N 88-24341/2023
г. Кемерово 13 декабря 2023 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Фроловой Т.В.
рассмотрел материал N 13-91/2023 по заявлению старшего судебного пристава Чунского районного отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Титовой Е.Н. о выдаче дубликата исполнительного листа, по кассационной жалобе администрации Чунского района Иркутской области на апелляционное определение Иркутского областного суда от 21 августа 2023 г.
УСТАНОВИЛ:
Старший судебный пристав Чунского районного отделения судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее - Чунский РОСП ГУФССП по Иркутской области) Титова Е.Н. обратилась в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа.
В обосновании заявления старший судебный пристав Чунского РОСП ГУФССП по Иркутской области Титова Е.Н. указала, что на исполнении в Чунском РОСП ГУФССП по Иркутской области находилось исполнительное производство N N, возбужденное 20 февраля 2015 г, в отношении должника Администрации Чунского района Иркутской области в пользу Иванова Николая Григорьевича (далее - Иванов Н.Г.) по гражданскому делу N 2-500/2014 об обязании Администрации Чунского районного муниципального образования с 1 января 2013 г. произвести Иванову Н.Г. индексацию (увеличение) размера ежемесячной доплаты к пенсии в связи с увеличением размера месячного денежного вознаграждения мэра района и установить Иванову Н.Г. с 1 января 2013 г. ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета в размере 43 575, 80 рублей, с последующим увеличением (индексацией) размера ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении (индексации) размера месячного денежного вознаграждения мэра района.
Судебным приставом-исполнителем исполнительное производство в 2015 г. окончено по п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" фактическим исполнением. Исполнительное производство было сдано в архив.
В 2018 году от взыскателя Иванова Н.Г. в адрес Чунского РОСП ГУФССП по Иркутской области поступило обращение о возобновлении исполнительного производства. Начальником Чунского РОСП ГУФССП по Иркутской области - старшим судебным приставом принято решение о возобновлении исполнительного производства. При возобновлении, исполнительному производству присвоен регистрационный N.
11 октября 2018 г. судебный пристав-исполнитель окончил данное исполнительное производство по п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" фактическим исполнением, исполнительное производство было сдано в архив на хранение сроком 3 года.
В дальнейшем, в 2021 году исполнительное производство уничтожено.
27 апреля 2023 г. в Чунское РОСП ГУФССП по Иркутской области поступило заявление от Иванова Н.Г. о возобновлении исполнительного производства в отношении Администрации Чунского районного муниципального образования в связи с увеличением мэру Чунского района денежного вознаграждения, что является основанием для увеличения ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счет местного бюджета, назначенной Иванову Н.Г. решением Чунского районного суда Иркутской области от 6 октября 2014 г.
Для восстановления нарушенных прав взыскателя необходимо возбудить исполнительное производство на основании выданного Чунским районным судом Иркутской области дубликата исполнительного документа.
Старший судебный пристав Чунского РОСП ГУФССП по Иркутской области Титова Е.Н. просила суд для возбуждения исполнительного производства выдать дубликат исполнительного документа по делу N 2-500/2014 в отношении должника Администрации Чунского района Иркутской области в пользу Иванова Н.Г. об обязании Администрации Чунского района Иркутской области с 1 января 2013 г. произвести Иванову Н.Г. индексацию (увеличение) размера ежемесячной доплаты к пенсии в связи с увеличением размера месячного денежного вознаграждения мэра района и установить Иванову Н.Г. с 1 января 2013 г. ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета в размере 43 575, 80 рублей с последующим увеличением (индексацией) размера ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении (индексации) размера месячного денежного вознаграждения мэра района.
Определением Чунского районного суда Иркутской области от 5 июня 2023 г. в удовлетворении требований старшего судебного пристава Чунского РОСП ГУФССП по Иркутской области Титовой Е.Н. отказано.
Апелляционным определением Иркутского областного суда от 21 августа 2023 г. определение Чунского районного суда Иркутской области от 5 июня 2023 г. отменено, вопрос разрешен по существу. Заявление старшего судебного пристава Чунского РОСП ГУФССП по Иркутской области Титовой Е.Н. удовлетворено, Чунскому РОСП ГУФССП по Иркутской области взамен утраченного исполнительного листа выдан дубликат исполнительного листа по гражданскому делу N 2-500/2014 по исковому заявлению Иванова Н.Г. к администрации Чунского районного муниципального образования в части обязания администрации Чунского районного муниципального образования с 1 января 2013 г. произвести Иванову Н.Г. индексацию (увеличение) размера ежемесячной доплаты к пенсии в связи с увеличением размера месячного денежного вознаграждения мэра района и установить Иванову Н.Г. с 1 января 2013 г. ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета в размере 43 575, 80 рублей с последующим увеличением (индексацией) размере ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении (индексации) размера месячного денежного вознаграждения мэра района.
В кассационной жалобе представителем администрации Чунского района Иркутской области ставится вопрос об отмене апелляционного определения Иркутского областного суда от 21 августа 2023 г, как незаконных.
На кассационную жалобу представителем Иванова Н.Г. - Ивановой Т.Н. принесены письменные возражения.
В соответствии с ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материал, проверив законность обжалуемого судебного постановления в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующему.
Из материала следует, что заочным решением Чуйского районного суда Иркутской области от 6 октября 2014 г..признано незаконным распоряжение исполняющего обязанности главы администрации Чунского района от 19 июня 2014 г..N 36-Ф "О назначении ежемесячной доплаты к государственной пенсии Иванову Н.Г." в части определения суммы ежемесячной доплаты к пенсии за счет средств местного бюджета с 1 апреля 2014 г..в размере 7 768 рублей, определения ежемесячной доплаты к пенсии за счет средств местного бюджета за период с 24 декабря 2010 г..по 31 марта 2014 г..в размере 265 171, 78 рубль, определения индексации доплаты в зависимости от величины прожиточного минимума, на Администрацию Чунского районного муниципального образования возложена обязанность назначить Иванову Н.Г. ежемесячную доплату к пенсии за счет средств местного бюджета с момента возникновения права на нее, то есть с 24 декабря 2010 г..в размере 20% месячного денежного содержания (месячной оплаты труда) мэра района в период с 24 декабря 2010 г..по 31 декабря 2012 г..в размере 35 536, 93 рублей с последующим увеличением (индексацией) размера ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении (индексации) размера месячного денежного вознаграждения мэра района, а с 1 января 2013 г..с учетом индексации (увеличения) размера ежемесячной доплаты к пенсии в связи с увеличением (индексацией) размера месячного денежного вознаграждения мэра района установить Иванову Н.Г. с 1 января 2013 г..ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета в размере 43 575, 80 рублей с последующим увеличением (индексацией) размера ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении (индексации) размера месячного денежного вознаграждения мэра района, с администрации Чунского районного муниципального образования за счет средств казны муниципального образования в пользу Иванова Н.Г. взысканы задолженность по выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счет средств местного бюджета за период с 24 декабря 2010 г..по 1
августа 2014 г..(с учетом ранее выплаченных сумм) в размере 1 392 265, 56 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 14 682, 47 рубля.
20 февраля 2015 г. Чунским РОСП ГУФССП по Иркутской области возбуждено исполнительное производство N, которое окончено в 2015 году по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (фактическое исполнение исполнительного документа).
В 2018 году по заявлению взыскателя Иванова Н.Г. указанное исполнительное производство было возобновлено.
11 августа 2018 г. Чунским РОСП ГУФССП по Иркутской области вынесено постановление об окончании исполнительного производства на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с актом от 17 января 2022 г. N о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, исполнительное производство N уничтожено в связи с истечением срока хранения.
Требования исполнительного документа, выданного на основании вступившего в законную силу решения Чунского районного суда Иркутской области от 6 октября 2014 г, Администрацией Чунского района исполнены, Администрацией Чунского районного муниципального образования за счет средств казны муниципального образования Иванову Н.Г. выплачена задолженность по выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счет средств местного бюджета за период с 24 декабря 2010 г. по 1 августа 2014 г. (с учетом ранее выплаченных сумм) в размере 1 392 265, 56 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 14 682, 47 рубля, что подтверждается платежными поручениями от 8 июня 2015 г, 6 октября 2015 г, 8 октября 2015 г, 8 октября 2015 г.
Распоряжением мэра Чунского района от 1 августа 2017 г. N Иванову Н.Г. установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии за счет средств местного бюджета в размере 43 575, 80 рублей с последующим увеличением (индексацией) размера ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении (индексации) размера месячного денежного вознаграждения мэра района.
Распоряжениями исполняющего обязанности главы администрации Чунского района от 25 сентября 2018 г. N, мэра Чунского района от 5 сентября 2019 г. N, мэра Чунского района от 4 декабря 2020 г. N осуществлена индексация (увеличение) пенсии за выслугу лет.
Решением Чунской районной Думой от 21 ноября 2022 г. N 127 утверждено Положение об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления Чунского районного муниципального образования. Установлены новые размеры должностных окладов выборных лиц местного самоуправления Чунского районного муниципального образования.
Индексация (увеличение) денежного вознаграждения мэра Чунского района не осуществлялась, был установлен новый должностной оклад в соответствии с Положением об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления Чунского районного муниципального образования, утвержденного решением Чунской районной Думы от 21 ноября 2022 г. N 127.
27 апреля 2023 г. в Чунское РОСП ГУФССП по Иркутской области поступило заявление от Иванова Н.Г. о возобновлении исполнительного производства в отношении Администрации Чунского районного муниципального образования в связи с увеличением мэру Чунского района денежного вознаграждения, что является основанием для увеличения ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счет местного бюджета, назначенной Иванову Н.Г. решением Чунского районного суда Иркутской области от 6 октября 2014 г.
Старший судебный пристав Чунского РОСП ГУФССП по Иркутской области Титова Е.Н. обращаясь в суд с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа, ссылалась на то, что поскольку в 2022 году исполнительное производство уничтожено, то для восстановления нарушенных прав взыскателя необходимо возбудить исполнительное производство на основании выданного Чунским районным судом Иркутской области дубликата исполнительного документа.
Отказывая в выдаче дубликата исполнительного листа, суд первой инстанции исходил из того, что решение Чуйского районного суда Иркутской области от 6 октября 2014 г. фактически исполнено в 2018 году, исполнительное производство окончено фактическим исполнением и уничтожено в связи с истечением срока хранения, следовательно, утраты исполнительного документа не произошло; взыскателем постановление об окончании исполнительного производства не обжаловалось, доказательств исполнения требований исполнительного документа не в полном объеме, принятия взыскателем всех необходимых, должных мер по своевременному и полному исполнению требований исполнительного документа не представлено.
Проверяя законность и обоснованность определения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции установив, что исполнительный лист уничтожен и является утраченным, при том, что оснований для окончания исполнительного производства и уничтожения его материалов не имелось, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления старшего судебного пристава Чунского РОСП ГУФССП по Иркутской области Титовой Е.Н. и выдачи дубликата исполнительного листа.
При этом, суд апелляционной инстанции исходил из того, что требования исполнительного документа не были исполнены в полном объеме, поскольку исполнительный лист был выдан на исполнение решения суда ответчиком об установлении Иванову Н.Г. с 1 января 2013 г. ежемесячной доплаты к государственной пенсии за счет средств местного бюджета в размере 43 575, 80 рублей с последующим увеличением (индексацией) размера ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении (индексации) размера месячного денежного вознаграждения мэра района, что является периодическими платежами, в связи с чем, срок хранения исполнительного производства подлежал исчислению с момента окончания срока периодических платежей, установленных исполнительным документом.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции верными, основанными на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права. Оснований для иных выводов у кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В силу ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Основания для окончания судебным приставом-исполнителем исполнительного производства установлены ст. 47 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", который является исчерпывающим.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Основным нормативным документом, устанавливающим сроки хранения документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы судебных приставов и подведомственных организаций является Перечень документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы судебных приставов, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный приказом ФССП России от 29 июня 2021 г. N 348 (далее - Перечень)
Указанным перечнем установлены сроки хранения оконченных исполнительных производств - 3 года (пункт 242).
Сроки хранения, установленные вышеназванным перечнем, применяются ко всем документам, законченным в производстве.
При этом, для исполнительных производств о взыскании периодических платежей срок хранения исчисляется с момента окончания срока периодических платежей, установленных исполнительным документом, при условии, что требования исполнительного документа исполнены в полном объеме и задолженность отсутствует.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229- ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт.
В соответствии с ч. 1 ст. 430 ГПК РФ в случае утраты подлинника исполнительного листа или судебного приказа (исполнительных документов) суд, принявший решение, вынесший судебный приказ, может выдать по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя дубликаты исполнительных документов.
Заявление о выдаче дубликата исполнительного документа может быть подано в суд до истечения срока, установленного для предъявления исполнительного документа к исполнению, за исключением случаев, если исполнительный документ был утрачен судебным приставом-исполнителем или другим осуществляющим исполнение лицом и взыскателю стало об этом известно после истечения срока, установленного для предъявления исполнительного документа к исполнению. В этих случаях заявление о выдаче дубликата исполнительного документа может быть подано в суд в течение месяца со дня, когда взыскателю стало известно об утрате исполнительного документа (ч. 2 ст. 430 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в ч. ч. 2, 4 и 7 данной статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.
Как следует из ч. 1 ст. 432 ГПК РФ и п. 1 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное.
Установив, что исполнительный лист уничтожен и является утраченным, при том, что оснований для окончания исполнительного производства и уничтожения его материалов не имелось, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления старшего судебного пристава Чунского РОСП ГУФССП по Иркутской области Титовой Е.Н. и выдачи дубликата исполнительного листа.
Доводы кассационной жалобы о том, что требование об обязании установить ежемесячную доплату в размере 43 575, 80 рублей является неимущественным требованием единовременного характера, и не носит периодического характера, данное требование администрацией исполнено в полном объеме, являются несостоятельными, противоречат решению Чуйского районного суда Иркутской области от 6 октября 2014 г. и правильность выводов суда апелляционной инстанции не опровергают.
Решением Чуйского районного суда Иркутской области от 6 октября 2014 г. на Администрацию Чунского районного муниципального образования в том числе возложена обязанность установить Иванову Н.Г. с 1 января 2013 г. ежемесячную доплату к государственной пенсии за счет средств местного бюджета в размере 43 575, 80 рублей с последующим увеличением (индексацией) размера ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении (индексации) размера месячного денежного вознаграждения мэра района, что является требованием о взыскании периодических платежей, поскольку доплата к пенсии является ежемесячной. Кроме того, установленный Иванову Н.Г. с 1 января 2013 г. размер ежемесячной доплаты к пенсии при увеличении (индексации) размера месячного денежного вознаграждения мэра района также подлежит увеличению (индексации).
Данные требования, вопреки доводам кассационной жалобы, к требованиям неимущественного характера не относятся.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные отношения и не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность обжалуемого судебного постановления, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном толковании норм материального права и процессуального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют фактическим обстоятельствам.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, Восьмым кассационным судом общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Иркутского областного суда от 21 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Чунского района Иркутской области - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.