Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дмитриевой О.С, судей Сулеймановой А.С, Шульц Н.В, рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Центрального районного суда г.Красноярска
гражданское дело N2-1611/2023 (24RS0032-01-2022-005525-45) по исковому заявлению Красноярского транспортного прокурора к автономной некоммерческой организации Центр дополнительного образования "Краспроф", Шкаруба Максиму Андреевичу о признании недействительным свидетельства о прохождении обучения по программе "Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер)"
по кассационным жалобам представителя Шкаруба Максима Андреевича и автономной некоммерческой организации Центр дополнительного образования "Краспроф" - Казакова Виктора Петровича на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 28 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 июня 2023 г, заслушав доклад судьи Н.В. Шульц, пояснения прокурора Самойлова А.А, полагавшего что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, пояснения по средствам видеоконференц-связи представителя Шкаруба М.А. и автономной некоммерческой организации Центр дополнительного образования "Краспроф" - Казакова В.П, поддержавшего доводы кассационной жалобы, а также представителя ГУ МЧС России по Красноярскому краю Безруких А.П, поддержавшую доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Ш.М.В, автономной некоммерческой организации Центр дополнительного образования "Краспроф" о признании недействительным свидетельства о прохождении обучения по управлению маломерным судном, выданным на имя Ш.М.В.
Требования мотивированы тем, что образовательные программы по которым АНО Центр Дополнительного профессионального образования "Краспроф" осуществляет обучение, с том числе "Судоводитель маломерных судов (моторное судно, гидроцикл), утвержденная 04.04.2020 г, "Судоводитель маломерных судов особой конструкции "судно на воздушной подушке", утвержденная 25.04.2018 г. по своему содержанию относятся к подвиду дополнительного образования "Дополнительное образование детей и взрослых", отсутствующему в лицензии АНО ЦДПО "Краспроф", что является нарушением лицензионных условий при осуществлении образовательной деятельности, установленных частями 1, 4 статьи 91 ФЗ N273 от 29.12.2012 г.
Ш.М.В. по окончании обучения в АНО ЦДПО "Краспроф" было выдано свидетельство с регистрационным номером N, подтверждающее освоение программы. На основании данного свидетельства, предъявленного Ш.М.В. в Центр ГИМС ГУ МЧС России по Красноярскому краю при получении в июне 2021 года услуги по аттестации на право управления маломерным судном, к последнему был применен специальный порядок, то есть без проведения проверки практических навыков, с последующим открытием в удостоверении на право управления маломерными судами новой категории типа маломерного судна "Судно особой конструкции (аэробот)". АНО ЦДПО "Краспроф" необоснованно было выдано свидетельство, подтверждающее прохождение обучения по программе "Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер), что в свою очередь повлекло проведение аттестации Ш.М.В. без проверки практических навыков вождения судном.
Прокурор просит признать свидетельство с регистрационным номером N, выданное АНО ЦДПО "Краспроф" на имя Ш.М.В. недействительным.
Решением Ленинского районного суда г. Красноярска от 28 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 июня 2023 г, исковые требования Красноярского транспортного прокурора удовлетворены.
Свидетельство о прохождении обучения по программе "Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер)" N N от 16.10.2020г, выданное Автономной некоммерческой организацией Центр дополнительного образования "Краспроф" на имя Ш.М.В. признано недействительным.
С Автономной некоммерческой организации Центр дополнительного образования "Краспроф" взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
В кассационных жалобах представитель АНО ЦДО "Краспроф" и Ш.М.В. - К.В.П. просит отменить решение и апелляционное определение, указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы ссылается на то, что с 5 мая 2009 г. Ш.М.В. имел квалификацию судоводитель и имеет соответствующее удостоверение. АНО ЦДО "Краспроф", согласно выписке из реестра лицензий по состоянию на 17 ноября 2022 г, имело лицензию на профессиональное обучение и на дополнительное профессиональное образование. Обучение Ш.М.В. осуществлялось по программам профессионального обучения повышения квалификации судоводителей маломерных судов от 4 апреля 2020 г. "Судоводитель маломерного судна особой конструкции аэролодка (аэроглиссер)", то есть в рамках имеющейся лицензии. Между тем, суды не проанализировали данную программу. Также ни один суд не дал оценки незаконности прокурорской проверки.
В дополнениях к кассационной жалобе представитель Ш.М.В. и АНО ЦДО "Краспроф" - К.В.П. указывает, что принимая решение суд первой инстанции указал, что программу, по которой прошел обучение Ш.М.В. следует рассматривать как общеразвивающую (общеобразовательную), но при этом не учел, что в силу разъяснений Письма Минобрнауки России от 09.10.2013 N06-735 и требований ч.4 ст.23 ФЗ N273- ФЗ от 29.12.12 "Об образовании в Российской Федерации", профессиональные образовательные организации вправе осуществлять деятельность по дополнительным профессиональным и дополнительным общеобразовательным программам, реализация которых не является их основной деятельностью, следовательно АНО ЦДПО "Краспроф" в интересующий период времени было вправе реализовать дополнительные общеразвивающие программы для взрослых.
Также указывает, что у суда не было оснований ставить под сомнение решение аттестационной комиссии в отношении Ш.М.В, поскольку им были представлены все требуемые в соответствии с п.3.10 Приказа МЧС России от 27.05.2014 N документы, а также он имеет удостоверение на право управления катером, мотолодкой, гидроциклом, т.е. квалификацию судоводитель с 05.05.2009 г. и соответствующий опыт управления указанными и аналогичными судами с 22 июля 1999 года.
Согласно действующего Приказа МЧС России от 23.08.2023 N "Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях", а также ранее действовавших приказов МЧС России, проверка практических навыков при аттестации на право управления любыми маломерными моторными судами, включая судна особой конструкции, за исключением гидроцикла, одинакова и от типа маломерного судна не зависит.
ГУ МЧС России по Красноярскому краю представлен отзыв на кассационною жалобу, а Красноярской транспортной прокуратурой возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обучение Ш.М.В. осуществлялось по программе "судоводитель маломерного судна особой конструкции", относящейся к подвиду дополнительного образования "дополнительное образование детей и взрослых" не включенному в лицензию, выданную АНО ЦДПО "Краспроф" Министерством образования "адрес", при этом полученное Ш.М.В. свидетельство о прохождении обучения NСА, было им представлено при прохождении аттестации на право управления маломерным судном особой конструкции, что позволило ему пройти аттестацию и получить свидетельство в упрощенном порядке без проверки практических навыков, в связи с чем признал указанное свидетельство недействительным.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда.
Проверяя законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 ГПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 273 от 29.12.2012) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (часть 2 статьи 10 ФЗ N 273 от 29.12.2012).
Согласно п.6 ст. 10 ФЗ N273 дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
В силу части 1 статьи 73 ФЗ N 273 от 29.12.2012 профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий (далее - Перечень профессий) утвержден приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513.
В соответствии со статьей 76 ФЗ N 273 от 29.12.2012 дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды и осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), к освоению которых допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование либо лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
В соответствии с пунктом 40 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Частью 4 статьи 91 ФЗ N 273 от 29.12.2012 предусмотрено, что в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности по каждому лицензиату включаются сведения о видах образования, об уровнях образования (в отношении профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки, научных специальностях и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также об адресах мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест проведения практики, практической подготовки обучающихся, государственной итоговой аттестации, и иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Поскольку в Перечне профессий отсутствует профессия "Судоводитель маломерного судна особой конструкции" отсутствует, то выводы суда о том, что данная программа относится к общеобразовательной является верным вопреки доводам кассационной жалобы.
При этом судами установлено и не оспаривается сторонами, что АНО ЦДПО "КРАСПРОФ" имеет лицензию N Л035-01211- 24/00241897 от 21.04.2014 на осуществление образовательной деятельности по виду образования "Профессиональное обучение" и "Дополнительное образование" с указанием подвида дополнительного образования "Дополнительное профессиональное образование", лицензии на осуществление подвида дополнительного образования "Дополнительное образование детей и взрослых" АНО ЦЦПО "КРАСПРОФ", не имеет.
С учетом изложенного, выводы судов о том, что АНО ЦЦПО "КРАСПРОФ" образовательная деятельность по подготовке судоводителя маломерного судна Ш.М.В. осуществлена с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией и Ш.М.В. необоснованно выдано свидетельство с регистрационным номером N, подтверждающее прохождение обучения по программе: "Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер)", являются обоснованными, а доводы жалобы основаны на неверном трактовании норм действующего законодательства и установленных обстоятельств, в связи с чем основанием к отмене законных судебных актов быть не могут.
Ссылки ответчиков в кассационной жалобе на письмо Минобрнауки России от 09.10.2013 г. N06-735 не опровергает выводов судов соответствующих вышеприведенному правовому регулированию спорных правоотношений. Данное письмо нормативно-правовым актом не является. Кроме того, из указанного письма не следует, что профессиональным образовательным организациям не требуется соответствующая лицензия.
Согласно письму Министерства образования Красноярского края (исх. N 75-1586мк от 17.11.2022) на основании части 4 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам на законных основаниях возможно только при наличии в реестре лицензий на образовательную деятельность записи о подвиде дополнительного образования "Дополнительное образование детей и взрослых" по конкретному лицензиату. Поскольку запись о подвиде дополнительного образования "Дополнительное образование детей и взрослых" по лицензиату АНО ЦЦПО "Краспроф" в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности отсутствует, то осуществлять образовательную деятельность по подготовке судоводителей маломерных судов в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ АНО ЦДПО "Краспроф" не вправе.
Согласно пункту 4.2 Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными государственной инспекции по маломерным судам министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных приказом МЧС России от 27.05.2014 N 262 (далее - Правила аттестации действовавшие на момент проведения аттестации Ш.М.В.) и утративших силу с 01.03.2022, заявитель вправе, при наличии у него, представить документ об обучении для управления маломерным судном заявленного типа в заявленном районе плавания, выданный организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию для реализации программ подготовки судоводителей маломерных судов заявленного типа в заявленном районе плавания.
Такой документ, представленный для аттестации, принимается к рассмотрению аттестационной комиссией.
В соответствии с пунктом 3.10 Правил аттестации от 27.05.2014 N 262 аттестация для управления маломерным судном особой конструкции включала проверку входных документов и проверку теоретических знаний по заявленному району плавания. Проверка практических навыков заявителя не проводится. При аттестации для управления маломерным судном особой конструкции заявитель в составе входных документов представляет документ об обучении для управления этим маломерным судном, выданный образовательной организацией производителя данного судна или аналогичных судов и имеющей соответствующую лицензию для проведения такого обучения.
При этом в силу п.3.1 Правил аттестации от 27.05.2014 N 262, предусматривающей общие правила аттестации, аттестация проводится на основании: проверки документов заявителя, необходимых для аттестации по заявленному типу маломерного судна и району плавания, проверки теоретический знаний и проверки навыков практического управления.
Таким образом, в соответствии с Правилами аттестации от 27.05.2014 N 262, действовавшими в период с 01.01.2015 до 01.03.2022 года, при аттестации для управления маломерным судном особой конструкции, в случае предъявления заявителем документа, подтверждающего прохождение обучения для управления этим маломерным судном, выданный образовательной организацией и имеющей соответствующую лицензию (свидетельства об обучении), содержание аттестации изменяется, и к заявителю применяется специальный порядок ее проведения, при котором проверка практических навыков не проводится.
В связи с чем вопреки доводам кассационной жалобы, суды пришли к обоснованному выводу, что поскольку Ш.М.В. проверку практических навыков на управление маломерным судном при аттестации не проходил, в виду предоставления свидетельства с регистрационным номером N, подтверждающего прохождение обучения по программе: "Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер)" выдача которого является не законной, поскольку у образовательной организации его выдавшей отсутствовала соответствующая лицензия, то решение аттестационной комиссии, принятое на основании предоставленного свидетельства нельзя считать законным, в связи с чем свидетельство о прохождении курса обучения по программе "Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер) N СА в АНО ЦДПО "Краспроф" подлежит признанию недействительным.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не проанализирована программа обучения, на правильность выводов суда не влияют с учетом установленных обстоятельств отсутствия у АНО ЦДПО "Краспроф" права на проведение такого обучения в виду отсутствия лицензии на соответствующий вид деятельности.
Также судебной коллегией отклоняются доводы кассационных жалоб о том, что у Ш.М.В. имеется удостоверение судоводителя маломерного судна и значительны практический опыт его вождения, а проверка практических навыков при аттестации на управление любым маломерным моторным судно одинакова, поскольку в силу п.4.2, п.3.10 Правил аттестации от 27.05.2014 N 262 право на прохождение аттестации без проверки практических навыков возникает при представлении заявителем документов об обучении для управления маломерным судном именно заявленного типа, выданных организацией, имеющей соответствующую лицензию для реализации программ подготовки судоводителей маломерных судов заявленного типа.
Также не являются основание для отмены судебных актов доводы кассационной жалобы о том, что судами не дана оценка незаконности прокурорской проверки, поскольку судом первой инстанции установлено, что проверка проведена в связи с рапортом помощника Красноярского транспортного прокурора К.Д.Д. по результатам проведенного анализа состояния законности в сфере образовательной деятельности в области подготовки специалистов внутреннего водного транспорта, судоводителей маломерных судов, по результатам которого было установлено увеличение в 2022 г. количества транспортных происшествий, происшедших в Енисейском бассейне внутренних водных путей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Нарушения законодательства в сфере безопасности внутреннего водного транспорта, а также при эксплуатации маломерных судов создают угрозу безопасности граждан, могут повлечь за собой причинение вреда их жизни, здоровью и имуществу.
На основании указанного рапорта, в целях укрепления состояния законности в сфере безопасности плавания при эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, а также маломерных судов, заместителем Красноярского транспортного прокурора принято решение N155 от 29.08.2022 г. о проведении проверки в АНО ЦДПО "Краспроф". Срок проверки установлен с 31.08.2022 по 30.09.2022.
Доказательств же каких-либо нарушений, допущенных в ходе проверки, повлиявших на её результаты, материалы дела не содержат.
Доводы представителя ответчика в суде кассационной инстанции о том, что в ходе ранее проведенных проверок указанные нарушения не устанавливались, претензий к отсутствию у АНО ЦДПО "Краспроф" лицензии на осуществление дополнительного образования детей и взрослых, проверяющими органами не предъявлялось, не свидетельствуют о незаконности прокурорской проверки, по результатом которой подан настоящий иск, исходя из установленных судами обстоятельств спора и его правового регулирования.
Судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, оценены доводы и возражения сторон, и имеющиеся в деле доказательства, выводы судов, содержащиеся в обжалуемых решении и определении, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судами правильно применены нормы материального и процессуального права. Каких-либо новых доводов со ссылками на имеющиеся в деле, но не исследованные судами доказательства, заявителем кассационной жалобы не приведено.
При этом суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами первой и апелляционной инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 379.6, 390 ГПК РФ.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 379.7 ГПК РФ), судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 28 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 28 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационные жалобы представителя Шкаруба Максима Андреевича и автономной некоммерческой организации Центр дополнительного образования "Краспроф" - Казакова Виктора Петровича - без удовлетворения.
Председательствующий О.С. Дмитриева
Судьи А.С. Сулейманова
Н.В. Шульц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.