Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Свободного Муниципального образования "города Свободный" на решение Свободненского городского суда Амурской области от 16 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 10 августа 2023 года, принятые по административному делу N 2а-962/2023, по административному иску Свободненского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Свободного о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Свободненский городской прокурор обратился в суд в защиту законных интересов неопределенного круга лиц с вышеназванным исковым заявлением к администрации города Свободного Муниципального образования "города Свободный" (далее - администрация города Свободного), в котором просил признать незаконным бездействие администрации г.Свободного, выразившееся в непринятии мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на земельном участке с координатами N.25.33.16 Е 1 ДД.ММ.ГГГГ.14 вдоль автомобильной дороги "Свободный-Климоуцы"; возложить обязанность на администрацию г.Свободного провести работы по ликвидированию несанкционированной свалки на земельном участке с координатами N.25.33.16 Е 1 ДД.ММ.ГГГГ.14 вдоль автомобильной дороги "Свободный-Климоуцы" в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой проведены надзорные мероприятия в сфере соблюдения законодательства об обращении с отходами производства и потребления, по результатам которых выявлены нарушения закона. Согласно паспорту "Национальный проект "Экология", утвержденному Министерством природы Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в рамках которого реализуется Федеральный проект "Чистая страна", на территории г.Свободного на основании пункта 2 раздела 4.1 паспорта реализуется мероприятие "Ликвидация несанкционированных свалок в границах городов". Целью мероприятия является ликвидация несанкционированных свалок в границах городов. В ходе выездной проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, на земельном участке с координатами N.25.33.16 Е 1 ДД.ММ.ГГГГ.14 вдоль автомобильной дороги "Свободный-Климоуцы" установлен факт несанкционированного складирования бытовых отходов. Согласно реестру муниципальной собственности администрации г.Свободного земельный участок с координатами N.25.33.16 Е 1 ДД.ММ.ГГГГ.14 вдоль автомобильной дороги "Свободный-Климоуцы", на котором обнаружена несанкционированная свалка, относится к собственности администрации г.Свободного.
Решением Свободненского городского суда Амурской области от 16 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 10 августа 2023 года, требования прокурора удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации г.Свободного, выразившееся в непринятии мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на земельном участке с координатами N.25.33.16 Е 1 ДД.ММ.ГГГГ.14 вдоль автомобильной дороги "Свободный-Климоуцы". На администрацию г.Свободного возложена обязанность провести работы по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с координатами N.25.33.16 Е 1 ДД.ММ.ГГГГ.14 вдоль автомобильной дороги "Свободный-Климоуцы" в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.
14 сентября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации города Свободного, поданная через Свободненский городской суд Амурской области 31 августа 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения по делу об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В кассационной жалобе администрация города Свободного ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, на отсутствие незаконного бездействия со стороны администрации. Указывают, что главным распорядителем средств бюджета в сфере ЖКХ города, выделяемых на исполнение муниципальной программы "Охрана окружающей среды и благоустройства территории города Свободного" является Управление по ЖКХ и благоустройству администрации города. Управлением ЖКХ уже выявлена несанкционированная свалка, заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ по очистке мест несанкционированного размещения отходов. Кроме того, при рассмотрении административного дела в судебном заседании суда первой инстанции принимал участие представитель администрации без надлежаще оформленных полномочий.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2023 года кассационная жалоба администрации города Свободного передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, помимо прокурора в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Такие основания для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлены.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) и статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с положениями Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
На основании статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии экологическими, санитарными и иными требованиями. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
На основании пункта 1 статьи 3.4 Федерального закона N89-ФЗ допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического законодательства населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п.4.13 ГОСТа 307772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (далее - ГОСТ 307472-2011), введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N7-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Статьей 51 Федерального закона N 7-ФЗ и статьей 22 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, что на земельном участке с координатами N.25.33.16, Е 1 ДД.ММ.ГГГГ.14 вдоль автомобильной дороги "Свободный-Климоуцы", являющейся собственностью администрации г.Свободного, имеется несанкционированное складирование бытовых отходов, пришли к выводу о наличии со стороны администрации города Свободного незаконного бездействия, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Свободненской городской прокуратурой проведены надзорные мероприятия в сфере соблюдения законодательства об обращении с отходами производства и потребления, по результатам которых выявлены нарушения закона.
Согласно паспорту "Национальный проект "Экология", утвержденному Министерством природы Российской Федерации 21 декабря 2016 года, в рамках которого реализуется Федеральный проект "Чистая страна", на территории города Свободного на основании п.2 раздела 4.1 паспорта реализуется мероприятие "Ликвидация несанкционированных свалок в границах городов". Целью мероприятия является ликвидация несанкционированных свалок в границах городов.
ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с координатами N.25.33.16, Е 1 ДД.ММ.ГГГГ.14 вдоль автомобильной дороги "Свободный-Климоуцы", являющейся собственностью администрации г.Свободного, установлен факт несанкционированного складирования бытовых отходов.
При таких обстоятельствах, поскольку органами местного самоуправления не принимаются должные своевременные меры, направленные на ликвидацию несанкционированных мест складирования бытовых отходов на территории города Свободного, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
С учетом вышеуказанных положений действующего законодательства, поскольку пунктами 11, 23 части 1 статьи 5 Устава города Свободного предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, доводы кассационной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по делу является Управление по ЖКХ и благоустройству администрации города Свободного являются несостоятельными.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что ДД.ММ.ГГГГ уже заключен муниципальный контракт по очистке мест несанкционированного размещения отходов, в том числе, и на указанном земельном участке, не являются основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о допущенном бездействии со стороны административного ответчика в непринятии своевременных мер к организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с указанного в иске земельного участка.
Доводы кассационной жалобы о том, что в суде первой инстанции принимал участие представитель администрации города Свободного без надлежаще оформленных полномочий были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонены, поскольку такие обстоятельства не влекут отмену судебного решения, учитывая, что данное административное дело рассмотрено судом первой инстанции по существу.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы нижестоящих судов, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свободненского городского суда Амурской области от 21 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 26 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Свободного Муниципального образования "города Свободный" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.