Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1291/2022 (УИД 24RS0040-01-2022-000620-77) по исковому заявлению Занина Дмитрия Юрьевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю, Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения" о взыскании недополученной суммы пенсии, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Занина Дмитрия Юрьевича на решение Норильского городского суда Красноярского края от 16 ноября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Занин Дмитрий Юрьевич (далее по тексту - Занин Д.Ю, истец) обратился в Норильский городской суд Красноярского края к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (далее по тексту - ОПФР по Красноярскому краю, пенсионный орган) с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании суммы невыплаченной пенсии в размере 296 216 рублей, компенсации морального вреда в размере 1 000 000 рублей.
Протокольным определением Норильского городского суда Красноярского края от 22 апреля 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено территориальное отделение Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения" (далее по тексту - ТО КГКУ "УСЗН").
Протокольным определением Норильского городского суда Красноярского края от 22 июля 2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения" (далее по тексту - КГКУ "УСЗН").
Решением Норильского городского суда Красноярского края от 16 ноября 2022 г. исковые требования Занина Д.Ю. к КГКУ "УСЗН" о перерасчете размера пенсии, выплате неполученной пенсии и компенсации морального вреда удовлетворены частично. С КГКУ "УСЗН" в пользу Занина Д.Ю. взыскана региональная социальная доплата в размере 15 824, 46 рублей, компенсация морального вреда в размере 15 000 рублей. С КГКУ "УСЗН" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей. В удовлетворении исковых требований Занина Д.Ю. к ОПФР по Красноярскому краю отказано.
Определением Норильского городского суда Красноярского края от 11 мая 2023 г. произведена замена ОПФР по Красноярскому краю на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 июля 2023 г. решение Норильского городского суда Красноярского края от 16 ноября 2022 г. в части взыскания с КГКУ "УСЗН" в пользу Занина Д.Ю. компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей, в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 300 рублей отменено. Принято в этой части новое решение. В удовлетворении исковых требований Занина Д.Ю. к КГКУ "УСЗН" о взыскании компенсации морального вреда отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
Занин Д.Ю. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Норильского городского суда Красноярского края от 16 ноября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 июля 2023 г. отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы Занин Д.Ю. указал на нарушение судами норм материального и процессуального права. Суды проигнорировали положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие и устанавливающие на региональном уровне социальные выплаты. Суды не учли компенсирующие выплаты за несвоевременно выплаченное пособие, в том числе с учетом ставки рефинансирования. Суды не приняли во внимание бездействие должностных лиц ответственных за своевременность и выплату социальной доплаты. Допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права повлекли неправильные выводы судов об оценке предмета и оснований заявленных требований, заявленный спор фактически не разрешен по существу заявленных требований. Судами не учтены его права на компенсацию морального вреда. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Занин Д.Ю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем социальной пенсии по инвалидности "данные изъяты" группы с 24 ноября 2015 г, ежемесячной денежной выплаты по категории "инвалиды ("данные изъяты")" с 24 ноября 2015 г. В период с 1 апреля 2017 г. по 31 декабря 2019 г. являлся получателем федеральной социальной доплаты к пенсии.
Вступившим в законную силу приговором Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 17 октября 2016 г. Занин Д.Ю. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом "б" части 4 статьи "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде "данные изъяты".
По сведениям ГУФСИН России по Красноярскому краю от 4 апреля 2022 г. осужденный Занин Д.Ю. 8 апреля 2017 г. прибыл в ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, 18 марта 2021 г. в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
На основании заявления Занина Д.Ю. от 14 ноября 2019 г. ему была назначена выплата региональной социальной доплаты (далее по тексту - РСД) к пенсии с 1 января 2020 г, перечисление которой производилось по 28 февраля 2021 г. на лицевой счет Занина Д.Ю. в ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, денежные средства за март 2021 г. были возвращены с указанием причины "выбыл".
18 марта 2021 г. Занин Д.Ю. этапирован в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Согласно справке группы соцзащиты осужденных, представленной ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю 29 сентября 2022 г. осужденный Занин Д.Ю. прибыл в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю 18 марта 2021 г. 23 марта 2021 г. сотрудником группы социальной защиты и учета трудового стажа ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю был подготовлен и направлен пакет документов в УПФ РФ в г. Норильске Красноярского края (межрайонное) для постановки на учет и получения соответствующих выплат в отношении Занина Д.Ю. Пенсионные выплаты согласно разовой ведомости осужденному Занину Д.Ю. за март 2021 г, апрель 2021 г. были произведены 3 мая 2021 г, за май 2021 г. - 7 мая 2021 г. С июня 2021 г. осужденный получает пенсионные выплаты ежемесячно. 21 января 2022 г. в связи с постановлением Правительства Красноярского края от 21 декабря 2021 г. N 915-п сотрудником группы социальной защиты ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю был направлен список осужденных, получающих пенсионные выплаты для оформления и пересмотра региональной социальной доплаты.
Из ответа УПФ РФ в г. Норильске Красноярского края (межрайонное) от 30 сентября 2021 г. на обращение Занина Д.Ю. следует, что Занин Д.Ю. снят с пенсионного учета по прежнему месту жительства с 1 мая 2021 г, в связи с чем, с 1 мая 2021 г. поставлен на учете в УПФ РФ в г. Норильске. Выплата пенсии с 1 мая 2021 г. управлением производится с учетом районного коэффициента и составляет 8 869, 12 рублей, также с 1 мая 2021 г. производится ежемесячная денежная выплата (далее - ЕДВ) в размере 2 336, 70 рублей. В связи с выплатой пенсии по прежнему месту жительства по 28 февраля 2021 г. по причине убытия в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю, в мае 2021 г. Занину Д.Ю. произведена выплата пенсии и ЕДВ за март 2021 г. в размере 6 194, 85 рублей + 2 336, 70 рублей, за апрель 2021 г. в размере 6 405, 48 рублей + 2 336, 70 рублей, за май 2021 г. в размере 8 869, 12 рублей + 2 336, 70 рублей, а всего в размере 28 479, 55 рублей. Недополученных сумм пенсий нет.
Согласно информации ОПФР по Красноярскому краю от 7 апреля 2022 г. пенсионное дело Занина Д.Ю. 1 мая 2017 г. было поставлено на учет в УПФР в Богучанском районе Красноярского края. С мая 2017 г. к размеру пенсии Занина Д.Ю. был применен районный коэффициент 1.3, поскольку территория Богучанского района Красноярского края относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Размер социальной пенсии по инвалидности "данные изъяты" группы с 1 апреля 2021 г. установлен в сумме 4 927, 29 рублей. На период пребывания на территории Богучанского района к размеру социальной пенсии истца был установлен районный коэффициент 1, 3 (4 927, 29 рублей х 1, 3), с 1 мая 2021 г. при постановке на учет пенсионного дела Занина Д.Ю. в г. Норильске был установлен районный коэффициент в размере 1, 8 (4 927, 29 рублей х 1, 8). Выплата пенсии производится в полном объеме. При постановке на учет 1 мая 2017 г. Занину Д.Ю. продолжена выплата ежемесячного денежного довольствия, установленного в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и установлена федеральная социальная доплата к пенсии, которая выплачивалась в период с 1 апреля 2017 г. по 31 декабря 2019 г. в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". С 1 января 2020 г. РСД к пенсии выплачивают органы социальной защиты региона. В связи с переездом Занина Д.Ю. причитающиеся суммы за март, апрель, май 2021 г. выплачены в мае 2021 г. в размере 28 479, 55 рублей.
21 января 2022 г. сотрудником группы социальной защиты ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю в адрес ТО КГКУ "УСЗН" по г. Норильску был направлен список осужденных, получающих пенсионные выплаты, для оформления и пересмотра региональной социальной доплаты, с приложением справок о трудовом стаже.
Согласно справке учета времени работы осужденного в период отбывания им наказания в виде лишения свободы Занин Д.Ю. в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю за период с 18 марта 2021 г. по 21 января 2022 г. к труду не привлекался.
В связи с поступившими сведениями 26 января 2022 г. ТО КГКУ "УСЗН" по г. Норильску из ТО КГКУ "УСЗН" по Богучанскому району затребована информация о периоде выплаты РСД к пенсии Занина Д.Ю, предоставлении заявления гражданина, на основании которого было принято решение об установлении РСД, а также указано на необходимость прекращения выплаты ТО по Богучанскому району.
В ответ на данный запрос 2 февраля 2022 г. ТО КГКУ "УСЗН" по Богучанскому району направило в адрес ТО КГКУ "УСЗН" по г. Норильску заявление Занина Д.Ю. от 14 ноября 2019 г. об установлении РСД к пенсии, а также сведения о том, что РСД к пенсии Занину Д.Ю. территориальным отделением выплачена по 28 февраля 2021 г. в период отбывания им наказания в ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю, за март 2021 г. денежные средства не получены по причине убытия осужденного.
7 февраля 2022 г. ТО КГКУ "УСЗН" по г. Норильску направило в адрес ФКУ ИК-15 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю уведомление от 3 февраля 2022 г. о восстановлении выплаты РСД к пенсии Занину Д.Ю. При этом указало на необходимость в случае привлечения к труду получателей РСД к пенсии безотлагательного направления в адрес ТО уведомления (справки) осуществления ими трудовой деятельности.
Как следует из уведомления ТО КГКУ "УСЗН" по г. Норильску от 3 февраля 2022 г, протоколов об установлении РСД к пенсии от 3 февраля 2022 г, Занину Д.Ю. установлена ежемесячная РСД к пенсии в следующих размерах: с 1 марта 2021 г. по 31 марта 2021 г. - 2 896, 76 рублей, с 1 апреля 2021 г. по 30 апреля 2021 г. - 4 768, 15 рублей, с 1 мая 2021 г. по 30 июня 2021 г. - 2 385, 51 рублей, с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. - 157, 96 рублей, с 1 января 2022 г. по 31 января 2022 г. - 1 274, 96 рублей, с 1 февраля 2021 г. бессрочно в размере 1 165, 81 рублей.
В феврале 2022 г. в ФКУ ИК-15 для зачисления на лицевой счет осужденного Занина Д.Ю. поступила региональная социальная доплата с учетом перерасчета (за период с 1 марта 2021 г. по февраль 2022 г.) в размере 15 824, 46 рублей.
В свою очередь ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю по платежному поручению от 21 марта 2022 г. перечислило данную денежную сумму 15 824, 46 рублей в ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю на лицевой счет осужденного Занина Д.Ю.
Занин Д.Ю, указав, что в результате действий ответчика сумма задолженности по недоплате социальной выплаты до прожиточного минимума с учетом коэффициента дифференциации и ставки ЦБ РФ за период с 2017 г. по 2022 г. составила 296 216 рублей; в связи с понесенными им моральными страданиями и переживаниями, в значительной степени отягощенными ограничением свободы, инвалидностью и отсутствием возможности заработать в доступной для инвалидов среде, ему причинен моральный вред, который он оценивает в размере 1 000 000 рублей, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражениям сторон, руководствуясь положениями статей 1, 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", статей 1, 2 Закона Красноярского края от 7 апреля 2022 г. N 3-612 "О региональной социальной доплате к пенсии в Красноярском крае", постановлений Правительства Красноярского края от 5 декабря 2019 г. N 664-п и от 2 марта 2021 г. N 110-п, и установив, что РСД к пенсии Занину Д.Ю. была назначена с 1 января 2020 г. в порядке, предусмотренном на тот момент действующим законодательством, выплачивалась Занину Д.Ю. в период отбывания наказания в ФКУ ИК-42 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю с 1 января 2020 г. по 28 февраля 2021 г. в полном объеме, по прибытию Занина Д.Ю. в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю выплата РСД подлежала возобновлению, однако в период с марта 2021 г. по февраль 2022 г. получена им не была, пришел к выводу о взыскании с КГКУ "УСЗН" в пользу Занина Д.Ю. суммы РСД к пенсии за период с марта 2021 г. по февраль 2022 г. в размере 15 824, 46 рублей. Поскольку в период рассмотрения дела судом данная сумма фактически Занину Д.Ю. была выплачена, решение в указанной части является исполненным, суд признал его не подлежащим исполнению.
При этом суд отказал в удовлетворении требований Занина Д.Ю. к ОСФР по Красноярскому краю в полном объеме, поскольку нарушений прав истца по выплате региональной социальной доплаты со стороны данного ответчика допущено не было.
Установив, что действиями КГКУ "УСЗН", выразившимися в незаконном прекращении выплаты региональной социальной доплаты к пенсии, нарушены личные неимущественные права Занина Д.Ю, указанная социальная выплата направлена на создание получателями данных выплат достойных условий жизни, поддержания их жизнедеятельности, сохранения их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности, региональная социальная доплата к пенсии тесно связана с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания), суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для компенсации причиненного КГКУ "УСЗН" морального вреда Занину Д.Ю, размер которой, с учетом всех обстоятельств дела, отсутствия неблагоприятных последствий для истца от действий ответчика, принципа разумности и справедливости определилв сумме 15 000 рублей.
Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции установив из материалов дела, что, начиная с 1 января 2020 г. по 28 февраля 2021 г. выплата РСД к пенсии Занину Д.Ю. производилась путем перечисления денежных средств на лицевой счет истца открытый по месту его нахождения в ИК-42, за март 2021 г. денежные средства были возвращены по причине выбытия Занина Д.Ю. из указанного учреждения, при этом сведений об убытии Занина Д.Ю. в ИК-15 предоставлено не было, до 21 февраля 2022 г. данными о нахождении Занина Д.Ю. в ИК-15, реквизитах данного исправительного учреждения, как и о том, что Занин Д.Ю. не привлекался исправительным учреждением к труду, КГКУ "УСЗН" не располагало, при поступлении 21 февраля 2022 г. в ТО КГКУ "УСЗН" из ИК-15 информации о месте нахождении Занина Д.Ю, с приложением справки относительно осуществления им трудовой деятельности, ТО КГКУ "УСЗН" по г. Норильску после получения из ТО КГКУ "УСЗН" по Богучанскому району необходимых документов и информации о периоде произведенных выплат РСД, произвело перерасчет недополученной РСД к пенсии за период с 1 марта 2021 г. по февраль 2022 г, перечислив в феврале 2022 г. сумму в размере 15 824, 46 рублей в адрес исправительного учреждения для зачисления на лицевой счет получателя, которая ИК-15 была перечислена 21 марта 2022 г. в ФКЛПУ КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, где зачислена на лицевой счет осужденного Занина Д.Ю, пришел к выводу, что данные обстоятельства не свидетельствуют о допущенных со стороны КГКУ "УСЗН" противоправных действиях (бездействии).
Также судом апелляционной инстанции учтено, что совокупность обстоятельств, с наличием которых законодатель связывает возможность компенсации морального вреда, выразившегося в нарушении личных неимущественных прав, в данном случае отсутствует, компенсация морального вреда в связи с нарушением пенсионных прав законом не предусмотрена, Заниным Д.Ю. не представлено относимых и допустимых доказательств причинно-следственной между неполучением РСД к пенсии, ухудшения его состояния здоровья и действиями КГКУ "УСЗН".
Обстоятельства, на которые Занин Д.Ю. ссылался в обоснование своих требований о компенсации морального вреда, претерпевание им страданий и переживаний в связи с ограничением свободы, инвалидность и отсутствие возможности заработать в доступной для инвалидов среде, суд апелляционной инстанции счел не свидетельствующими о причинении ему морального вреда со стороны КГКУ "УСЗН".
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции отменил решение суда в части взыскания с КГКУ "УСЗН" в пользу Занина Д.Ю. компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей и принял новое решение об отказе Занину Д.Ю. в удовлетворении требований к КГКУ "УСЗН" о компенсации морального вреда, а также в части взыскания с КГКУ "УСЗН" государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Правовое регулирование отношений по установлению социальной доплаты к пенсии пенсионера (основания для установления социальной доплаты, порядок ее выплаты), проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", получающего пенсию (пенсии) в соответствии с законодательством Российской Федерации, предусмотрено статьей 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации: 1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий; 1.1) срочной пенсионной выплаты; 2) дополнительного материального (социального) обеспечения; 3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); 4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно) (пункт 2 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В силу пункта 3 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.
Согласно пункту 5 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера представление документов не требуется. Орган, осуществляющий социальную доплату к пенсии, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения решения об установлении социальной доплаты к пенсии извещает пенсионера об установлении ему указанной выплаты (пункт 7 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В пункте 8 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлено, что размеры социальных доплат к пенсии, установленных в соответствии с настоящей статьей, пересматриваются при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и (или) в соответствующем субъекте Российской Федерации, устанавливаемой в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", при изменении размеров денежных выплат, перечисленных в части 2 настоящей статьи, а также при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи. Пересмотр размеров социальных доплат к пенсии при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте Российской Федерации производится с 1 января года, на который установлена указанная величина прожиточного минимума пенсионера. При пересмотре размеров социальных доплат к пенсии в связи с изменением величины прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте Российской Федерации общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии текущего года не может быть меньше общей суммы материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии предыдущего года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При изменении пенсионером места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации пересмотр размера социальной доплаты к пенсии с учетом величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по новому месту его жительства или месту пребывания, производится с 1-го числа месяца, в котором наступили обстоятельства, влекущие изменение размера социальной доплаты к пенсии.
Размер социальной доплаты к пенсии при ее установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 - 4 части 2 и в части 3 настоящей статьи (пункт 8.1 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В соответствии со статьей 1 Закона Красноярского края от 7 апреля 2022 г. N 3-612 "О региональной социальной доплате к пенсии в Красноярском крае" региональная социальная доплата к пенсии в Красноярском крае устанавливается в случае, если общая сумма материального обеспечения лица, определенная в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в Красноярском крае, установленной в соответствии со статьей 1 Закона края от 17 декабря 2004 г. N 13-2780 "О порядке установления величины прожиточного минимума в крае", превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения лица, указанного в абзаце первом настоящей статьи, с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера в Красноярском крае, установленной в соответствии со статьей 1 Закона края от 17 декабря 2004 г. N 13-2780 "О порядке установления величины прожиточного минимума в крае".
Порядок установления, пересмотра размера региональной социальной доплаты к пенсии, а также порядок ее выплаты определяются Правительством края (статья 2 Закона Красноярского края от 7 апреля 2022 г. N 3-612 "О региональной социальной доплате к пенсии в Красноярском крае").
Порядок установления, пересмотра размера региональной социальной доплаты к пенсии в Красноярском крае, а также порядок ее выплаты утвержден постановлением Правительства Красноярского края от 5 декабря 2019 г. N 664-п (далее по тексту - Порядок).
Согласно пункту 1.2 Порядка региональная социальная доплата к пенсии устанавливается краевым государственным казенным учреждением "Управление социальной защиты населения", созданным для исполнения государственных полномочий министерства социальной политики Красноярского края в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан (далее - уполномоченное учреждение), в случае, если общая сумма материального обеспечения гражданина, определенная в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ), не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии со статьей 1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2780 "О порядке установления величины прожиточного минимума в крае" (далее - Закон края N 13-2780), превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.
Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается лицам, проживающим на территории Красноярского края (зарегистрированным по месту жительства, месту пребывания или фактически проживающим на территории Красноярского края), не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), пенсия (пенсии) которым установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации и выплачивается (выплачиваются) на территории Красноярского края (далее - граждане) (пункт 1.3 Порядка).
Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения гражданина с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера в Красноярском крае, установленной в соответствии со статьей 1 Закона края N 13-2780 (пункт 1.4 Порядка).
Пунктом 1.5 Прядка установлено, что при подсчете общей суммы материального обеспечения гражданина учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Красноярского края: 1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий; 2) срочной пенсионной выплаты; 3) дополнительного материального (социального) обеспечения; 4) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг, предусмотренного статьей 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ); 5) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством Красноярского края в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
В соответствии с пунктом 1.8 Порядка сведения об установленных выплатах, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1.5 Порядка, сведения о факте установления гражданину пенсии, размер которой ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Красноярском крае, сведения о факте осуществления (прекращения) гражданами работы и (или) иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, в целях установления региональной социальной доплаты к пенсии представляются территориальным органом Фонда в порядке межведомственного информационного взаимодействия с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается уполномоченным учреждением (территориальным отделением) на основании сведений, представляемых территориальным органом Фонда в соответствии с пунктом 1.8 Порядка (пункт 1.9 Порядка).
Как следует из части 3 статьи 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации выплата пенсий осужденным осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных.
Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г. N 545н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее по тексту - Правила).
Согласно пункту 10 Правил (в редакции, действовавшей на период возникновения спорных правоотношений) пенсионеры, осужденные к лишению свободы, обращаются по вопросам выплаты и доставки пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения.
Заявления и документы, необходимые для выплаты и доставки пенсии пенсионеров, осужденных к лишению свободы, подлежат передаче администрацией исправительного учреждения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее пяти рабочих дней со дня представления соответствующего заявления в администрацию исправительного учреждения.
Взаимодействие территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и исправительных учреждений осуществляется с использованием бумажного документооборота. При наличии технической возможности такое взаимодействие может осуществляться в электронном виде на основании соглашения об электронном документообороте с использованием автоматизированных систем посредством направления электронной версии документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью.
В соответствии с пунктом 41 Правил доставка пенсии осужденному к лишению свободы производится исправительным учреждением в порядке, определенном статьей 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, с соблюдением условий статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды обоснованно исходили из того, что пенсионеру, осужденному к лишению свободы, региональная социальная доплата перечисляется на счет исправительного учреждения, в котором он отбывает наказание, зачисление администрацией соответствующего исправительного учреждения суммы региональной доплаты на лицевой счет пенсионера, осужденного к лишению свободы, осуществляется с соблюдением норм уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, региональная социальная доплата к пенсии Занину Д.Ю. была выплачена с задержкой по причине его нахождения в ином учреждении.
Вопреки доводам кассационной жалобы неполученные суммы региональной социальной доплаты, имеющей своей целью достижение материального обеспечения пенсионера до уровня прожиточного минимума, выплачены Занину Д.Ю. с учетом перерасчета за несвоевременное исполнение соответствующей обязанности.
В силу пункта 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" разъяснено, что по общему правилу, установленному статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" даны разъяснения о том, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации). Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, статьи 1095 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (пункт 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. Необходимыми условиями для возложения обязанности по компенсации морального вреда являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда. При этом законом установлена презумпция вины причинителя вреда, которая предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший же представляет доказательства, подтверждающие факт наличия вреда (физических и нравственных страданий - если это вред моральный), а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Исследовав фактические обстоятельства дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, не установив необходимой совокупности условий для возложения на ответчика ответственности по компенсации Занину Д.Ю. морального вреда, в том числе в результате не представления Заниным Д.Ю. доказательств, свидетельствующих о причинении ему нравственных и физических страданий в результате действий ответчика, указав, что нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, поэтому требование о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном толковании норм материального права. Обстоятельств нарушения ответчиком личных неимущественных прав Занина Д.Ю. судами не установлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Норильского городского суда Красноярского края от 16 ноября 2022 г. с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 июля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Занина Дмитрия Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.