Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N24RS0036-01-2022-000603-49 (2-64/2023) по иску Захаровой Галины Николаевны к администрации Мотыгинского района, Министерству строительства Красноярского края о восстановлении в программе переселения, по кассационной жалобе Захаровой Галины Николаевны на решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 4 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 июня 2023 г..
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Захарова Г.Н. обратилась в суд с иском к администрации Мотыгинского района, Министерству строительства Красноярского края о восстановлении в программе переселения.
В обоснование заявленных требований указано, что она состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, по категории пенсионеры с 7 мая 2003 г.
В 2022 году она была снята с очереди по причине того, что ранее имела в собственности 1/5 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную в г. Зеленогорск Красноярского края. Истец полагает, что решение об исключении из очереди и отказе в выплате жилищной субсидии является незаконным и необоснованным.
Просила суд признать незаконным решение администрации Мотыгииского района о снятии ее с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, восстановить ее в очереди с первоначальной даты постановки на учет, Решением Мотыгинского районного суда Красноярского края от 4 апреля 2023 г. исковые требования Захаровой Г.Н. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 июня 2023 г. решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 4 апреля 2023 г. оставлено без изменения.
Захарова Г.Н. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, как незаконные, принятые с нарушением норм материального права.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 7 мая 2003 г. истец была поставлена администрацией Мотыгинского района Красноярского края в очередь на предоставление безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета в соответствии Федеральным законом от 25 июля 1998 г. N 131 -ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", по категории "пенсионеры".
При подаче заявления о постановке на учет Захарова Г.Н. в качестве членов семьи никого не указала.
В период с 4 мая 2005 г. по 2 июня 2005 г. Захарова Г.Н. имела в собственности 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное но адресу: "адрес". площадью 65.7 кв.м, что подтверждено выпиской из ЕГ"РН и по делу не оспаривается.
По информации ГШК "Роскадасгр" и сведениям, имеющимся в инвентарном деле N. жилая площадь квартиры по адресу: "адрес", составляет 40.8 кв.м, (была 41.3 кв.м.).
Согласно ответу Комитета по управлению имуществом администрации ЗАТО г. Зеленогорск, в период с 4 мая 2005 г. по 2 июня 2005 г. учетная норма плошали для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденными решением городского Совета депутатов города Зеленогорска N 6-32р от 7 июня 2001 г. составляла 7 кв.м, и менее.
Распоряжением главы администрации Мотыгинского района от 7 ноября 2022 г. N принято решение о снятии Захаровой Н.Е. с учета граждан, состоявших па учете в качестве имевших право на получение жилищной субсидии, в связи с утратой права, основанием к чему явилось наличие у нее в период с 4 мая 2005 г. по 2 июня 2005 г. в собственности 1/5 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, площадь которой превышала учетную норму.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, установив, что Захарова Г.Н. в период нахождения на учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, приобрела, а затем произвела отчуждение принадлежащей доли в праве собственности на квартиру, площадь которой соответствовала надлежащему уровню обеспеченности жилой площади на каждого члена семьи, участвующего в вышеназванной подпрограмме переселения, пришел к выводу об обоснованности решения администрации Мотыгинского района Красноярского края о снятии Захаров Г.11. с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также не усмотрел оснований для восстановления Захаровой Г.Н. в программе переселения по первоначальной дате постановки на учет.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, дополнительно указав, что в соответствии с действующим законодательством обязательным требованием к гражданину, претендующему на получение социальной выплаты, предусмотренной Федеральным законом закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ ""О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее также - Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"). является отсутствие жилых помещений у него и (или) членов его семьи за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. а приобретение получателем социальной выплаты права собственности на жилое помещение, расположенное за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и обеспечения учетной нормой жилья, влечет снятие получателя социальной выплаты с учета граждан, имеющих право па получение социальных выплат.
Поскольку, в связи с наличием у истца в собственности доли в жилом помещении, расположенном за пределами районов Крайнего Севера, и с учетом площади данного объекта (1/5 oт 40, 8 кв.м. (41, 3) кв. м.) более 8 кв.м, что соответствовало учетной норме жилья на человека, установленной Правилами учета граждан; нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденными решением городского Совета депутатов г. Зеленогорска от 7 июня 2001 г. N 6-32р, Захарова Т.Н. не могла быть отнесена к категории граждан, имевших право на получение жилищной субсидии на переселение, по категории "пенсионеры", в связи с чем, подлежала снятию с такого учета.
Отклоняя доводы истца со ссылкой на положения ч. 4 ст. 6 Федеральное закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей ", которой установлено, что в случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на нраве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную но договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение), суд апелляционной инстанции указал, что данная норма не подлежит применению к спорным правоотношениям сторон, гак как регулирует ситуацию приобретения гражданином в собственность жилого помещения и его последующее отчуждение, когда истец и члены его семьи не были обеспечены жилым помещением за пределами района Крайнего Севера, соответствующим нормам жилья.
В настоящем же деле истец при приобретении в собственность 1/5 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", была обеспечена учетной нормой жилья, в связи с чем, имелись основания для се снятия с учета граждан, имевших право на получение жилищной субсидии на переселение по категории "пенсионеры".
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора нормы материального и процессуального права применены правильно.
Порядок предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г, регулируется положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно преамбуле вышеназванного Федерального закона, данный Закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г, в соответствии с нормами этого Федерального закона.
Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для целей настоящего Федерального закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении следующих требований:
гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, и (или) члены его семьи:
не являются нанимателями жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, или членами семьи собственника такого жилого помещения;
являются нанимателями таких жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками таких жилых помещений или членами семьи собственника такого жилого помещения при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
гражданин, выезжающий (выехавший не ранее 1 января 1992 года) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не получали в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки в виде предоставления:
жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в собственность (за исключением жилых помещений, переданных в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации") или по договору социального найма;
бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
земельного участка, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для строительства жилого дома.
Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз (ч. 3 ст. 3 указанного закона).
Как верно учтено судами, названный Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ в качестве одного из обязательных условий возникновения права на получение жилищных субсидий предусматривает отсутствие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера.
В целях совершенствования деятельности но реализации Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Подпунктами "в" и "д" п. 21 данного Положения определено, что граждане снимаются с учета в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. В силу чего федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из ст. 37 (ч. 3), 40 и 71 (п.п. "в", "е", "з") Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан (Определения от 19 октября 2010 г. N 1333-О-О; от 14 июля 2011 г. N 902-О-О; от 29 сентября 2011 г. N 1097-О-О; от 25 января 2012 г. N 83-О-О и др.).
Отказывая в удовлетворении требований, суды обеих инстанций учли, что круг лиц и условия предоставления жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определен законодателем в соответствующем федеральном законе. Учитывая императивный характер регулирования, установленный в соответствующей норме, суды лишены возможности толковать перечень определенных в законе лиц расширительно, что исключает возможность удовлетворения требований истца.
По смыслу приведенных выше положений законодательства соответствие гражданина условиям, установленным в ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определено в качестве основного критерия для предоставления жилищной субсидии, которое должно сохраняться на протяжении реализации права на такую субсидию.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, раскрывая природу и назначение жилищных гарантий, обращал внимание на необходимость их предоставления лишь реально нуждающимся в них лицам и отмечал, что такое правовое регулирование соотносится со ст. 40 (ч.3) Конституции РФ и обеспечивает реализацию закрепленного в ее ст. 19 принципа равенства (определения от 28 июня 2018 года N1578-0, от 20 июля 2021 года N586-0, от 26 октября 2021 года N2222-0, от 24 февраля 2022 года N325-0, от 21 июля 2022 года N1939-0 и др.).
Доводы кассационной жалобы о том, что судами неверно истолкованы нормы права, поскольку на момент приобретения и отчуждения истцом доли в жилом помещении, расположенном за пределами Крайнего Севера, размер учетной нормы жилья не был установлен, так как впервые понятие учетная норма площади жилого помещения было введено Жилищных кодексом Российской Федерации, вступившим в силу только с 1 марта 2005 г, поэтому суд должен был руководствоваться впервые установленной 30 августа 2005 г. учетной нормой в размере 15 кв.м, не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, поскольку были предметом правовой оценки судов.
Так, судом первой инстанции было установлено, что в период приобретения и отчуждения истцом указанной доли в жилом помещении в г.Зеленогорске действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденные Решением городского Совета депутатов г. Зеленогорска от 7 июня 2001 г. N 6-32 р, которыми к нуждающимся в улучшении жилищных условий были отнесены граждане, обеспеченные жильем в размере менее 7 кв..м. на одного человека.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что при приобретении в собственность 1/5 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес" (13, 14 кв.м.), истец была обеспечена жильем по норме, превышающей норму, установленную органами местного самоуправления для учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с указанным, суды пришли к выводу о том, что у ответчика имелись основания для снятия истца с учета граждан, имевших право на получение жилищной субсидии на переселение по категории "пенсионеры".
Вопреки доводам кассатора нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены и истолкованы судами верно, доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что нарушений норм материального права или норм процессуального права, при рассмотрении дела, повлиявших на исход дела, судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 4 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 26 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Захаровой Галины Николаевны, без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.