Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зуева Александра Васильевича на решение Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 июня 2023 года, принятые по административному делу N 2А-AL-34/2023, по административному иску Зуева Александра Васильевича к Чокурдахскому поселковому Совету депутатов 5-го созыва, администрации муниципального образования "Аллаиховский улус (район)" о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Зуев А.В. обратился в Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) с вышеуказанным административным иском к Чокурдахскому поселковому Совету депутатов 5-го созыва, в котором с учетом уточнений просил признать незаконным бездействие административного ответчика в части осуществлении контроля за исполнением решения N от ДД.ММ.ГГГГ N от ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность на ответчика в срок не более одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать уборку снега и снежно-ледяных покрытий по перечисленным адресам; взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 75000 руб, поскольку, являясь инвалидом II группы, при преодолении сугробов претерпевает болезненные ощущения - симптомы в тазобедренных суставах, что причиняет ему нравственные и физические страдания, в сумме 48503 руб, а также расходы на собирание доказательств в размере 26497 руб, а именно расходы за электроэнергию, использование интернета, личного компьютера, сканера, принтера, бумаги.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ решением N Чокурдахского поселкового Совета депутатов 5-го созыва утверждены Правила благоустройства на территории муниципального образования "Поселок Чокурдах" (далее - муниципальное образование). ДД.ММ.ГГГГ решением N утверждено Положение о порядке осуществления контроля за исполнением органами муниципального образования и должностным лицами муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения. Однако решения N N и 121 о необходимости проводить уборку (уборка, вывоз мусора, снега, льда, грязи, посыпка улиц песком с примесью хлоридов) территории с 15 октября по 15 апреля и порядка его проведения не исполняются, уполномоченным на то ответчиком контроль над исполнением органами муниципального образования и его должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения не осуществляется, что подтверждается снежными наносами, сугробами на территории домов 5 и 6 пер.350 лет Русского Устья и между котельной N и домом 15 по "адрес", также снежными образованиями на тротуаре по левой стороне "адрес", что нарушает права истца на свободное передвижение.
Решением Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
7 сентября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Зуева А.В, поданная через Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене судебных актов.
В кассационной жалобе административный истец ссылается на то, что им были представлены доказательства неисполнения административным ответчиком решений N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем судами неправильно определены обстоятельства по делу, не исследовано место, подтверждающее образование снежных сугробов.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19 сентября 2023 года кассационная жалоба Зуева А.В, передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующее законодательство, исходил из того, что в материалах дела отсутствуют обращения Зуева А.В. в адрес ответчика о нарушениях, связанных с ненадлежащей организацией уборки снега на территории п. ФИО2, отсутствуют доказательства, подтверждающие образование снежных сугробов на территории домов 5 и 6 пер.350 лет Русского Устья, между котельной N и домом 15 по "адрес", на тротуаре по левой стороне "адрес" в п. ФИО2 и других участках, имеющих асфальтовое покрытие, учитывал, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение его прав, свобод и законных интересов, указанным бездействием ответчика.
Оснований не согласиться с такими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ решением Чокурдахского поселкового Совета депутатов 4-го созыва N утверждены Правила благоустройства на территории муниципального образования " Поселок Чокурдах" (далее - Правила).
Правилами предусмотрены особенности уборки территории в осенне- зимний период. Осенне-зимнюю уборку территории рекомендуется проводить с 15 октября по 15 апреля и предусматривать уборку и вывоз мусора, снега и льда, грязи, посыпку улиц песком с примесью хлоридов. В зависимости от климатических условий постановлением администрации муниципального образования период осенне-зимней уборки может быть изменен.
Все тротуары, дворы лотки проезжей части, улиц, площадей, набережных, рыночные площади и другие участки с асфальтовым покрытием рекомендуется очищать от снега и обледенелого наката под скребок и посыпать песком до 8 часов утра.
В соответствии с Правилами благоустройства на территории муниципального образования контроль за соблюдением норм и правил благоустройства осуществляет ответственное лицо, назначенный главой поселковой администрации (пункт 10).
ДД.ММ.ГГГГ решением Чокурдахского поселкового Совета депутатов 4-го созыва N утверждено Положение о порядке осуществления контроля за исполнением органами муниципального образования и должностным лицами муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения (далее - Положение).
Согласно пункту 1.1.1 целью Положения является урегулирование правоотношений, возникающих при взаимодействии Чокурдахского поселкового Совета депутатов и администрации муниципального образования при осуществлении контрольных и проверочных мероприятий.
Из пункта 1.4 Положения следует, что целью проведения контрольных мероприятий в том числе является надлежащее исполнение органами муниципального образования и должностными лицами органов муниципального образования действующего законодательства и принятых в соответствии с ним решений Совета депутатов.
Из пункта 1.8 Положения следует, что контроль осуществляется в форме: проведения проверок; рассмотрения отчетов, сообщений и информации председателя Совета депутатов, главы поселка, руководителей иных органов и должностных лиц муниципального образования, руководителей органов местной администрации, муниципальных унитарных предприятий и учреждений по различным вопросам осуществления местного самоуправления; направления депутатских запросов органам и должностным лицам муниципального образования руководителям органов местной администрации, муниципальных унитарны предприятий и муниципальных учреждений; запрос необходимых документов и материалов по вопросам, готовящимся и рассматриваемым в представительном органе, его комиссиях и рабочих группах.
В силу положений пункта 2.1 Положения проверки - это контрольные мероприятия, проводимые постоянными комиссиями в порядке, установленном настоящим Положением.
Пунктом 2.3 Положения предусмотрено, что основаниями проверок могут являться полученные депутатами Совета депутатов из установленного источника (не анонимные) сведения о нарушениях органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления действующего законодательства, Устава поселка и решений Совета депутатов.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).
Исходя из положений части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства и подтвердить факты, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 названного Кодекса, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца.
Проанализировав действующее законодательство, Правила благоустройства на территории муниципального образования, Положение о порядке осуществления контроля за исполнением органами муниципального образования и должностным лицами муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения, установив, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие оснований для проведения контрольных мероприятий, предусмотренных пунктом 2.3 Положения о порядке осуществления контроля за исполнением органами муниципального образования и должностным лицами муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения, а также факт обращения Зуева А.В. к административному ответчику с заявлением о проведении контрольных мероприятий в отношении администрации или должностных лиц, суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных требований.
С учетом установленных обстоятельств и действующего законодательства судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, при этом они не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, а также имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Само по себе несогласие административного ответчика с выводами нижестоящих судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, а также не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм материального или процессуального права.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 КАС РФ безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Зуева Александра Васильевича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.