Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой Е.Н, судей Долматовой Н.И, Попова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 22RS0041-01-2022-000698-34 по исковому заявлению и.о. прокурора Мамонтовского района Алтайского края в интересах Зяблицкого А.Д. к комитету по образованию Ребрихинского района Алтайского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о восстановлении срока для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании незаконным приказа об отказе во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности включить в список, признании бездействия незаконным
по кассационной жалобе Зяблицкого А.Д. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 4 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Долматовой Н.И, пояснения старшего прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, возражавшего против удовлетворения требований кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности прокурора Ребрихинского района обратился в суд с иском в интересах Зяблицкого А.Д. к комитету по образованию Ребрихинского района Алтайского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о восстановлении срока для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании незаконным приказа об отказе во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности включить в список, признании бездействия незаконным. Требования мотивированы тем, что прокуратурой по обращению Зяблицкого А.Д. проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства в части незаконности отказа во включении указанного гражданина в список лиц, которым положено предоставить жилое помещение как лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Зяблицкий А.Д. обращался в КГКУ "Региональное жилищное управление" по вопросу постановки его в очередь для предоставления жилья как лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По результатам рассмотрения заявления Зяблицкому А.Д. отказано во включении в указанный список. В качестве основания для отказа послужило достижение Зяблицким А.Д. возраста старше 23 лет на дату подачи заявления. Вместе с тем, у Зяблицкого А.Д. имелись уважительные причины пропуска срока на подачу заявления для постановки в очередь лиц, которым положено предоставление жилого помещения. Зяблицкий А.Д. является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и до 18 лет являлся ребенком-сиротой. До достижения совершеннолетия Зяблицкий А.Д. находился в приемной семье у Антиповой Е.Г. на основании договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
Нахождение Зяблицкого А.Д. в приемной семье прекращено на основании постановления администрации Ребрихинского района от ДД.ММ.ГГГГ N. При наличии всех предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований Зяблицкий А.Д. не поставлен на учет для предоставления ему жилья как ребенку-сироте. Со стороны органов опеки и попечительства, функции которых исполняются соответствующими подразделениями комитета по образованию Ребрихинского района Алтайского края, а также его законного представителя Антиповой Е.Г. не принято мер к постановке Зяблицкого А.Д. в очередь лиц, которым положено предоставление жилого помещения.
Процессуальный истец просил: признать незаконным приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Алтайского края, Зяблицкого А.Д.; восстановить Зяблицкому А.Д. срок для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Алтайского края; возложить на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края обязанность включить Зяблицкого А.Д. в обозначенный выше список, а также признать незаконным бездействие комитета по образованию Администрации Ребрихинского района Алтайского края по непринятию мер к постановке Зяблицкого А.Д. в обозначенный выше список в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Решением Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14 февраля 2023 г. исковые требования удовлетворены частично. Зяблицкому А.Д. восстановлен срок для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории "адрес". На Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края возложена обязанность включить Зяблицкого А.Д, ДД.ММ.ГГГГ, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Алтайского края. В удовлетворении остальных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 4 июля 2023 г. решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14 февраля 2023 г. отменено в части удовлетворения исковых требований и принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Мамонтовского района Алтайского края в интересах Зяблицкого А.Д. к комитету по образованию Ребрихинского района Алтайского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о восстановлении срока для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении 22 обязанности включить в список оставлено без удовлетворения. В остальной части решение оставлено без изменений.
Зяблицким А.Д. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения, кассатор полагает необходимым оставить в силе решение суда первой инстанции. В обосновании жалобы указывает, что судом не дана необходимая оценка обстоятельствам, которые установлены судом первой инстанции при рассмотрении гражданского дела по существу. Полагает, что судом некорректно допущено неправильное применение положений "Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. Автор жалобы считает, что новый порядок обеспечения жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда распространяется на лиц, которые относить к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, и достигли возраста 23 лет, если они имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном законном порядке не были поставлены на жилищный учет или имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список после ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, правила регламентируют возможность подачи заявления и после 23 лет, а также отсутствуют необходимость подтверждения уважительности причины пропуска срока подачи заявления после достижения возраста 23 лет. Кроме того, бездействие компетентных органов опеки комитета по образованию администрации Ребрихинского района Алтайского края повлияло на то, что он не смог самостоятельно реализовать свое право на обеспечение жилым помещением. Считает, что его вины в пропуске срока нет, так как полагал, что уже состоит на учете, а жилье не выдают по причине отсутствия бюджетных средств на эти цели.
Относительно доводов кассационной жалобы от прокуратуры Алтайского края и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края поступили возражения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемого апелляционного определения не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, ли их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается возможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого объекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении и возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной способности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.
Предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Зяблицкий А.Д. обратился в КГКУ "Региональное жилищное управление" по вопросу постановки его в очередь для предоставления жилья как лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно выписке из приказа от ДД.ММ.ГГГГ N, письму Министерства от ДД.ММ.ГГГГ N Зяблицкому А.Д. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Алтайского края, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В качестве основания для отказа послужило достижение Зяблицким А.Д. возраста старше 23 лет на дату подачи заявления, а также отсутствие у последнего по месту жительства и (или) месту пребывания на территории Алтайского края.
Не согласившись с данным решением, Зяблицкий А.Д. обратился в прокуратуру района о защите его жилищных прав, прокурор обратился в суд в интересах Зяблицкого А.Д, посчитав, что причины пропуска срока на подачу заявления для постановки в очередь лиц, которым положено предоставление жилого помещения, у Зяблицкого А.Д. являются уважительными, которые связанны с непринятием соответствующим подразделением комитета по образованию Ребрихинского района Алтайского края и законного представителя Антиповой Е.Г. мер по постановке Зяблицкого А.Д. в очередь лиц, которым положено предоставление жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, решением Усть-Косинского районного суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 лишен родительских прав в отношении ФИО1 Мать ФИО1 - ФИО2, умерла ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, Зяблицкий А.Д. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С ДД.ММ.ГГГГ Зяблицкий А.Д. находился под опекой у своей бабушки ФИО3, после смерти последней передан под опеку тетке - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ опека в отношении Зяблицкого А.Д. прекращена в связи с невыполнением ФИО4 опекунских обязанностей, ДД.ММ.ГГГГ Зяблицкий А.Д. передан в семью Антиповой Е.Г. и ФИО5, договор приемной семье продлевался дважды, в семье ФИО5 Зяблицкий А.Д. находился до совершеннолетия, ДД.ММ.ГГГГ исполнение договора о приемной семье прекращено постановлением администрации Ребрихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ N.
По сведениям КГКУ "Региональное жилищное управление" от ДД.ММ.ГГГГ данные о Зяблицком А.Д, ДД.ММ.ГГГГ, в списке отсутствуют. Учетное дело из органа местного самоуправления в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и в учреждение не поступало.
Выпиской из ЕГРН подтверждается, что право собственности на недвижимое имущество у Зяблицкого А.Д. не зарегистрировано.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2020 г, разъяснениями, суд первой инстанции установив, что на момент исполнения истцу 14 лет Зяблицкий А.Д. находился под опекой, опекун должным образом обязанности по постановке на учет не исполнил, должностными лицами своих обязанностей по контролю за обеспечением социальных гарантий указанной категории лиц исполнены не были, причины пропуска срока обращения Зяблицкого А.Д. для включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Алтайского края, суд признал уважительными и восстановил указанный срок, обязав ответчика включить Зяблицкого А.Д. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Алтайского края.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что 2011 г. Зяблицкому А.Д. исполнилось 18 лет, и с этого времени он мог самостоятельно позаботиться о включении его в соответствующий список, своевременно (до достижения до 23 - летнего возраста) подать заявление о принятии на учет, обратиться за защитой своих прав в суд в случае отклонения этого заявления. Между тем, необходимых действий истец в указанное время не предпринял и направил соответствующее заявление ответчику только в 2022 г. по достижении им 34-летнего возраста, то есть спустя значительное количество лет после достижения возраста, установленного для подачи такого заявления.
При этом суд апелляционной инстанции указал, что в качестве уважительных причин, по которым он не мог обратиться с указанным заявлением ранее, ссылается только на то, что полагал, что состоит на учете, при этом доказательств обращения в компетентные органы для выяснения статуса его заявления, кроме устных пояснений не представлено. При этом, как пояснил Зяблицкий А.Д. в суде первой инстанции, он каких-либо мер не предпринимал, с письменными заявлениями не обращался, ограничивался устными звонками.
Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу, что до достижения 23 лет истец не обращалась в органы местного самоуправления с заявлениями о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, на учете нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления в списке "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" не состоял, при этом доказательств уважительности причин пропуска срока обращения не представил, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Выводы суда апелляционной инстанции подробно и убедительно мотивированы, основаны на обстоятельствах дела и представленных доказательствах, которым дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Законодатель предусмотрел применение данной нормы и в определенный период совершеннолетия - с 18 до 23 лет.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте). Предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.
Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социальной незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда апелляционной инстанции.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, сводятся к изложению своей позиции по делу, собственным толкованию закона и оценке доказательств и установленных обстоятельств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции допущены нарушения, влекущие отмену или изменение судебного постановления в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы, что истец не поставлен в установленном порядке на учет ввиду бездействия уполномоченных органов, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и отклонены, поскольку основаны на ошибочном толковании подлежащего применению к спорным правоотношениям законодательства, фактических обстоятельств, направлены на переоценку доказательств и не влекут возникновение оснований для удовлетворения кассационной жалобы. Кроме того, в материалы дела обратного не представлено.
Материальный закон истолкован и применен судом апелляционной инстанции правильно, с учетом установленных обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение постановленных по делу судебных актов в кассационном порядке, не допущено.
Несогласие заявителя с выводами суда апелляционной инстанции, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не свидетельствуют о нарушениях судами норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, в связи с чем доводы заявителей кассационных жалоб о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут быть приняты во внимание.
Каких-либо правовых доводов тому, что обжалуемого апелляционного определения постановлены в нарушение положений действующего законодательства, кассационная жалоба не содержит.
При таких данных, вышеуказанное апелляционное определение суда, сомнений в законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 4 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Зяблицкого А.Д. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.