Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н.
судей Симон Н.Б, Благодатских Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело УИД54RS0018-01-2022-002602-76 по иску Стукалина Дмитрия Викторовича к Администрации города Искитима Новосибирской области, Министерству строительства Новосибирской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, по кассационной жалобе представителя Стукалина Д.В. - Стукалиной Н.М. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 25 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Стукалин Д.В. обратился в суд с иском к Администрации города Искитим об оспаривании решения органа местного самоуправления. Требования мотивированы тем, что согласно постановлению главы муниципального образования города Искитима Новосибирской области от 17.11.2004г. N истец был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий граждан города Искитима - регистрационный N в Приложении N к постановлению. ДД.ММ.ГГГГ было издано постановление N о снятии истца с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Основанием для снятия с учёта послужило то, что на момент постановки на учёт истец был обеспечен жилой площадью в размере 8 кв.м, установленной постановлением Президиума областного Совета профессиональных союзов исполнительного комитета Новосибирского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N, а именно, проживал по адресу: "адрес". Кроме этого, основанием для снятия с учёта послужило то, что Стукалин Д.В. утратил основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с тем, что Стукалин Д.В. был обеспечен жилой площадью на одного члена семьи в размере 8, 27 кв.м, что превышает норму жилой площади в размере 8 кв.м. Также основанием для снятия с учёта является то, что Стукалин Д.В. обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в размере 14, 53 кв.м, что превышает учётную норму общей площади жилого помещения в размере 12 кв.м, в силу п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истец был поставлен до ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п.п.З п.1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учёт до ДД.ММ.ГГГГ, имеют право на улучшение своих жилищных условий за счёт средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 18 кв.м. При этом по адресу: "адрес", истец не проживает, а только зарегистрирован. Фактически истец проживает с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес".
Истец просил: признать незаконным постановление администрации города Искитима Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ N о снятии Стукалина Д.В. с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; признать Стукалина Д.В. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ (ред. от 26.03.2022 г.) "О ветеранах" ст. 16 п.3 "Меры социальной защиты ветеранов боевых действий"; восстановить Стукалина Д.В. в первой очереди в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ (ред. от 26.03.2022г.) "О ветеранах" ст. 16 п.З "Меры социальной защиты ветеранов боевых действий" как участника Чеченских событий, взятого на учёт как нуждающегося в улучшении жилищных условий, постановленного первоначально на учёт в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы муниципального образования города Искитима Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ N (Приложение N); возложить на администрацию города Искитима Новосибирской области на основании пункта 2 и 5 Положения о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ N-па обеспечение жильём граждан предоставить Стукалину Д.В. единовременную выплату на приобретение жилого помещения в собственность.
Решением Искитимского районного суда Новосибирской области 10 февраля 2023 г. постановлено:
исковые требования Стукалина Д.В. к Администрации города Искитима Новосибирской области, Министерству строительства Новосибирской области об оспаривании решения органа местного самоуправления - удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации города Искитима Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ N о снятии Стукалина Д.В. с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; признать ФИО1, нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.З ст. 16 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N5-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О ветеранах"; восстановить Стукалина Д.В. в первой очереди в силу п.З ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О ветеранах", как участника Чеченских событий, постановленного на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, постановленного первоначально на учёт на основании постановления главы муниципального образования города Искитима Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ N (Приложение N); возложить на Администрацию города Искитима Новосибирской области обязанность осуществить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в собственность, в соответствии с Постановлением Администрации Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ N363-пa "О мерах государственной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в Новосибирской области".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 25 июля 2023 г. постановлено:
решение суда первой инстанции отменить, отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Стукалину Дмитрию Викторовичу отказать в полном объеме.
В кассационной жалобе представитель Стукалина Д.В. - Стукалина Н.М. просит апелляционное определение отменить. Указывает на неверное толкование судом норм материального права, и неверное определение обстоятельств по делу. Настаивает на обоснованности и доказанности исковых требований.
На доводы кассационной жалобы Администрацией города Искитима поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся.
В силу ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив дело в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с ч.1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления не находит.
Так, согласно ч.1 ст.31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с п.2 ч.1, ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г, которые осуществляются в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом апелляционной инстанции, истец является ветераном боевых действий, имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно сведениям ЕГРН, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует информация о регистрации прав Стукалина Д.В. на какие-либо объекты недвижимости.
На основании постановления главы муниципального образования города Искитима Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ N, Стукалин Д.В. был принят на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий граждан города Искитима - регистрационный N в Приложении N к постановлению.
Как следует из Постановления администрации города Искитима Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ N, истец Стукалин Д.В. был снят с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Установлено судом и не оспаривается сторонами, что на момент постановки на учёт в качестве нуждающегося истец проживал в квартире, по адресу: "адрес", жилой площадью 25, 6 кв.м. В жилом помещении, помимо Стукалина Д.В. также проживали его родители ФИО7 и ФИО8, жилая площадь, приходящаяся на истца составляла 8, 53 кв.м.
По данным ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, на тот момент Стукалину В.Н. на праве собственности принадлежали жилой дом и земельный участок, по адресу: "адрес". Право собственности было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Общая площадь жилого дома составляла 41, 2 кв.м. Истец Стукалин Д.В. был зарегистрирован в данном жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ.
Позже истец был зарегистрирован по адресу: "адрес", жилая площадь, приходящаяся на Стукалина Д.В. составляет 8, 27 кв.м.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, с которым судебная коллегия согласна, что основания для признания незаконным постановления о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, отсутствуют, поскольку на момент постановки на учет истец был обеспечен жилой площадью исходя из действующего в регионе норматива, не являлся нуждающимся и на момент снятия с учета.
Выводы суда апелляционной инстанции обоснованы, согласуются с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, данными в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" о том, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а не нуждающимся в улучшении жилищных условий, не опровергают выводы судов, поскольку при оценке нуждаемости лица в предоставлении жилого помещения учитываются все имеющиеся у него права на жилые помещения, принадлежащие истцу как на праве собственности, так и по договорам социального найма.
Согласно пунктам 1 и 5 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, а также граждане, проживающие в общежитиях.
Согласно ст. 127 Жилищного кодекса РСФСР, члены семьи собственника жилого дома, квартиры (статья 53), проживающие совместно с ним, вправе пользоваться наравне с ним помещениями в доме, квартире, если при их вселении не было оговорено иное. Право пользования помещением сохраняется за этими лицами и в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого дома, квартиры. К отношениям пользования жилыми помещениями между собственником дома, квартиры и бывшими членами его семьи применяются правила, установленные статьями 131 - 137 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями статьи 53 Жилищного кодекса РСФСР к членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители.
Судом апелляционной инстанции установлено и не оспорено истцом в рамках состязательного процесса, что истец на момент приятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма был зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес" (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ)в квартире принадлежащем на праве равнодолевой собственности его родителям. На момент постановки на учет истец обеспечен жилой площадью на одного члена семьи в размере 8, 53 кв.м, что превышает норму жилой площади в размере 8 кв.м, установленную Постановление Президиума областного Совета профессиональных союзов исполнительного комитета Новосибирского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в городах, рабочих поселках и сельской местности Новосибирской области ". На момент снятия с учет истец также не являлся нуждающимся.
Доводы кассационной жалобы о том, что по адресу: "адрес", истец фактически не проживал, а был только зарегистрирован, оценивались судом апелляционной инстанции и были обоснованно отклонены, поскольку право на проживание в указанном жилом помещении у истца не утрачено. Доказательств невозможности проживания истца по адресу: "адрес" качестве члена семьи собственника жилого помещения, не представлено.
В рамках состязательного процесса в соответствии со ст. 56, 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости того, что истец не являлся на момент постановки на учет нуждающихся членом семьи своих родителей, равно как не являлся членом их семьи в последующем при регистрации в принадлежащем им помещении, не представлено.
Судом установлено, что по адресу: "адрес", площадью 43, 6 кв.м. зарегистрированы: Стукалин В.Н, Стукалин Д.В, ФИО8 Собственником указанного жилого помещения согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ является ФИО9
В указанном помещении обеспеченность истца также превышала норму, установленную решением Совета депутатов муниципального образования г. Искитима от 30.08.2005г. N 273 (ред. от 25.12.2013) "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения" в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека.
В целом доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, фактически направлены на переоценку доказательств и выводов суда апелляционной инстанции.
При этом, согласно ч.3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы судов мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и закону. Нарушений норм материального, процессуального права не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 25 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Стукалина Д.В. - Стукалиной Н.М. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.