Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Негнюровой Светланы Ильиничны - Кобякова А.А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 августа 2023 года, принятые по административному делу N 2а-3010/2023, по административному иску Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) к Негнюровой Светлане Ильиничне о взыскании задолженности по налогам и сборам.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее - УФНС России по Республике Саха (Якутия)) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Негнюровой С.И, в котором просила взыскать с Негнюровой С.И. недоимку по налогу на доходы физических лиц в размере 1 633 498 рублей 12 копеек, пени в размере 87 192 рубля 49 копеек, штраф в размере 41 102 рубля 63 копейки.
В обоснование иска налоговый орган указал, что в отношении административного истца в период с 29 апреля по ДД.ММ.ГГГГ проведена камеральная налоговая проверка по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, по результатам которой на основании имеющихся сведений установлено получение в 2020 году дохода от продажи объектов недвижимости в размере 20 384 149 руб. 21 коп, при этом сумма налога в размере 2487439 руб. налогоплательщиком не оплачена. В ходе дополнительных мероприятий произведен новый расчет налоговой базы и суммы налога, которая составила 1 644 107 руб, также решением N от ДД.ММ.ГГГГ на налогоплательщика наложен штраф за совершение налогового правонарушения в сумме 41 102, 63 рубля и начислены пени, размер которых по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 87 192, 49 руб.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 апреля 2023 года оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 августа 2023 года требования УФНС по Республики Саха (Якутия) удовлетворены частично.
С Негнюровой С.И. в пользу УФНС по Республики Саха (Якутия) взыскана недоимка по налогу на доходы физических лиц в размере 1 633 498 руб. 12 коп, пени в размере 87 192 руб. 49 коп, штраф в размере 41 102 руб. 63 коп..
14 сентября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя Негнюровой С.И. - Кобякова А.А, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 4 сентября 2023 года, в которой просят судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).
В кассационной жалобе представитель административного ответчика ссылается на то, что судами нарушены нормы материального и процессуального права, не установлены все обстоятельства дела. Так, в материалах дела отсутствует договор купли-продажи объекта как первичный документ, на основании которого налоговый орган должен установить налоговую базу. Кроме этого имеются неустранимые разногласия по виду собственности объекта с кадастровым номером 14:36:104015:4630, который является частью жилого дома. Также ссылается на то, что судом первой инстанции дело рассмотрено в отсутствие самого административного ответчика, не извещенного надлежащим образом.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2023 года кассационная жалоба представителя Негнюровой С.И. - Кобякова А.А. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.
Пунктом 2 статьи 228 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию с учетом положений статьи 229 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 228).
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, установив, что, административным истцом объекты недвижимости реализованы по стоимости ниже установленной кадастровой стоимости, пришел к выводу об обоснованности начисления налоговым органом административному ответчику суммы НДФЛ за 2020 год с дохода, полученного от реализации объектов недвижимого имущества, с учетом положений пункта 2 статьи 214.10 НК РФ и кадастровой стоимости объектов.
Оснований не согласиться с такими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Судами установлено, что Негнюровой С.И. ДД.ММ.ГГГГ представлена первичная налоговая декларация за 2020 год, в которой указан доход от продажи объектов недвижимого имущества на общую сумму 1 000 000 руб, и заявлен имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ, в размере 1 000 000 руб. Сумма налога по указанной декларации составляет 0 руб.
В подтверждение указанных в декларации сведений представлены договоры купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ следующих объектов, находившихся в собственности менее 3-х лет:
- квартиры с кадастровым номером N, расположенной по адресу: "адрес", И, с кадастровой стоимостью 12 658 903, 91 руб.;
- иного строения, помещения и сооружения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровой стоимостью 6 157 631, 26 руб.;
- жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровой стоимостью 1 760257, 33 руб.;
- иного строения, помещения и сооружения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровой стоимостью 824 502, 90 руб.;
- земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровой стоимостью 7 718 917, 76 руб..
Право собственности Негнюровой С.И. на указанные объекты зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного с ООО "Алеарт".
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Негнюровой С.И. вышеуказанные объекты проданы за 1 000 000 руб..
В соответствии с положениями пункта 1.2 статьи 88 НК РФ налоговым органом в период с 29 апреля по ДД.ММ.ГГГГ в отношении Негнюровой С.И. проведена камеральная налоговая проверка по НДФЛ за 2020 год, в рамках которой установлено занижение налоговой базы на 19 384 149, 21 руб... На основании имеющихся сведений налогооблагаемый доход от продажи объектов определен исходя из их кадастровой стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и составил 20 384 149, 21 руб. (29 120 213, 16 х 0, 7). Налог от продажи недвижимого имущества составил 2 487 439 руб..
По результатам налоговой проверки составлен акт N от ДД.ММ.ГГГГ, в котором поставлен вопрос о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 497 488 руб. Данный акт направлен налогоплательщику через личный кабинет ДД.ММ.ГГГГ, получен ДД.ММ.ГГГГ.
По ходатайству налогоплательщика налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрение материалов налоговой проверки отложено на ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом рассмотрение материалов налоговой проверки вновь отложено, однако налогоплательщиком уточненная налоговая декларация за 2020 год не была представлена, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по объектам недвижимости изменения в сведения ЕГРН в части кадастровой стоимости не внесены.
Вместе с тем с учетом изменений кадастровой стоимости объектов недвижимости - квартиры с кадастровым номером N и земельного участка с кадастровым номером N, внесенных распоряжениями Правительства PC (Я) от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, налоговым органом произведен перерасчет налоговой базы и суммы налога, которая составила 1 644 107 руб. Также решением от ДД.ММ.ГГГГ Негнюрова С.И. привлечена к налоговой ответственности: наложен штраф в размере 41 102 руб. 63 коп. и начислены пени в сумме 87 1.92 руб. 49 коп. Данное решение направлено налогоплательщику через личный кабинет, получено ДД.ММ.ГГГГ.
Акт налоговой проверки и решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Негнюровой С.И. в установленные сроки и порядке не обжалованы, вступили в законную силу.
Требование об уплате задолженности по налогу на сумму 1 772 402, 12 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ N направлено налогоплательщику ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом. Указанная задолженность погашена частично, в связи с чем налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ в судебный участок N г.Якутска направлено заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Негнюровой С.И. недоимки по налогу, пени и штрафа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка N г.Якутска вынесен судебный приказ, который определением от ДД.ММ.ГГГГ отменен в связи с поступлением возражений ответчика.
Согласно пункту 1 статьи 214.10 НК РФ налоговая база по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, определяется в соответствии с НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу пункта 2 статьи 214.10 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0, 7. В целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0, 7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.
Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 214.10 НК РФ для доходов от продажи недвижимого имущества, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1.1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, или на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных налогоплательщиком расходов, связанных с приобретением этого имущества, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса.
Доход от продажи недвижимого имущества определяется, исходя из цены сделки, информация о которой получена налоговым органом в соответствии со статьей 85 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 214.10 НК РФ.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ установлено право налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц при продаже, в частности, недвижимого имущества.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 220 Кодекса, устанавливающим особенности применения имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса, имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 Кодекса, не превышающем в целом 1 000 000 рублей.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.
Учитывая положения подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ налогообложению подлежит не полная сумма полученного дохода от продажи имущества, а сумма дохода, уменьшенная на размер имущественного налогового вычета, не превышающего в целом 250 000 руб, образованного от полученных налогоплательщиком в налоговом периоде доходов от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет.
Поскольку по результатам камеральной налоговой проверки был установлен факт занижения налоговой базы со стороны Негнюровой С.И, налоговым органом решением N от ДД.ММ.ГГГГ с учетом изменения кадастровой стоимости объектов доначислен административному истцу НДФЛ за 2020 год в размере 1 644107 руб, рассчитана пени - 87 192, 49 руб, наложены штрафные санкции в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ с учетом смягчающих ответственность обстоятельств в размере 41102, 63 руб..
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, поскольку размер налоговой базы определен налоговым органом в соответствии с приведенными выше положениями законодательства.
Доводы кассационной жалобы о том, что задолженность по уплате налога от продажи недвижимого имущества не подлежит взысканию налоговым органом, поскольку является отрицательным сальдо в Едином налоговом счете (далее - ЕНС), что в силу указания ФНС России в письме от ДД.ММ.ГГГГ N N не подлежит взысканию до начала запуска централизованных процессов формирования пользовательских заданий о направлении требований в соответствии со статьей 69 НК РФ в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФЗ, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, обоснованно мотивированно отклонены.
Из письма ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N N следует, что налоговым органам поручено продолжить индивидуальные сверки, проводимые в соответствии с Письмом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N N до окончания в марте-апреле 2023 года декларационной кампании по итогам 2022 года по отдельным видам налогов и сборов, по результатам которой будет сформировано окончательное сальдо на ЕНС для налогоплательщиков (плательщиков сборов, страховых взносов) за периоды до ДД.ММ.ГГГГ. Дано указание проводить взыскание сумм задолженности исключительно в отношении верифицированных сумм отрицательного сальдо на ЕНС.
Поскольку в рассматриваемом случае задолженность Негнюровой С.И. является подтвержденной результатами камеральной проверки, то есть верифицированной, то указание отрицательного сальдо в едином налоговом счете (ЕНС) подлежит уплате налогоплательщиком.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии в материалах дела первичных документов, а именно договоров купли продажи объектов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ подлежат отклонению, поскольку противоречат материалам административного дела, в котором содержатся указанные договора купли-продажи (л.д.106-11).
Ссылка в кассационной жалобе в части неустранимых сомнений по виду права собственности на объект с кадастровым номером 14:36:104015:4630 является несостоятельной, поскольку вид собственности определен органом с учетом сведений ЕГРН по коду вида собственности.
Доводы кассационной жалобы о ненадлежащем извещении Негнюровой С.И. о месте и времени слушания дела в суде первой инстанции, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ также были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонены, поскольку материалами дела подтверждается, что Негнюрова С.И. была надлежаще извещена о судебном заседании на ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут, о чем ей направлялось извещение по адресу ее регистрации, а именно - "адрес" (л.д.61). Кроме того, судебная коллегия суда кассационной инстанции учитывает, что в судебном заседании суда первой инстанции принимал участие представитель административного ответчика по доверенности, надлежаще извещенный ДД.ММ.ГГГГ на судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом тщательной проверки судебных инстанций, им в оспариваемых судебных постановлениях дана надлежащая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии по административным дедам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Доводы кассационной жалобы ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не содержат, выражают несогласие с выводом суда апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 7 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Негнюровой Светланы Ильиничны - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.