Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, Судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2910/2023, УИД 38RS0001-01-2023-001411-19 по иску Попова Дмитрия Александровича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в части, возложении обязанности включить в стаж периоды работы на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначении пенсии, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 27 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 августа 2023 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Попов Д.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОСФР по Иркутской области) о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в части, возложении обязанности включить в стаж периоды работы на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначении пенсии.
В обоснование заявленных требований Попов Д.А. ссылался на то, что в период с 18 февраля 2002 г. по 7 октября 2007 г. работал в службе систем автоматизации управления химического завода АО "Ангарский электролизный химический комбинат" (далее также - АО "АЭХК") наладчиком контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА) и был занят в производстве и переработке фтористых соединений урана в условиях радиационной вредности, что предусмотрено позицией 12409000-17541 раздела XXIV подраздела 9 "Производство фтористых соединений урана" Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённого постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
26 января 2023 г. Попов Д.А. обратился в ОСФР по Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по Иркутской области N Попову Д.А. отказано во включении в страховой стаж для назначения досрочной пенсии периодов работы продолжительностью 5 лет 7 месяцев 18 дней в качестве наладчика КИПиА в службе систем автоматизации управления химического завода АО "АЭХК". В связи с отсутствием требуемого стажа отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
С принятым решением Попов Д.А. не согласен, так как в спорный период он постоянно полный рабочий день был занят в технологическом процессе производства фтористых соединений урана в условиях радиационной вредности, что подтверждается совокупностью письменных доказательств.
В связи с чем Попов Д.А. просил суд признать незаконным решение ОСФР по Иркутской области N об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости; обязать ОСФР по Иркутской области зачесть Попову Д.А. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с 18 февраля 2002 г. по 7 октября 2007 г. в качестве наладчика КИПиА, занятого в производстве и переработке фтористых соединений урана в условиях радиационной вредности в службе систем автоматизации управления химического завода АО "АЭХК" и назначить страховую пенсию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты возникновения права на её назначение, то есть с 25 февраля 2023 г.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 27 апреля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 августа 2023 г, исковые требования Попова Д.А. удовлетворены.
Признано незаконным решение ОСФР по Иркутской области N об отказе Попову Д.А. в досрочном назначении страховой пенсии по старости в части отказа зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы с 18 февраля 2002 г. по 7 октября 2007 г. в качестве наладчика КИПиА, занятого в производстве и переработке фтористых соединений урана в условиях радиационной вредности в службе систем автоматизации управления химического завода АО "АЭХК".
На ОСФР по Иркутской области возложена обязанность зачесть Попову Д.А. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с 18 февраля 2002 г. по 7 октября 2007 г. в качестве наладчика КИПиА, занятого в производстве и переработке фтористых соединений урана в условиях радиационной вредности в службе систем автоматизации управления химического завода АО "АЭХК" и назначить досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты возникновения права на её назначение, т.е. с 25 февраля 2023 г.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области просит отменить решение Ангарского городского суда Иркутской области от 27 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 августа 2023 г.
На кассационную жалобу письменные возражения не поступали.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Попов Д.А, представитель ответчика ОСФР по Иркутской области, представитель третьего лица АО "Ангарский электролизный химический комбинат" не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещались посредством направления копии определения о принятии кассационной жалобы к производству суда, с указанием времени и места судебного заседания, заказным письмом с уведомлением.
Согласно уведомлениям о вручении заказного почтового отправления, сформированным официальным сайтом Почты России, судебная корреспонденция лицами, участвующими в деле, получена, о причинах неявки в судебное заседание стороны не сообщили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Попов Д.А. с 25 февраля 1997 г. по 30 июня 2011 г. состоял в трудовых отношениях с АО "Ангарский электролизный химический комбинат" (ранее ФГУП "АЭХК"), из которых с 18 февраля 2002 г. по 7 октября 2007 г. (5 лет 7 месяцев 18 дней) работал в службе систем автоматизации управления химического завода АО "Ангарский электролизный химический комбинат" (АО "АЭХК") наладчиком КИПиА.
26 января 2023 г. Попов Д.А. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по Иркутской области N Попову Д.А. отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, который составил 7 лет 10 месяцев 11 дней при требуемом в возрасте 50 лет не менее 10 лет.
В стаж на соответствующих видах работ не был включён период работы истца в ФГУП "Ангарский электролизный химический комбинат" с 18 февраля 2002 г. по 7 октября 2007 г. в должности наладчика КИПиА.
Периоды работы истца в ФГУП "Ангарский электролизный химический комбинат" с 1 апреля 1997 г. по 14 мая 1998 г, с 7 июня 1998 г. по 17 февраля 2002 г, с 8 октября 2007 г. по 30 декабря 2007 г. с 1 января 2008 г. по 31 августа 2008 г, АО "Ангарский электролизный химический комбинат" с 1 сентября 2008 г. по 26 июня 2010 г, с 1 июля 2010 г по 26 октября 2010 г. засчитаны в стаж на соответствующих видах работ по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а периоды работы в АО "Ангарский электролизный химический комбинат" с 1 ноября 2010 г. по 28 марта 2011 г, с 1 апреля 2011 г. по 26 июня 2011 г. - в стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Из трудовой книжки Попова Д.А. следует, что с 18 февраля 2002 г. он был переведён наладчиком КИПиА 6 разряда ФГУП "Ангарский электролизный химический комбинат".
Согласно приказа о переводе от 3 октября 2007 г. N/к Попов Д.А. в период с 18 февраля 2002 г. по 7 октября 2007 г. работал в должности наладчика КИПиА группы монтажа и наладки производства ГФУ (в составе Управления химического завода / Службе систем автоматизации химического завода / Участок ремонта и наладки КИПиА производства ГФУ и переработки урансодержащих отходов).
Согласно справке N от 18 февраля 2020 г, выданной АО "АЭХК", Попов Д.А. с 18 февраля 2002 г. по 7 октября 2007 г. работал постоянно, полный рабочий день наладчиком КИПиА, занятым на ремонте технологического оборудования в производстве фтористых соединений урана в условиях радиационной вредности, CCA ХЗ, что предусмотрено Списком 1 разделом XXIV, пунктом 12409000-17541.
В соответствии со сведениями, предоставленными Службой радиационной безопасности, эффективная доза, полученная Поповым Д.А. в период его работы с 18 февраля 2002 г. по 7 октября 20007 г. могла составить 15, 5 мЗв.
В соответствии с Инструкцией предприятия ИП 4000.00452-2004 Положение о службе систем автоматизации химического завода, утверждённой директором химического завода 21 мая 2004 г, служба систем автоматизации химического завода (служба СА ХЗ) создана с целью обеспечения эффективного непрерывного приборного контроля и автоматического управления технологическими процессами производства гексафторида урана (ГФУ) и переработки урансодержащих отходов на химическом заводе путём осуществления организационных и технических мероприятий по разработке, внедрению и эксплуатации средств КИПиА и АСУ ТП в условиях радиационной вредности. Служба СА ХЗ является структурным подразделением химического завода.
Согласно пунктов 5.1, 5.3, 5.8 данной Инструкции к функциям службы СА ХЗ отнесены, в том числе: организация технического обслуживания и ремонта оборудования СА в цехах завода в соответствии с требованиями действующей на комбинате нормативно-технической документации; проведение технического обслуживания и ремонта закреплённого за службой СА ХЗ оборудования СА по утверждённым графикам выполнения работ с целью обеспечения его работоспособности в режиме круглосуточной эксплуатации; выполнение монтажных работ и наладочных работ на вновь вводимом оборудовании в соответствии с действующими нормами и инструкцией предприятия ИП 0111.224; обеспечение пуска оборудования в эксплуатацию в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 10.4.5.1 Инструкции основной производственной задачей группы монтажа и наладки производства ГФУ является выполнение наладочных работ на системах автоматизации технологического оборудования производства ГФУ и производства переработки урансодержащих отходов, в том числе на системах, включающих средства вычислительной техники в условиях радиационной вредности.
В соответствии с Производственной инструкцией наладчика контрольно-измерительных приборов и автоматики группы монтажа и наладки производства ГФУ службы систем автоматизации химического завода ИП. 4000.00457-2004, утверждённой директором химического завода 20 апреля 2004 г, основной производственной задачей наладчика является выполнение пуско-наладочных, электро-монтажных работ, настройка, испытание монтируемых и отлаживаемых систем автоматизации, регулировка измерительных приборов производства ГФУ в условиях радиационной вредности и наличия в воздухе рабочей зоны вредных химических веществ 2-го класса опасности. В обязанности наладчика входит выполнение производственного задания (в производстве ГФУ 80% рабочего времени) в установленный срок и с хорошим качеством.
Аналогичные положения предусмотрены ранее действовавшей Производственной инструкцией для наладчика контрольно-измерительных приборов и автоматики группы монтажа и наладки Службы систем автоматизации химзавода N ИП 4000.457-2001.
Согласно штатных расписаний ФГУП "АЭХК" на 2002, 2003, штатной расстановки работников в Службу систем автоматизации химического завода входит участок ремонта и наладки КИПиА производства ГФУ и переработки урансодержащих отходов, имеющий группу монтажа и наладки производства ГФУ, в которую входит наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики. Согласно штатным расписаниям, наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики имеет право на досрочное назначение пенсии по Списку N 1, код позиции 124000-17541.
В соответствии с информацией от 13 апреля 2023 г, представленной АО "Ангарский электролизный химический комбинат" по запросу суда, с 18 февраля 2002 г. по 7 октября 2007 г. Попов Д.А. работал наладчиком КИПиА в Управлении химического завода, основным рабочим местом были производственные участки производства ГФУ (гексафторида урана) и переработки урансодержащих отходов (з. 301, 303, 312/1, 305). С 2002 г. по 2007 г. сублиматное производство входило в структуру химического завода, представляло собой единый технологический комплекс получения гексафторида урана. В организационную структуру сублиматного производства входило: управление химического завода, включающее в себя аппарат при руководстве, службу систем автоматизации завода, технологическую группу, группу наладки и развития; химический цех N 1; химический цех N 2; химический цех N 3.
Справкой от 12 апреля 2023 г. N АО "Ангарский электролизный химический комбинат" подтверждает, что Попов Д.А. работал на Ангарском электролизном химическом комбинате в цехах и производствах, предусмотренных Списками N 1, N 2, утверждёнными постановлением кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, в частности, с 18 февраля 2002 г. по 7 октября 2007 г. работал постоянно, полный рабочий день наладчиком КИПиА, занятым в производстве фтористых соединений урана, на ремонте технологического оборудования в условиях радиационной вредности, что предусмотрено Списком N 1, разделом XXIV, пунктом 12409000-17541. Справка выдана на основании приказов, штатных расписаний 1997-2010 гг, производственных инструкций, технологических регламентов, Плана-графика контроля содержания ВХВ в воздухе рабочей зоны, Санитарно-эпидемиологического заключения, технологического регламента производства урана - 235 N 3000.02620-2006 ДСП.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица Попов Д.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 11 августа 1998 г.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Поповым Д.А. к ОСФР по Иркутской области требования о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы в "АО "Ангарский электролизный химический комбинат" с 18 февраля 2002 г. по 7 октября 2007 г. в качестве наладчика КИПиА, и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 25 февраля 2023 г, суд первой инстанции, применяя к спорным отношениям положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", оценив представленные в материалы дела доказательства, пришёл к выводу о том, что в спорные периоды работы Попов Д.А. являлся работником, непосредственно занятым на ремонте технологического оборудования в производстве фтористых соединений урана в условиях радиационной вредности, работа наладчика КИПиА была связана с ремонтом технологического оборудования в производстве фтористых соединений урана в условиях радиационной вредности, соответственно условия и характер работы Попова Д.А. в указанный период дают ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с позицией 12409000-17541 подраздела 9 XXIV Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.
Поскольку с учётом спорного периода и периодов работы, зачтённых пенсионным органом в бесспорном порядке, продолжительность специального страхового стажа составит 13 лет 3 месяца 29 дней, при требуемом не менее 10 лет, возраста 50 лет Попов Д.А. достиг 25 февраля 2023 г, с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости обратился 26 января 2023 г, суд первой инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для назначения Попову Д.А. досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 25 февраля 2023 г, с момента возникновения права на назначение пенсии.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"; здесь и далее положения Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены в редакции, действовавшей на дату обращения Попова Д.А. с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости - 26 января 2023 г.).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определённой сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идёт о вредных условиях труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьёй 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определённой продолжительности в опасных, вредных, тяжёлых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
На основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьёй 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 - при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 1 от 26 января 1991 г.).
В соответствии с разделом XXIV "Атомные энергетика и промышленность" Списка N 1 от 26 января 1991 г. правом на льготное пенсионное обеспечение по подразделу 9 "Производство фтористых соединений урана" 12409000-17541 (код 12409000-17541) пользуются рабочие, специалисты и руководители, постоянно занятые в производстве и переработке фтористых соединений урана, фторидов, на ремонте технологического оборудования в условиях радиационной вредности.
Из пункта 7 разъяснений "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утверждённых Постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. (далее - Разъяснения), следует, что правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила).
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (здесь и далее закон приведён в редакции, действовавшей на момент обращения Попова А.Д. с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости) следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении, страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на иностранного гражданина и лицо без гражданства Фонд открывает индивидуальный лицевой счёт, имеющий постоянный страховой номер (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования".
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьёй 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также периоды, в течение которых работодателем в пользу работника уплачивались взносы по пенсионным договорам негосударственного пенсионного обеспечения, обязательным условием которых является выплата негосударственной пенсии ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с выполнением определённых пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работ на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учёта в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) в том числе сведения и документы о периодах работы (деятельности), в том числе периодах работы (деятельности), включаемых в стаж для определения права на досрочное назначение пенсии или на повышение фиксированной выплаты к пенсии, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Фонд осуществляет приём и учёт сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.
По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтверждён путём представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
Именно из такой правовой позиции исходили суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор по требованиям Попова Д.А. о включении периодов его работы с 18 февраля 2002 г. по 7 октября 2007 г. в должности наладчика КИПиА химического завода АО "Ангарский электролизный химический комбинат" в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и о признании за ним права на досрочную страховую пенсию по старости по указанному основанию.
Установив, что Попов Д.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с 11 августа 1998 г, спорные периоды его трудовой деятельности имели место после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, индивидуальные сведения в отношении специального стажа Попова Д.А. за периоды работы с 18 февраля 2002 г. по 7 октября 2007 г. представлены работодателем в ОСФР по Иркутской области с указанием кода льготных условий 12409000-17541, факт занятости истца постоянно, полный рабочий день в производстве фтористых соединений урана в условиях радиационной вредности подтверждён справкой, уточняющей характер и условия труда работодатель АО "Ангарский электролизный химический комбинат", а также совокупностью иных представленных доказательств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что период работы Попова Д.В. с 18 февраля 2002 г. по 7 октября 2007 г. в должности наладчика КИПиА химического завода АО "Ангарский электролизный химический комбинат" подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения Попову Д.В. страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Поскольку с учётом спорного периода работы истца и с учётом периодов, учтённых пенсионным органом в бесспорном порядке, продолжительность специального страхового стажа на соответствующих видах работ составила 13 лет 3 месяца 29 дней, что даёт истцу право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по достижении возраста 50 лет, истец достиг указанного возраста 25 февраля 2023 г, с заявлением о досрочном назначении пенсии обратился 26 января 2023 г, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями части 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", пришли к правильному выводу, что Попов Д.А. имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 25 февраля 2023 г, с даты возникновения права на её назначение.
Доводы кассационной жалобы ОСФР по Иркутской области о том, что суд не учёл структуру предприятия и производства, за каким конкретно цехом Химического завода был закреплён истец, структуру этого цеха и его задачи, функции, а так же закрепление за Службой системы автоматизации конкретного оборудования, должностные обязанности истца, не установилполную занятость истца на работах, предусмотренных Списком N 1; документы, принятые во внимание судом не могут являться бесспорным доказательством полной занятости Попова Д.А. в производстве гексафторида урана на работах по ремонту технологического оборудования в условиях радиационной вредности; выводы суда, что работа наладчика контрольно-измерительных приборов и автоматизации была связана с ремонтом технологического оборудования в производстве фтористых соединений урана в условиях радиационной вредности не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в силу положений главы 41 ГПК РФ суд кассационной инстанции не наделён полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
Разрешая спор, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, определив обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, по правилам статьи 67 ГПК РФ, суды пришли к выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается занятость истца в спорный период с 18 февраля 2002 г. по 7 октября 2007 г. в производстве фтористых соединений урана в условиях радиационной вредности.
При этом суды обоснованно приняли во внимание, что в спорный период истец работал наладчиком КИПиА в группе монтажа и наладки производства гексафторида урана, входящей в состав участка ремонта и наладки КИПиА производства гексафторида урана и переработки урансодержащих отходов, и входящей в структуру службы систем автоматизации химического завода, являющейся структурным подразделением химического завода. Управление химического завода входило в организационную структуру сублиматного производства химического завода АО "Ангарский электролизный химический комбинат", представлявшего собой единый технологический комплекс производства гексафторида урана.
В соответствии с технологическим регламентом сублиматного производства Ангарского электролизного химического комбината ИП 4000.00526-2007 ДСП, введённого с 1 августа 2007 г, Положением о службе систем автоматизации химического завода ИП 4000.00452-2004 основной производственной задачей службы систем автоматизации химического завода является обеспечение эффективного непрерывного приборного контроля и автоматического управления технологическими процессами производства гексафторида урана и технологических процессов переработки урансодержащих отходов путём осуществления организационных и технических мероприятий по разработке, внедрению, эксплуатации и ремонту средств КИПиА и автоматизированных систем управления технологическими процессами.
Согласно указанному технологическому регламенту, монтаж, наладка и межремонтное облуживание контрольно-измерительных приборов и средств автоматики входит в перечень работ, выполняемых в производстве гексафторида урана. В перечень работ, выполняемых в отделении переработки фтористых соединений урана, также входит монтаж, регулировка, испытания, наладка и межремонтное обслуживание контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации.
Перечнем профессий и должностей персонала химического завода, занятого в процессах сублиматного производства в соответствии с указанным выше регламентом, предусмотрена профессия наладчика контрольно-измерительных приборов и автоматики группы монтажа и наладки производства гексафторида урана.
Как следует из Положения о службе систем автоматизации химического завода данная служба создана в целях обеспечения эффективного непрерывного контроля и автоматического управления технологическими процессами производства гексафторида урана и переработки урансодержащих отходов на химическом заводе путём осуществления организационных и технических мероприятий по разработке, внедрению и эксплуатации средств КИПиА и АСУ ТП в условиях радиационной вредности.
Согласно санитарно-эпидемиологического заключения от 16 марта 2006 г. N 38.28.1.000.М.000005.03.06 в производстве гексафторида урана в здании 301 химического цеха N 1 химического завода АЭХК усматривается условие радиационной вредности, видом выполняемых работ являются, в том числе, ведение технологического процесса получения ГФУ, техническое обслуживание и ремонт оборудования производства ГФУ, местом проведения работ указаны все производственные участки здания 301.
Справками, уточняющими особый характер работы Попова Д.А, выданными АО "АЭХК" подтверждается, что в период с 18 февраля 2002 г. по 7 октября 2007 г. истец, работая наладчиком КИПиА, был постоянно занят в производстве фтористых соединений урана, на ремонте технологического оборудования в условиях радиационной вредности, основным местом его работы были производственные участки производства ГФУ и переработки урансодержащих отходов здания 301, 303, 312/1, 305.
Кроме того, спорный период работы истца отражён в сведениях индивидуального персонифицированного учёта с кодом льготы 12409000-17541 ("Производство фтористых соединений урана" Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённого постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10).
Оценив вышеприведённые письменные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу, что истец Попов Д.А. был постоянно занят в производстве фтористых соединений урана и на ремонте технологического оборудования в условиях радиационной вредности. По своему функциональному назначению всё обслуживаемое и ремонтируемое оборудование является технологическим, так как является составной частью единой технологической схемы.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, нормах действующего пенсионного законодательства, и не вызывают сомнений в законности.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами определены верно. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к принятию неправильных судебных постановлений, судами не допущено.
Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, в обжалуемых актах содержатся исчерпывающие выводы судов, вытекающие из установленных фактов.
Обстоятельства, на которые ссылается лицо, подавшее кассационную жалобу, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией ответчика, что не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применён судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделён в силу императивного запрета, содержащегося в части третьей статьи 390 ГПК РФ.
Таким образом, судебные постановления по существу спора являются законными и обоснованными, предусмотренных статьёй 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 27 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 21 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.