Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.В.
судей Никулиной И.А, Евтифеевой О.Э, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лихацкого Владимира Павловича на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 14 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 19 апреля 2023 г.
по административному делу N 2а-5629/2022 по административному исковому заявлению Лихацкого Владимира Павловича к администрации города Барнаула об оспаривании нормативно-правового акта, заслушав доклад судьи Виноградовой О.В, объяснения представителя Лихацкого В.П. - Кроневальд И.Э, прокурора Кадошникова О.С,
УСТАНОВИЛА:
Лихацкий В.П. обратился с административным иском о признании недействующим постановление администрации города Барнаула от 6 сентября 2019 г. N 1494 "Об утверждении проекта планировки улично - дорожной сети городского округа - города Барнаула Алтайского края" в части границ образуемого земельного участка, расположенного в "адрес", указывая, что оспариваемое постановление нарушает его права на получение в собственность земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимости (? доли в праве собственности на жилой дом), поскольку до разработки проекта планировки, утверждённого оспариваемым постановлением, не выполнены требования действующего законодательства в части закрепления красными линиями исторически сложившейся системы улично-дорожной сети застроенной территории, красные линии нанесены в отсутствие обоснования правомерности их установления в районе земельного участка, на котором расположен жилой дом, с отнесением этой части к территории общего пользования без учета существующего права собственности на домовладение.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 14 декабря 2022 г, оставленным без изменения апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 19 апреля 2023 г, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Лихацкий В.П, повторяя доводы административного иска и апелляционной жалобы, просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Указывает, что графическая и текстовая части оспариваемого постановления не содержат информации о том, что нанесение красных линий в рамках оспариваемого проекта планировки территории произведено в соответствие с ранее установленными красными линиями. Полагает, допустимым доказательством наличия ранее установленных красных линий в районе спорного земельного участка является только решение органа об их утверждении, тогда как в настоящее дело такое решение не представлено. Настаивает, что территория, находящаяся в фактическом пользовании ограниченною круга лиц, на которой расположен жилой дом, не может беспрепятственно использоваться неограниченным кругом лиц, в связи с чем, отнесение части земельного участка, находящегося в пользовании административного истца, к территории общего пользования посредством отсечения красными линиями является незаконным. В кассационной жалобе приведены подробные ссылки на нормативно - правовую базу, подлежащую применению, по мнению административного истца, в настоящем деле.
В судебном заседании представитель административного истца настаивал на удовлетворении кассационной жалобы.
Прокурор поддержал доводы представленных возражений.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей, прокурора, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что по настоящему административному делу такое основание отсутствует.
В силу части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 7 части 3 статьи 8, части 14 статьи 42 Правил землепользования и застройки города Барнаула решение об утверждении документации по планировке территории в форме постановления принимает глава администрации города Барнаула.
Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
В силу части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Красные линии обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации и отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории.
В силу части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Пунктом 1 статьи 54 Устава городского округа - города Барнаула, принятого решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 г. N 71, установлено, что администрация г. Барнаула организует подготовку Генерального плана городского округа и разработку на основании него Правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры и социальной инфраструктуры городского округа.
Как установлено при рассмотрении административного дела, административный истец является собственником 1/2 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный в "адрес", расположенный на земельном участке, границы которого в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, описание местоположения земельного участка отсутствует, право административного истца в отношении данного земельного участка правоустанавливающими документами не подтверждено.
На обращение административного истца с целью оформления права на земельный участок в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность указанного земельного участка и утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории, решением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула от 3 июня 2022 г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность отказано в связи с тем, что в соответствии с проектом планировки улично-дорожной сети городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным постановлением администрации города от 6 сентября 2019 г. N 1494, часть земельного участка, в том числе территория, на которой расположен жилой дом, находится в границах территории общего пользования.
Суд установил, что оспариваемый (в части) нормативный правовой акт принят уполномоченным на дату его принятия органом местного самоуправления в установленной форме с соблюдением процедуры принятия и по этим основаниям не оспаривается.
Установив, что согласно Генеральному плану городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденному решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 г. N 344 (в ред. от 30 ноября 2021 г. N 794) часть спорного земельного участка с расположенным на нем домом расположены в функциональной зоне транспортной инфраструктуры и частично в функциональной зоне застройки многоэтажными жилыми домами, при этом, ранее установленные красные линии в отношении рассматриваемого земельного участка (согласно архивным данным комитета по строительству, архитектуре и развитию города расчет красных линий в районе спорного земельного участка осуществлен до 1996 г.) не изменены и с первоначальной даты расчета по настоящее время перенос красных линий в районе испрашиваемого земельного участка не осуществлялся, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, поскольку, установление красных линий обусловлено публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории, и осуществлено органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, Судом учтено также, что исключение территории земельного участка по указанному адресу из границ территории общего пользования путем переноса красных линий повлечет нарушение нормативной ширины магистральной улицы общегородского значения.
С данными выводами следует согласиться, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы, соответствуют содержанию представленных в дело доказательств.
Отказ в удовлетворении административного искового заявления верно обоснован судами отсутствием основания, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ.
Само по себе длительное фактическое использование земельного участка и размещение на нем жилого дома не меняет разрешенное использование как территории общего пользования с учетом неизменности границ красных линий с момента их первоначального установления.
С учетом данного обстоятельства и учитывая, что в соответствии с Генеральным планом городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 г. N 344, жилой дом, принадлежащий на праве долевой собственности административному истцу (1-2), и фактически используемый ими земельный участок частично расположены в функциональной зоне транспортной инфраструктуры, основания не согласиться с выводами судов отсутствуют, поскольку в рамках избранного административными истцами способа защиты удовлетворение требований не приведет к изменению границ территории общего пользования.
Доводы административного истца о том, что оспариваемым проектом планировки определены красные линии, местоположение дороги и территории общего пользования, в границах которых только планируется осуществление строительства (реконструкция) дороги, в том числе и по местонахождению спорного жилого дома и земельного участка под ним, обоснованно отклонены судами с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 6 ноября 2003 г. N 387-0, от 15 июля 2010 г. N 931-0-0, от 25 февраля 2016 г. N 242-о, поскольку установление красных линий в рассматриваемом случае обусловлено публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории, и осуществлено органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, основания для признания незаконным постановления от 06 сентября 2019 г. N 1494 "Об утверждении проекта планировки улично-дорожной сети городского округа - города Барнаула Алтайского края" в части нанесения и утверждения красных линий в районе земельного участка по ул. "адрес" отсутствовали.
Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку правильно установленных судами двух инстанций обстоятельств и доказательств по делу, правом на которую суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями ст. 329 КАС РФ, а также применительно к ст. 328 КАС РФ, не наделен, и с учетом того, что отмена или изменение судебных постановлений нижестоящих судов в кассационном порядке возможны исключительно в случае наличия таких ошибок в толковании и применении закона, которые повлияли на исход дела, без исправления которых невозможны эффективное восстановление и защита нарушенных прав, свобод и охраняемых законом публичных интересов, а таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 14 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 19 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 декабря 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.