Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Новожиловой И.А, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2052/2023 (УИД 19RS0001-02-2023-001697-71) по исковому заявлению Нурбекяна Вартана Карапетовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Нурбекяна Вартана Карапетовича на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 2 мая 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 15 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Нурбекян Вартан Карапетович (далее по тексту - Нурбекян В.К, истец) обратился в Абаканский городской суд Республики Хакасия с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее по тексту - ОСФР по Республике Хакасия, ответчик) о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы: с 1 октября 1993 г. по 31 января 1994 г, с 10 ноября 1994 г. по 11 января 1995 г, с 24 января 1995 г. по 25 марта 1996 г, с 16 апреля 1996 г. по 15 ноября 1996 г, с 26 апреля 1997 г. по 25 мая 1997 г, с 26 июня 1997 г. по 30 сентября 1997 г, с 26 октября 1997 г. по 15 января 1998 г, с 20 января 1998 г. по 2 февраля 1998 г, с 16 марта 1998 г. по 27 апреля 1998 г, с 26 июня 1998 г. по 25 июля 1998 г. в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов Сорского филиала АО "Сибцветметэнерго"; с 1 октября 1998 г. по 23 августа 1999 г. в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных цехов ДЗАО "Сибцветметэнерго-2" г. Черногорска; с 24 августа 1999 г. по 10 января 2000 г. в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных цехов ООО "Амидас" г. Черногорска; с 1 мая 2000 г. по 31 мая 2000 г, с 1 июля 2000 г. по 31 декабря 2001 г, с 1 января 2002 г. по 31 августа 2003 г. в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов ООО "Котел-Сервис"; с 1 февраля 2018 г. по 31 декабря 2021 г. в качестве производителя работ ООО "СпецМонтажКомплект" г. Абакан; о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 2 мая 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 15 августа 2023 г, исковые требования Нурбекяна В.К. удовлетворены частично. На ОСФР по Республике Хакасия возложена обязанность включить Нурбекяну В.К. в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, следующие периоды: с 1 октября 1993 г. по 31 января 1994 г, с 10 ноября 1994 г. по 11 января 1995 г, с 24 января 1995 г. по 25 марта 1996 г, с 16 апреля 1996 г. по 15 ноября 1996 г, с 26 апреля 1997 г. по 25 мая 1997 г, с 26 июня 1997 г. по 30 сентября 1997 г, с 26 октября 1997 г. по 15 января 1998 г, с 20 января 1998 г. по 2 февраля 1998 г, с 16 марта 1998 г. по 27 апреля 1998 г, с 26 июня 1998 г. по 25 июля 1998 г. в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов Сорского филиала АО "Сибцветметэнерго". В удовлетворении остальных требований отказано.
Нурбекян В.К. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 2 мая 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 15 августа 2023 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы Нурбекян В.К. указал на нарушение судами норм материального и процессуального права. Отсутствие в архиве сведений о его занятости постоянно в течение полного рабочего дня в спорные периоды работы слесарем по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов, не может ограничивать его право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, поскольку он не может нести ответственность за деятельность работодателя, в частности, о передаче документации на хранение в архив после ликвидации предприятия. Из его трудовой книжки следует, что в указанные периоды он работал в должностях слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов. Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г..N 10, предусмотрена профессия - слесаря по ремонту и обслуживанию оборудования в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления. Судами необоснованно отказано во включении в специальный стаж, работы в указанных организациях, поскольку действующее пенсионное законодательство не ставит в зависимость право лица на получение страховой пенсии (в том числе досрочной) от выполнения работодателем обязанностей по предоставлению в органы Пенсионного фонда Российской Федерации полных и достоверных сведений о работнике. Работник не наделён правом контролировать выполнение работодателем таких предписаний закона, как проставление кодов в представленных в пенсионный орган сведениях. Сам по себе факт его работы по сдельной оплате труда в ООО "Котел-Сервис" не может служить основанием для не подтверждения его занятости в течение полного рабочего дня.
Решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 21 февраля 2019 г..по делу N 2-248/2019, решением Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 11 октября 2018 г..по делу N 2-735/2018 его коллегам работавшим в ООО "Котел-Сервис" вместе с ним, были включены аналогичные периоды работы в ООО "Котел-Сервис" в качестве слесарей по ремонту котельного оборудования пылеприготовительных цехов. Однако суды первой и апелляционной инстанции не приняли во внимание указанный факт. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 9 ноября 2022 г. Нурбекян В.К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный в системе обязательного пенсионного страхования 24 января 2000 г, обратился в ОСФР по Республике Хакасия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по Республике Хакасия от 20 января 2023 г. N Нурбекян В.К. отказано в назначении досрочной страховой пенсии со ссылкой на отсутствие правовых оснований на 9 ноября 2022 г. (дату обращения за назначением пенсии).
Пенсионным органом не зачтены в специальный стаж периоды работы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости: с 1 октября 1993 г..по 31 января 1994 г, с 10 ноября 1994 г..по 11 января 1995 г, с 24 января 1995 г..по 25 марта 1996 г, с 16 апреля 1996 г..по 15 ноября 1996 г, с 26 апреля 1997 г..по 25 мая 1997 г, с 26 июня 1997 г..по 30 сентября 1997 г, с 26 октября 1997 г..по 15 января 1998 г, с 20 января 1998 г..по 2 февраля 1998 г, с 16 марта 1998 г..по 27 апреля 1998 г, с 26 июня 1998 г..по 25 июля 1998 г..в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов Сорского филиала АО "Сибцветметэнерго", поскольку не представлено документального подтверждения постоянной занятости Нурбекяна В.К. на обслуживании и ремонте исключительного котельного, турбинного оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления; периоды работы с 1 октября 1998 г..по 23 августа 1999 г..в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных цехов ДЗАО "Сибцветметэнерго-2" г..Черногорска, с 24 августа 1999 г..по 10 января 2000 г..в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных цехов ООО "Амидас" г..Черногорска, с 11 января 2000 г..по 30 апреля 2000 г..(нет начисления зарплаты), с 1 мая 2000 г..по 31 мая 2000 г, с 1 июня 2000 г..по 30 июня 2000 г..(нет начисления зарплаты), с 1 июля 2000 г..по 31 декабря 2001 г, с 1 января 2002 г..по 31 августа 2003 г..в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов ООО "Котел-Сервис" г..Черногорска, поскольку данные предприятия не относятся к предприятиям по производству электрической энергии, в выписке из индивидуального лицевого счета Нурбекяна В.К. отсутствует кодировка льготного стажа по Списку N 2; период работы с 1 февраля 2018 г..по 31 декабря 2021 г..в качестве производителя работ ООО "СпецМонтажКомплект" г..Абакан, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета Нурбекяна В.К. отсутствует кодировка льготного стажа по Списку N 2, работодателем
указанный период подтвержден как период работы на общих основаниях, уплата дополнительного тарифа страховых взносов не производилась.
По результатам рассмотрения заявления и представленных документов Нурбекяну В.К. установлена продолжительность страхового стажа 30 лет 6 месяцев, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 73, 376, периодов работы, засчитанных в специальный стаж, с учетом которого определяется право на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", нет.
Нурбекян В.К, не согласившись с решением пенсионного органа, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьей 8, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение", Списка N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г..N 10, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материал дела доказательства, в том числе трудовую книжку Нурбекяна В.К, в которой указано, что с 1 октября 1993 г..он был принят слесарем по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов 3 разряда в Сорский филиал АО "Сибцветметэнерго", 28 февраля 1994 г..уволен по статье 31 КЗоТ РФ (собственное желание), 10 ноября 1994 г..принят слесарем по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов 3 разряда в Сорский филиал АО "Сибцветметэнерго", 30 сентября 1998 г..уволен по статье 31 КЗоТ РФ (собственное желание), 1 октября 1998 г..принят слесарем по ремонту оборудования котельных цехов 3 разряда в ДЗАО "Сибцветметэнерго-2", 23 августа 1999 г..уволен по статье 31 КЗоТ РФ (собственное желание), 24 августа 1999 г..принят слесарем по ремонту оборудования котельных цехов 3 разряда, 10 января 2000 г..уволен по статье 31 КЗоТ РФ (собственное желание), 11 января 2000 г..принят слесарем по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов 3 разряда в ООО "Котел-Сервис", 9 апреля 2001 г..присвоен 5 разряд слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов, 1 сентября 2003
г..назначен начальником участка, 14 ноября 2011 г..уволен по собственному желанию, 10 февраля 2014 г..принят начальником строительного участка в ООО ПКФ "Планета", 22 декабря 2017 г..уволен по собственному желанию, 1 февраля 2018 г..принят производителем работ (прораб) в ООО "СпецМонтажКомплект"; архивную выписку администрации г..Сорска от 26 декабря 2022 г..N о работе Нурбекяна В.К. с полным рабочим днем в режиме полной рабочей недели слесарем по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов 3 разряда в Сорском ремонтно-монтажном специализированном управлении ОАО "Сибцветметэнерго" с 1 октября 1993 г..по 28 февраля 1994 г..и в Сорском филиале АО "Сибцветметэнерго" с 10 ноября 1994 г..по 30 сентября 1998 г..; свидетельство о государственной регистрации предприятия Сорский филиал АО "Сибцветметэнерго", устав ОАО "Сибцветметэнерго", положение о Сорском филиале АО "Сибцветметэнерго", из которых следует, что данное предприятие выполняет комплекс работ по техническому перевооружению, ремонту, конструкции, модернизации, монтажу и наладке энергетического, технологического оборудованию и передаточных устройств предприятий и организаций региона, диагностирование и освидетельствование технического состояния и уровня эксплуатации энергетического оборудования, оценку надежности энергоснабжения и эффективности использования топливо-энергетических ресурсов, изготовление паровых и водогрейных котлоагрегатов и их элементов; штатные расписания рабочих и ИТР, работа которых связана с вредными условиями труда, и списки льготных должностей по Сорскому филиалу АО "Сибцветметэнерго" на Теплоэлектроцентрали, в которых указана должность слесаря по ремонту оборудования котельных цехов (слесарь-ремонтник), и установив, что работодатель относил работу истца в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов к работе по Списку N 2 раздел XIII код позиции 2140000а-18455, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости, пришел к выводу о
наличии оснований для удовлетворения исковых требований Нурбекяна В.К. о включении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы: с 1 октября 1993 г..по 31 января 1994 г, с 10 ноября 1994 г..по 11 января 1995 г, с 24 января 1995 г..по 25 марта 1996 г, с 16 апреля 1996 г..по 15 ноября 1996 г, с 26 апреля 1997 г..по 25 мая 1997 г, с 26 июня 1997 г..по 30 сентября 1997 г, с 26 октября 1997 г..по 15 января 1998 г, с 20 января 1998 г..по 2 февраля 1998 г, с 16 марта 1998 г..по 27 апреля 1998 г, с 26 июня 1998 г..по 25 июля 1998 г..в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов Сорского филиала АО "Сибцветметэнерго".
Отказывая в удовлетворении исковых требований Нурбекяна В.К. о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периодов работы: с 1 октября 1998 г. по 23 августа 1999 г. в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных цехов ДЗАО "Сибцветметэнерго-2" г. Черногорска; с 24 августа 1999 г. по 10 января 2000 г. в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных цехов ООО "Амидас" г. Черногорска; с 11 января 2000 г. по 30 апреля 2000 г. (нет начисления зарплаты), с 1 мая 2000 г. по 31 мая 2000 г, с 1 июня 2000 г. по 30 июня 2000 г. (нет начисления зарплаты), с 1 июля 2000 г. по 31 декабря 2001 г, с 1 января 2002 г. по 31 августа 2003 г. в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов ООО "Котел-Сервис" г. Черногорска, установив, что по сведениям архивного отдела администрации г. Черногорска от 28 ноября 2022 г. N документы по личному составу предприятия ДЗАО "Сибцветметэнерго-2", ООО "Амидас" за период с 24 августа 1999 г. по 10 января 2000 г, ООО "Котел-Сервис" на хранение не поступали, в наблюдательном деле ДЗАО "Сибцветметэнерго-2" имеются штатные расписания за 1998-1999 гг, в которых указано количество работников, имеющих право на льготное обеспечение по Списку N 2 - 2 человека - электросварщики ручной сварки, по иным профессиям и должностям, которые имеют право на назначение досрочной пенсии по старости, работодатель списки не подавал, в системе индивидуального (персонифицированного) учета Нурбекян В.К. зарегистрирован 24 января 2000 г, указанные периоды его работы отражены без кода особых условий труда, исходил из отсутствия документального подтверждения непосредственной занятости истца в течение полного рабочего дня на предприятиях по производству электрической энергии и на выполнении работ по обслуживанию и ремонту котельного оборудования в местах его установки.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Нурбекяна В.К. о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периода работы с 1 февраля 2018 г. по 31 декабря 2021 г. в качестве производителя работ, суд первой инстанции оценив трудовой договор от 1 февраля 2018 г. N, заключенный между ООО "СпецМонтажКомплект" (работодатель) и Нурбекяном В.К. (работник), в соответствии с которым последний был принят на работу производителем работ (прорабом), справку от 26 апреля 2023 г. N, представленную ООО "СпецМонтажКомплект" по запросу суда, из которой следует, что 1 августа 2018 г. Нурбекян В.К. был принят на работу прорабом, характер его работы предусматривал руководство производственно-хозяйственной деятельностью, обеспечение выполнения производственных заданий в установленные сроки по всем количественным и качественным показателям с соблюдением проектов, приняв во внимание, что условия труда согласно оценке, проводимой ООО "Благотворительный фонд санитарно-эпидемиологического благополучия населения", по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда, в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствует кодировка льготного стажа, уплата дополнительного тарифа не производилась, исходил из отсутствия документального подтверждения занятости Нурбекяна В.К. в указанный период на работе с особыми условиями труда.
Установив, что с учетом включенных периодов, продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляет менее требуемой (12 лет 6 месяцев), суд пришел к выводу об отсутствии у Нурбекяна В.К. права на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Оставляя без изменения решение суда, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, предусмотрены слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работы средств измерений и автоматики (позиция 2140000а-18455 раздел XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство"); согласно разделу XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют производители работ (код 22900006-24441).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила N 1015).
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11 Правил).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив отсутствие документального подтверждения постоянной занятости Нурбекяна В.К. в периоды работы с 1 октября 1998 г. по 23 августа 1999 г. в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных цехов ДЗАО "Сибцветметэнерго-2" г. Черногорска; с 24 августа 1999 г. по 10 января 2000 г. в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных цехов ООО "Амидас" г. Черногорска; с 1 мая 2000 г. по 31 мая 2000 г, с 1 июля 2000 г. по 31 декабря 2001 г, с 1 января 2002 г. по 31 августа 2003 г. в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов ООО "Котел-Сервис" в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных цехов в организациях, осуществляющих деятельность в сфере производства электроэнергии (электростанций), а также имеющих конкретное электрооборудование (котельное, турбинное, топливоподачи или пылеприготовления и обеспечивающее работу средств измерения и автоматики), предусмотренных разделом XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, отсутствие в сведениях персонифицированного учета, представленных работодателями, кода льготной работы в условиях отвечающих требованиям указанного Списка N 2, отсутствие в материалах дела доказательств, опровергающих достоверность отраженных сведений персонифицированного учета, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения указанных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Установив, что имеющимися в деле доказательствами не подтверждается факт занятости Нурбекяна В.К. в период с 1 февраля 2018 г. по 31 декабря 2021 г. в течение полного рабочего дня в качестве производителя работ в организации, осуществляющей строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, реставрацию и ремонт зданий, сооружений и других объектов, как указано в пункте "б" раздела XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, сведения индивидуального (персонифицированного) учета за спорный период работодателем поданы без указания кода льготной работы, взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам за указанные периоды работодателем не начислялись и не оплачивались, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения указанного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Поскольку продолжительность специального стажа Нурбекяна В.К. на работах с тяжелыми условиями труда на момент обращения с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, составляет менее требуемой, суды правомерно не установили оснований для удовлетворения требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на нормах материального права.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено исчерпывающее толкование норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы Нурбекяна В.К. о его занятости в спорные периоды в организации и в должностях, предусмотренных Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г..N 10, являются несостоятельными. В случае возникновения спора о периодах работы, подлежащих включению в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возложено на лицо, претендующее на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Между тем в нарушение приведенных норм Нурбекяном В.К. каких-либо доказательств, подтверждающих, что в периоды с 1 октября 1998 г..по 23 августа 1999 г, с 24 августа 1999 г..по 10 января 2000 г, с 1 мая 2000 г..по 31 мая 2000 г, с 1 июля 2000 г..по 31 декабря 2001 г, с 1 января 2002 г..по 31 августа 2003 г..он работал в качестве слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов в организациях, осуществляющих деятельность в сфере производства электроэнергии (электростанций), а также имеющих электрооборудование (котельное, турбинное, топливоподачи или пылеприготовления и обеспечивающее работу средств измерения и автоматики), предусмотренных разделом XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г..N 10, а в период с 1 февраля 2018 г..по 31 декабря 2021 г..был занят на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов, не представил.
Надлежащих и достаточных в своей совокупности доказательств, которые бы свидетельствовали о занятости Нурбекяна В.К. в спорные периоды на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии в соответствии пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ, в материалах дела не имеется.
Доводы кассационной жалобы Нурбекяна В.К. сводятся к выражению несогласия с выводами судов по фактическим обстоятельствам спора, произведенной судами оценкой представленных по делу доказательств, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Судебные постановления по иным делам, на которые Нурбекян В.К. ссылается в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание, поскольку они приняты при иных фактических обстоятельствах.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 2 мая 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 15 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Нурбекяна Вартана Карапетовича - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи И.А. Новожилова
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.