согласно части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов кассационных жалобы, представления и возражений относительно них суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание.
Таких оснований для проведения судебного заседания и извещения лиц, участвующих в деле, не усматривается.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив доводы кассационной жалобы, возражения представителя администрации Каменского района Ростовской области по доверенности ФИО3, проверив законность судебных постановлений, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, приходит к выводу о том, что по настоящему делу таких нарушений судами не допущено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что решением Каменского районного суда Ростовской области от 16 марта 2022 года удовлетворены исковые требования Каменского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Каменского района Ростовской области о возложении обязанности обеспечить земельные участки инженерной и транспортной инфраструктурой, суд обязал администрацию Каменского района Ростовской области обеспечить земельные участки с кадастровыми номерами: N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N дорожной сетью и инженерной инфраструктурой до 31 декабря 2022 года. Решение суда вступило в законную силу 19 апреля 2022 года.
В обоснование своих доводов заявитель ссылался на то, что вышеуказанные земельные участки расположены на территории Богдановского сельского поселения Каменского района. Вместе с тем, полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения в Ростовской области с 1 марта 2023 года к Администрации Каменского района не относятся в соответствии со статьей 6.1 Закона N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", с п. 1.2 ст. 17 Закона N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 1 Областного закона Ростовской области N801 "О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ростовской области". Таким образом, вопросами местного значения в части водоснабжения и водоотведения с 1 марта 2023 года занимается орган исполнительной власти Ростовской области, уполномоченный на осуществление функций по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
В настоящее время администрация Каменского района в силу отсутствия полномочий по вопросам местного значения в сфере водоснабжения и водоотведения населения, закрепленных Федеральным законом Российской Федерации от 6 марта 2006 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного сам правления в Российской Федерации" и относящихся с 1 марта 2023 года к ведению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, а также по независящим от воли заявителя обстоятельствам, не может исполнить решение суда в полном объеме и выполнить требования исполнительного документа, так как в соответствии с Областным законом от 16 декабря 2022 года N801-ЗС "О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ростовской области" имущество перешло в государственную собственность Ростовской области. Полномочия органа местного самоуправления в данной части прекращены.
Разрешая заявленные требования администрации Каменского района Ростовской области, руководствуясь положением статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статей 382, 384 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 52 Федерального закона N 229-ФЗ от 2 октября 2007 года "Об исполнительном производстве", суд первой инстанции, установив, что с 1 марта 2023 года администрация Каменского района Ростовской области не имеет полномочий заниматься вопросами местного значения в части водоснабжения и водоотведения, а также исполнить решение Каменского районного суда Ростовской области от 16 марта 2022 года в части водоснабжения и водоотведения пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления о замене стороны в исполнительном производстве.
Апелляционным определением Ростовского областного суда от 14 августа 2023 года определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Оснований не согласиться с вышеуказанными выводами судов обеих инстанций у суда кассационной инстанции не имеется.
Согласно части 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Согласно статье 52 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае выбытия одной из сторон (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель обязан своим постановлением произвести замену этой стороны ее правопреемником, определенным в порядке, установленном федеральным законом. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательны для стороны, которую правопреемник заменил.
В пункте 14 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2017 года, разъяснено, что переход права собственности на недвижимое имущество в ходе исполнительного производства, возбужденного в отношении предыдущего собственника, на которого вступившим в законную силу решением суда возложена обязанность о приведении этого имущества в надлежащее состояние, влечет переход данной обязанности на нового собственника.
В случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом.
При этом необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
Следовательно, при переходе права собственности на имущество от одного лица к другому происходит правопреемство в материальном гражданском правоотношении, то есть возложенная решением суда обязанность в случае ее неисполнения прежним собственником переходит к новому собственнику соответствующего имущества.
Принимая во внимание вышеизложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что замена стороны в порядке правопреемства по данному исполнительному производству возможна и не противоречит действующим нормам права.
Выводы судов нижестоящих инстанций основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
Судом апелляционной инстанции верно установлено, для подведения к земельным участкам водоснабжения необходимы полномочия по организации холодного водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации холодного водоснабжения населения, которые с 1 марта 2023 года, в соответствии с Областным законом Ростовской области от 16.12.2022 N 801-ЗС "О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Ростовской области", перешли к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения требований о процессуальном правопреемстве, судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку указанные доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, как не нашедшие своего подтверждения.
По сути, доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами доказательств и не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по приведенным в жалобе доводам. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных постановлений в силу части 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
определение Каменского районного суда Ростовской области от 30 мая 2023 года, апелляционное определение Ростовского областного суда от 14 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Е.Г. Аверина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.