Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В, судей Леонтьевой Т.В, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1351/2023 (УИД 04RS0021-01-2023-000486-62) по иску прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах Фоминой Эльвиры Георгиевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 11 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 24 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В. об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах Фоминой Эльвиры Георгиевны (далее - Фомина Э.Г.) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (далее - ОСФР по Республике Бурятия, ответчик, пенсионный орган) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указывал на то, что 4 августа 2022 г. Фомина Э.Г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Республике Бурятия от 11 ноября 2022 г. N 109620/22 Фоминой Э.Г. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с тем, что на дату обращения в пенсионный орган продолжительность страхового стажа заявителя составляет 34 года 9 месяцев 00 дней при требуемой продолжительности не менее 20 лет, а продолжительность стажа на соответствующих видах работ составляет 00 лет 00 месяцев 00 дней при требуемой продолжительности не менее 15 лет.
При этом в стаж Фоминой Э.Г. на соответствующих видах работ не включены следующие периоды: с 7 августа 1992 г. по 27 августа 1992 г. в должности ученика машиниста крана сталелитейного цеха Улан-Удэнского ЛВРЗ; с 28 августа 1992 г. по 30 сентября 2003 г. в должности машиниста крана локомотивосборочного цеха, машиниста крана локомотивоколесного цеха Улан-Удэнского ЛВРЗ; с 1 января 2004 г. по 30 июня 2009 г. в должности машиниста крана локомотивосборочного цеха ЛВРЗ филиала ОАО "РЖД"; с 1 июля 2009 г. по 30 июня 2014 г. в должности машиниста крана локомотивосборочного цеха ЛВРЗ филиала ОАО "Желдорреммаш"; с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2021 г. в должности машиниста крана (крановщик) цеха "Модуль-2" ЛВРЗ филиала ОАО "Желдорреммарш"; с 1 октября 2003 г. по 31 декабря 2003 г. в должности машиниста крана локомотивосборочного цеха ЛВРЗ филиала ОАО "РЖД". Кроме этого, ответчиком не были включены в льготный стаж периоды нахождения истца в отпусках по уходу за детьми - с 1 января 1998 г. по 31 октября 1998 г, с 1 января 2004 г. по 17 июля 2005 г, периоды нахождения истца в отпусках без сохранения заработной платы - 18 июля 2005 г, с 1 января 2008 г. по 2 января 2008 г, с 1 января 2009 г. по 16 января 2009 г, 1 июля 2009 г, 24 июня 2015 г, 14 сентября 2015 г.
Не согласившись с решением пенсионного органа, Фомина Э.Г. обратилась к прокурору Железнодорожного района г. Улан-Удэ за защитой своих пенсионных прав.
Прокуратурой Железнодорожного района г. Улан-Удэ проведена проверка по обращению Фоминой Э.Г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в ходе которой выявлены нарушения пенсионных прав истца, выразившиеся в не назначении досрочной страховой пенсии по старости при наличии к тому оснований.
Прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах Фоминой Э.Г. просил суд включить в страховой стаж Фоминой Э.Г. для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды трудовой деятельности: с 28 августа 1992 г. по 31 декабря 1997 г, с 1 ноября 1998 г. по 30 сентября 2003 г. по профессии машиниста крана локомотивосборочного цеха Улан-Удэнского ЛВРЗ; с 19 июля 2005 г. по 31 декабря 2007 г, с 3 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г, с 17 января 2009 г. по 30 июня 2009 г. по профессии машиниста крана локомотивосборочного цеха Улан-Удэнского ЛВРЗ филиала ОАО "РЖД"; с 2 июля 2009 г. по 31 декабря 2012 г. по профессии машиниста крана локомотивосборочного цеха ЛВРЗ филиала ОАО "Желдорремаш"; обязать ответчика назначить Фоминой Э.Г. досрочную страховую пенсию по старости с 4 августа 2022 г.
Определением судьи Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 17 февраля 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод - филиал АО "Желдореммаш".
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 11 апреля 2023 г. исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах Фоминой Э.Г. удовлетворены частично. В страховой стаж Фоминой Э.Г. для назначения досрочной страховой пенсии по старости включены периоды трудовой деятельности с 28 августа 1992 г. по 17 апреля 1997 г, с 1 ноября 1998 г. по 30 сентября 2003 г. по профессии машиниста крана локомотивосборочного цеха Улан-Удэнского ЛВРЗ; с 19 июля 2005 г. по 31 декабря 2007 г, с 3 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г, с 17 января 2009 г. по 30 июня 2009 г. по профессии машиниста крана локомотивосборочного цеха Улан-Удэнского ЛВРЗ; с 2 июля 2009 г. по 31 декабря 2012 г. по профессии машиниста крана локомотивосборочного цеха ЛВРЗ филиала ОАО "Желдорремаш". На ОСФР по Республике Бурятия возложена обязанность назначить Фоминой Э.Г. досрочную страховую пенсию по старости с 4 августа 2022 г. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 24 июля 2023 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 11 апреля 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОСФР по Республике Бурятия просит об отмене судебных актов как незаконных.
Прокуратурой Республики Бурятия поданы возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции материальный истец Фомина Э.Г, представитель ответчика ОСФР по Республике Бурятия, представитель третьего лица Улан-Удэнского локомотивовагоноремонтного завода - филиала АО "Желдореммаш", надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Ходатайство ОСФР по Республике Бурятия об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи оставлено без удовлетворения по техническим причинам. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении настоящего дела.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 4 августа 2022 г. Фомина Э.Г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОПФР по Республике Бурятия от 11 ноября 2022 г. N 109620/22 Фоминой Э.Г. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с тем, что на дату обращения в пенсионный орган продолжительность страхового стажа заявителя составляет 34 года 9 месяцев при требуемой продолжительности не менее 20 лет, а продолжительность стажа на соответствующих видах работ составляет 00 лет 00 месяцев 00 дней при требуемой продолжительности не менее 15 лет.
При этом в стаж Фоминой Э.Г. на соответствующих видах работ не включены следующие периоды: с 7 августа 1992 г. по 27 августа 1992 г. в должности ученика машиниста крана сталелитейного цеха Улан-Удэнского ЛВРЗ; с 28 августа 1992 г. по 30 сентября 2003 г. в должности машиниста крана локомотивосборочного цеха, машиниста крана локомотивоколесного цеха Улан-Удэнского ЛВРЗ; с 1 января 2004 г. по 30 июня 2009 г. в должности машиниста крана локомотивосборочного цеха ЛВРЗ филиала ОАО "РЖД"; с 1 июля 2009 г. по 30 июня 2014 г. в должности машиниста крана локомотивосборочного цеха ЛВРЗ филиала ОАО "Желдорреммаш"; с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2021 г. в должности машиниста крана (крановщик) цеха "Модуль-2" ЛВРЗ филиала ОАО "Желдорреммарш"; с 1 октября 2003 г. по 31 декабря 2003 г. в должности машиниста крана локомотивосборочного цеха ЛВРЗ филиала ОАО "РЖД".
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что периоды работы Фоминой Э.Г. с 28 августа 1992 г. по 17 апреля 1997 г, с 1 ноября 1998 г. по 30 сентября 2003 г. по профессии машиниста крана локомотивосборочного цеха Улан-Удэнского ЛВРЗ, с 19 июля 2005 г. по 31 декабря 2007 г, с 3 января 2008 г. по 31 декабря 2008 г, с 17 января 2009 г. по 30 июня 2009 г. по профессии машиниста крана локомотивосборочного цеха Улан-Удэнского ЛВРЗ, с 2 июля 2009 г. по 31 декабря 2012 г. по профессии машиниста крана локомотивосборочного цеха ЛВРЗ филиала ОАО "Желдорремаш" подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При этом суд первой инстанции исходил из того, что в период до 1 января 2013 г. машинисты погрузочно-разгрузочных машин при занятости на работе не менее 80 процентов рабочего времени имели право на назначение досрочной пенсии независимо от результатов аттестации рабочего места машиниста крана и требования об уплате дополнительных тарифов страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях", которые впервые введены с 1 января 2013 г. статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Факт работы Фоминой Э.Г. у ответчика машинистом крана локомотивосборочного цеха подтверждается сведениями ее трудовой книжки АТ-VI N 4245096 о том, что она с 28 августа 1992 г. работает машинистом крана с присвоением соответствующих разрядов в Улан-Удэнском ЛВРЗ, который 1 октября 2003 г. в связи с приватизацией имущества преобразован в Улан- Удэнский локомотивовагоноремонтный завод - филиал ОАО "Российские железные дороги", а 30 июня 2009 г. истец была уволена и 1 июля 2009 г. принята в порядке перевода на Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод - филиал ОАО "Желдорреммаш" в локомотивосборочный цех машинистом крана четвертого разряда; 1 июля 2014 г. переведена в цех "Модуль-2" машинистом крана (крановщиком 4 разряда).
Согласно архивной справки ГАУК Республики Бурятия "Государственный архив Республики Бурятия" N 683 от 6 февраля 2023 г, в документах архивного фонда Улан-Удэнского Ордена Ленина локомотивовагоноремонтного завода имеются сведения о трудовом стаже Фоминой (Жадамбаевой) Э.Г. за 1992-2009 года.
Архивной справкой ГАУК Республики Бурятия "Государственный архив Республики Бурятия" N 663 от 6 февраля 2023 г. подтверждается, что в документах архивного фонда Улан-Удэнского Ордена Ленина локомотивовагоноремонтного завода имеются сведения о предоставлении Фоминой Э.Г. отпусков по уходу за ребенком в период 1997, 2003 года.
Согласно архивным справкам ГАУК Республики Бурятия "Государственный архив Республики Бурятия" NN 664, 665, 666, 667 от 6 февраля 2023 г. в документах архивного фонда Улан-Удэнского Ордена Ленина локомотивовагоноремонтного завода в лицевых счетах по заработной плате за период с января 1993 года по июнь 2009 года имеются сведения о начисленной заработной плате Фоминой (Жадамбаевой) Э.Г.
В соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР машинист крана (крановщик) управляет мостовыми и шлюзовыми кранами, башенными самоходными, самоподъемными, портально-стреловыми кранами, башенными стационарными и козловыми кранами, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке сыпучих, штучных, лесных и других аналогичных грузов и т.д.
Типовой инструкцией для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации мостовых и козловых кранов (РД 10-103-95), утвержденной Госгортехнадзором России, предусмотрено, что мостовые и козловые краны относятся к грузоподъемным машинам повышенной опасности. Они применяются для ведения погрузочно-разгрузочных работ, монтажа, демонтажа и ремонта оборудования, а также используются в технологических процессах производства для перемещения грузов.
Исходя из пункта 1.5 Типовой инструкции по охране труда для машинистов (крановщиков) электрических мостовых кранов ТИ Р М-005-2000, утвержденной Минтруда России 17 марта 2000 г, на машиниста возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов: движущиеся машины и механизмы; перемещаемые и складируемые грузы; повышенная запыленность воздуха рабочей зоны; микроклимат; опасное напряжение в электрической цепи; не огражденные движущиеся или вращающиеся элементы оборудования.
Согласно паспорту крана мостового электрического КМ-10- А5-27, 6-9-У2 Магнитогорского кранового завода N 24979 данный кран имеет следующие характеристики: тип крана - мостовой электрический, заводской номер 68.23.08, год изготовления 2011, назначение крана - подъем и перемещение грузов; согласно паспорту крана (регистрационный N 119 пм, заводской N 632) N 24975 кран относится к типу мостового, режим работы - средний, грузоподъемность крана - 125/25 кг, согласно паспорту крана мостового электрического общего назначения N 25279 и паспорту крана N 24982 - краны мостовые с раздельным приводом для подъема и перемещения грузов.
Проанализировав представленные доказательства по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Фомина Э.Г. в спорный период занята на работах в качестве машиниста крана при выполнении погрузочно-разгрузочных работ в течение всего рабочего времени, поскольку из расчетных листков по начислению заработной платы работнику Фоминой Э.Г. за рассматриваемый период достоверно следует факт выполнения работы не менее 80 % рабочего времени из расчета нормы времени и отработанных часов, а также на основании бухгалтерских документов.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судами первой и апелляционной инстанций сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях, осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы женщин в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом "а" пункта 2 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности (от 7 лет 6 месяцев до 30 лет) связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин постоянно, в течение полного рабочего дня не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. При этом периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Однако суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела по требованию прокурора в интересах Фоминой Э.Г. о признании незаконным решения ответчика об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не применили к спорным отношениям нормативные акты, устанавливающие порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и вследствие этого неправильно распределили между сторонами спора бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, а именно факта выполнения Фоминой Э.Г. в спорные периоды в течение полного рабочего дня работы в качестве машиниста строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин и достоверности отражения данных об этих периодах работы Фоминой Э.Г. в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета.
Как видно из материалов дела, Фомина Э.Г. была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 24 ноября 2000 г. и что спорные периоды ее трудовой деятельности имели место и до и после ее регистрации в системе государственного пенсионного страхования.
Из материалов дела также следует, что согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении специального стажа Фоминой Э.Г. за спорные периоды предоставлены работодателями в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без кода льготных условий.
Судебными инстанциями не учтено, что в отношении Фоминой Э.Г. работодателями в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлялись сведения о включаемых в стаж периодах деятельности на соответствующих видах работ, однако в материалах дела отсутствуют какие-либо данные о том, что эти сведения относительно спорных периодов работы истца являются недостоверными.
При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, в том числе справки, уточняющие льготный характер работы Фоминой Э.Г, а также архивные справки, которые подтверждают выполнение ею работы постоянно в течение полного рабочего дня в качестве машиниста строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин в спорные периоды, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 3 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Архивные справки, выданные Государственным архивом Республики Бурятия, не содержат сведения о фактически выполняемой работе, указанные справки подтверждают только факт работы в качестве машиниста в спорные периоды времени.
Надлежащим образом заверенные копии трудового договора и изменения к нему, также не содержат указания на льготы и компенсации за тяжелые условия труда.
Представленные же работодателем карты аттестации рабочего места по условиям труда машиниста крана с указанием класса условий труда-2, свидетельствует лишь о том, что условия труда являются допустимыми, без признания права на досрочное пенсионное обеспечение.
Профессия машинист крана (указано в трудовой книжке Фоминой Э.Г, в архивных документах и документах, представленных работодателем) не дает право на льготное пенсионное обеспечение. Типовая инструкция по охране труда, паспорт мостового крана КМ-10-А5-27 с техническими характеристиками при наличии карты аттестации не является безусловным основанием для признания за Фоминой Э.Г. права досрочное назначение пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в отсутствие доказательств ее работы в течение полного рабочего дня в качестве машиниста строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин.
Статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определены задачи гражданского судопроизводства. В соответствии с данной нормой задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел (часть 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В развитие указанных принципов гражданского судопроизводства часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункты 1 - 3 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что в целях принятия законного и обоснованного решения суд при разрешении спора по существу должен, исходя из предмета и основания заявленных истцом требований, возражений ответчика на эти требования, определить, какие законы и иные нормативные акты следует применить по данному делу, и с учетом этого определить предмет доказывания по делу, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, распределить бремя доказывания этих обстоятельств между сторонами спора на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон, в случаях, установленных статьей 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оказать содействие сторонам спора в истребовании доказательств по делу, оценить доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, по правилам, установленным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении суда, приведя мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Приведенные выше требования процессуального закона в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Приведенные требования процессуального закона о доказательствах, доказывании и оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций соблюдены не были, поскольку доказательств, подтверждающих факт выполнения Фоминой Э.Г. работы в спорные периоды в течение полного рабочего дня в качестве машиниста строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, опровергающих достоверность данных персонифицированного учета, карты аттестации предоставленных работодателем за спорные периоды, истцом не представлено.
Ввиду изложенного решение суда и апелляционное определение нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в части удовлетворения исковых требований с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
В части отказа судами в иске судебные акты не обжалуются, потому не являются предметом проверки суда кассационной инстанции в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 11 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 24 июля 2023 г. отменить в части удовлетворения требований прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах Фоминой Эльвиры Георгиевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В отмененной части гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Советский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Т.В. Леонтьева
Д.А. Гусев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.