Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу защитника ФИО4, действующей в интересах администрации муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области на вступившие в законную силу постановление врио начальника Харабалинского районного отделения службы судебных приставов Управления службы судебных приставов России по Астраханской области от 29 марта 2023 года, решение судьи Харабалинского районного суда Астраханской области от 03 мая 2023 года, решение судьи Астраханского областного суда от 23 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением врио начальника Харабалинского районного отделения службы судебных приставов Управления службы судебных приставов России по Астраханской области от 29 марта 2023 года, решение судьи Харабалинского районного суда Астраханской области от 03 мая 2023 года, решение судьи Астраханского областного суда от 23 июня 2023 года, администрация муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении администрации муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области по настоящему делу об административном правонарушении акты, считая их незаконными, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что стоимость оказания услуг по ликвидации несанкционированных свалов составила 9 500 000 рублей. Обращает внимание, что администрацией на рассмотрение Совета муниципального образования " "адрес"" внесен проект решения о бюджете муниципального образования "Харабалинский район" на 2023 года и плановый 2024-2025 годов, при этом внесено предложение дополнительно предусмотреть в бюджете расходы на указанные мероприятия в размере 8 000 000 рублей, поскольку в проекте бюджета были предусмотрены расходы на ликвидацию несанкционированных свалов в размере 1 500 000 рублей. Ссылается на то обстоятельство, что администрация МО " "адрес"" не были извещено о дате и времени рассмотрения дела должностным лицом 29 марта 2023 года.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 30.16 указанного Кодекса, в интересах законности, судья полагает необходимым проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Как следует из материалов дела на основании исполнительного листа, выданного Харабалинским районным судом Астраханской области от 14 марта 2022 года на администрацию "Харабалинского района" Астраханской области была возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, расположенные на землях участках по адресным ориентирам, перечисленным в исполнительном документе, постановлении должностного лица и судебных решениях нижестоящих судебных инстанций.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Харабалинского РОСП УФССП России по Астраханской области ФИО3 возбуждено исполнительное производство N.8805/22/30015-ИП. Согласно требованию судебного пристава-исполнителя Харабалинского РОСП УФССП России по Астраханской области от 18 октября 2022 года, администрация МО "Харабалинский район" уведомлялась о необходимости ликвидации несанкционированных свалок в семидневный срок со дня поступления настоящего требования.
ДД.ММ.ГГГГ ввиду неисполнения требований исполнительного документа в срок, который был установлен судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в отношении Администрации МО "Харабалинский район" был составлен протокол N по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого, постановлением Врио начальника Харабалинского РОСП УФССП России по Астраханской области администрация МО "Харабалинский район" была привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Согласно требованию судебного пристава-исполнителя Харабалинского РОСП УФССП России по Астраханской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, администрация МО "Харабалинский район" уведомляется о необходимости ликвидации несанкционированных свалок в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, администрация МО "Харабалинский район" не исполнила содержащиеся в исполнительном листе требования, что явилось основанием для привлечения администрации муниципального образования "Харабалинский район" к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в соответствии с указанной нормой закона.
Вместе с тем с состоявшимися по делу актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу пунктов 2, 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судья, иной орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, обязаны установить факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или его представителя, а также выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
На основании части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, решением судьи Храбалинского районного суда Астраханской области от 24 марта 2023 года было отменено постановление врио начальника Харабалинского районного отдела службы судебных приставов УФССП России по Астраханской области от 21 февраля 2023 года, дело направлено на новое рассмотрение в Харабалинский РОСП УФССП России по Астраханской области.
По итогам нового рассмотрения, постановлением врио начальника Харабалинского районного отделения службы судебных приставов Управления службы судебных приставов России по Астраханской области от 29 марта 2023 года администрация муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С названным постановлением согласились судьи районного и областного судов, рассматривая жалобу администрации МО "Харабалинский район" в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела по жалобе на постановление должностного лица по делу судьей районного суда не выполнены.
Материалы дела не содержат сведений о том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу - администрация МО "Харабалинский район" либо законный представитель юридического лица извещены должностным лицом о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Следует отметить, что документальным доказательством, подтверждающим факт направления извещения о дате и времени слушания дела должно являться уведомление о вручении, а в случае возврата - возвращенный конверт и уведомление с соответствующей отметкой.
Однако в материалах дела не имеется какого-либо подтверждения того, что указанные извещения направлялись в адрес администрации МО "Харабалинский район" и были доставлены адресату.
Таким образом, на день рассмотрения дела об административном правонарушении материалы дела не содержали доказательств, позволяющих считать, что администрации МО "Харабалинский район" надлежащим образом была извещена о месте, дате и времени, на которое было назначено рассмотрение дела должностным лицом административного органа.
Данных о том, что врио начальника Харабалинского районного отделения службы судебных приставов УФССП России по Астраханской области предпринимались попытки известить администрацию МО "Харабалинский район" о рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 6 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", о возможности использования любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации, связанной с извещением участвующих в деле лиц, материалы дела не содержат.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что на момент рассмотрения 29 марта 2023 года должностным лицом дела об административном правонарушении администрация МО "Харабалинский район" не была извещена о дате рассмотрения дела и должностное лицо не располагало сведениями о ее надлежащем извещении, что привело к существенному нарушению процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повлекшим нарушение права на защиту.
При таких обстоятельствах, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда не были исследованы вопросы, имеющие существенное значение для правильного разрешения данного дела.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, решение судьи Харабалинского районного суда Астраханской области от 03 мая 2023 года, решение судьи Астраханского областного суда от 23 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области подлежат отмене с направлением материалов дела на новое рассмотрение в Харабалинский районный суд Астраханской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Харабалинского районного суда Астраханской области от 03 мая 2023 года, решение судьи Астраханского областного суда от 23 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации муниципального образования "Харабалинский район" Астраханской области отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Харабалинский районный суд Астраханской области.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.