Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Татаринцевой Е.В. и Долматовой Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 24RS0018-01-2023-000159-23 по иску Чикишева Евгения Борисовича к администрации ЗАТО г. Зеленогорска о признании распоряжения главы администрации ЗАТО г. Зеленогорска об отказе в приватизации жилого помещения незаконным и понуждении передать жилое помещение в собственность
по кассационной жалобе Чикишева Е.Б. на решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 15 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Татаринцевой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Чикишев Е.Б. обратился в суд с иском к администрации ЗАТО г. Зеленогорск о признании распоряжения главы администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края от 30 декабря 2022 г. N "Об отказе в бесплатной передаче в собственность (приватизации) жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"" незаконным, возложении обязанности на администрацию ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края бесплатно передать ему в собственность указанное жилое помещение.
В обоснование иска указал, что он и члены его семьи проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес". В ноябре 2022 г. Чикишев Е.Б. обратился в администрацию ЗАТО г. Зеленогорска с заявлением о бесплатной передаче в собственность (приватизации) спорного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, в удовлетворении которого ему распоряжением главы администрации ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края от 30 декабря 2022 г. было отказано, в связи с отнесением жилого помещения к категории служебных. Истец считает, что данный отказ является незаконным и нарушает его права на приватизацию жилого помещения, так как спорную квартиру занимает на условиях социального найма.
Решением Зеленогорского городского суда Красноярского края от 15 июня 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 августа 2023 г, в удовлетворении исковых требований Чикишева Е.Б. отказано.
В кассационной жалобе Чикишева Е.Б. изложена просьба об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанции, как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Кассатор ссылается на то, что постановление органа местного самоуправления, которым спорная квартира была признана служебной, в суд не представлено, как не представлено ответчиком доказательств того, что квартира была учтена как служебная, а постановление о закреплении служебной жилой площади за МУП ГЖКУ не свидетельствует о том, что спорное жилое помещение является служебным. Не содержатся данные о том, что спорная квартира является служебной и в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
Ордер на спорную квартиру ему не выдавался, семья в тот период времени состояла на учёте нуждающихся по месту работы в МУП ГЖКУ, а на предоставленную им спорную квартиру был заключён типовой договор найма. Справка ответчика о том, что МУП ГЖКУ не переданы документы в отношении его семьи, подтверждающие нахождение на очереди на получение жилого помещения, является ложной.
Кроме того, выражает несогласие с выводами суда о пропуске им срока исковой давности, ссылаясь на то, что его обращения в администрацию ЗАТО г. Зеленогорска и ответы на них нельзя рассматривать как официальные, свидетельствующие о пропуске срока исковой давности.
На кассационную жалобу администрацией ЗАТО г. Зеленогорска поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, причину неявки не сообщили. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с положениями части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора мены квартиры от 3 декабря 1999 г. жилое помещение по адресу: "адрес", поступило в собственность муниципального образования г. Зеленогорск Красноярского края (т. 1 л.д. 125 -126), внесено в реестр муниципального имущества.
Постановлением администрации г. Зеленогорска от 10 марта 2000 г. N для предоставления служебных жилых помещений работникам жилищного хозяйства указанная квартира в качестве служебного жилого помещения закреплена за МП ГЖКУ.
Протоколом распределения служебной жилой площади по МП ГЖКУ от 1 февраля 2000 г. указанное жилое помещение предоставлено для проживания работнику данной организации - ФИО1 и членам его семьи.
15 сентября 2003 г. заместителем главы администрации г. Зеленогорска рассмотрено и согласовано обращение МУП "ГЖКУ" с просьбой оставить в распоряжении предприятия служебную квартиру "адрес", освобожденную работником, для распределения другому работнику - Чикишевой Я.Н.
Чикишева Я.Н. и Чикишев Е.Б. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состояли в браке. Чикишева Я.Н. являлась работником МУП "ГЖКУ" с 1 января 1998 г. по 15 июня 2015 г, Чикишев Е.Б. - со 2 сентября 2002 г. по 3 ноября 2020 г.
Постановлением администрации г. Зеленогорска "О закреплении и распределении служебной жилой площади за МУП ГЖКУ" от 17 октября 2003 г. N утверждены выписки от 2 октября 2003 г. из решений совместного заседания администрации и профсоюзного комитета МУП ГЖКУ о распределении жилой площади. Чикишеву Е.Б. на период трудовых отношений с МУП ГЖКУ распределено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
28 октября 2003 г. Чикишеву Е.Б. выдан ордер с пометкой "служебный" на жилое помещение - двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: "адрес", на семью из трех человек (т. 1 л.д. 10).
В феврале 2005 г. между ЖЭК-1 и Чикишевым Е.Б. заключен типовой договор найма жилого помещения, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415.
Протоколами заседания городской жилищной комиссии при администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 24 октября 2011 г, 30 марта 2012 г. отказано в удовлетворении заявления Чикишевой Я.Н. о снятии статуса служебного жилого помещения с квартиры по адресу: "адрес".
12 февраля 2009 г, 22 сентября 2011 г, 24 октября 2011 г, 1 марта 2012 г, 5 июня 2012 г, 27 февраля 2014 г, 11 ноября 2014 г, 13 мая 2022 г, 26 мая 2022 г. Чикишев Е.Б, Чикишева Я.Н. обращались в администрацию ЗАТО г. Зеленогорска с заявлением о снятии статуса служебного жилого помещения с квартиры по адресу: "адрес", дачи разрешения на его приватизацию.
Письмами от 31 октября 2011 г, 30 марта 2012 г, 3 июля 2012 г, 10 декабря 2014 г, 10 июня 2022 г. администрация ЗАТО г. Зеленогорска разъяснила, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду, предоставлено Чикишеву Е.Б. для временного проживания на период трудовых отношении с МУП ГЖКУ на основании служебного ордера от 28 октября 2003 г. N и бесплатной передаче в собственность (приватизации) не подлежит.
10 ноября 2022 г. Чикишев Е.Б. обратился в администрацию ЗАТО г. Зеленогорска с заявлением об оформлении бесплатной передачи в собственность (приватизации) жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
По результатам рассмотрения заявления Чикишева Е.Б. главой администрации ЗАТО г. Зеленогорска вынесено распоряжение от 30 декабря 2022 г. N "Об отказе в бесплатной передаче в собственность (приватизации) жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"" (т. 1 л.д. 18 - 18-оборот).
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, исходил из того, что действующее законодательство не предусматривает передачу в собственность граждан в порядке приватизации жилых помещений, имеющих статус служебного жилья; истец был вселен в служебное жилое помещение, решение о включении которого в число таковых принято в установленном законом порядке; истец проживает в квартире на условиях найма служебного жилого помещения, статус которого до настоящего времени не изменен.
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, оставив решение без изменения.
Оснований не согласиться с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций не имеется, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьёй 217 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации жилищного фонда) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьёй 4 указанного закона определен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственная или муниципальная) приватизации не подлежат. К ним, в частности, относятся служебные жилые помещения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения).
Служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры (часть 1 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (часть 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет общий принцип действия закона во времени, который находит свое выражение также в статье 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие (часть 1).
Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 декабря 1983 г. "О порядке введения в действие Жилищного кодекса РСФСР" с 1 января 1984 г. был введен в действие Жилищный кодекс РСФСР.
Статьёй 101 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В соответствии с пунктом 55 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утверждённых постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 (далее - Примерные правила), служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение по установленной форме (Приложение N 5) который является единственным основанием для вселения в предоставленное служебное жилое помещение по договору найма.
Выдача ордера, а также вселение в служебное жилое помещение производятся в порядке, установленном для жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда (пункт 56 Примерных правил).
Доводы кассатора об отсутствии постановления, которым бы спорное жилое помещение признавалось служебным, опровергаются постановлением администрации г. Зеленогорска от 10 марта 2000 г, которым жилое помещение по адресу: "адрес" (30, 1 кв.м), не только было признано служебным, но и закреплено как служебное жилое помещение за МП ГЖКУ (т. 1 л.д. 75).
Данное постановление принято уполномоченным органом местного самоуправления, не оспорено, не отменено и не изменено.
С учётом признания в установленном законом порядке квартиры в качестве служебной, несостоятельными являются доводы кассатора о заключении с ним типового договора найма и отсутствии в ЕГРН отметки о том, что спорное жилое помещение имеет статус служебного.
Доводы кассатора о том, что ордер на спорное жилое помещение ему не выдавался, подлежат отклонению, поскольку из материалов дела следует, что начиная с 2009 г. истец неоднократно вместе с бывшей супругой обращался в орган местного самоуправления с заявлением о снятии с квартиры статуса служебного жилого помещения. Более того, поскольку ордер на служебное жилое помещение является единственным основанием для вселения в него, то без него Чикишев Е.Б. не смог бы вселиться в спорное жилое помещение.
Доводы кассатора о том, что он и члены его семьи состояли на учёте нуждающихся в предоставлении жилого помещения по месту работы, были предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены судебной коллегией по гражданским делам Красноярского краевого суда с указанием о том, что Чикишева Я.Н. и члены её семьи, в том числе Чикишев Е.Б, приняты на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма на основании распоряжения от 11 июля 2011 г. и только с этой даты включены в список очередников для предоставления жилья малоимущим гражданам.
Вместе с тем после расторжения брака с Чикишевой Я.Н, Чикишев Е.Б. на учет в качестве нуждающегося в помещении, предоставляемом по договору социального найма, в администрацию ЗАТО г. Зеленогорска не встал, учетное дело на него в орган местного самоуправления от предприятий, учреждений и организаций города не передавалось.
Распоряжением главы ЗАТО г. Зеленогорск от 6 декабря 2022 г. Чикишеву Е.Б. отказано в признании его и членов его семьи малоимущими для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма жилых помещений.
С учётом признания спорного жилого помещения служебным (10 марта 2000 г.) до предоставления его семье Чикишевых (ордер от 28 октября 2003 г.), не являются основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений доводы кассатора о том, что срок на оспаривание им отказа в приватизации жилого помещения не пропущен.
При оценке судами доказательств нарушения требований статьей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации допущено не было. Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Изложенные в кассационной жалобе суждения не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и повлияли бы на обоснованность и законность судебных актов, поэтому не могут служить поводом для их отмены.
Несогласие подателя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судами доказательств, иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является надлежащим мотивом для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции.
Правовые основания для переоценки доказательств, ставших предметом исследования предыдущих судебных инстанций, у кассационной инстанции отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушениях норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможна защита прав, свобод и законных интересов заявителя.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Как неоднократно разъяснялось Конституционным Судом Российской Федерации в ряде определений, данные нормы права, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании закона, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую оценку, фактически сводятся к иной оценке установленных по делу обстоятельств, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Зеленогорского городского суда Красноярского края от 15 июня 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Чикишева Е.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.