Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 6 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам.
Заслушав доклад судьи ФИО4, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) (далее - УФНС России по Республике Саха (Якутия), налоговый орган) обратилось в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к ФИО1, в котором просило взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2020 год в размере 24 265 рублей, задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2019 год в размере 5 524 рублей, пеню в размере 17 рублей 22 копеек, начисленной на данную задолженность (всего 29 814 рублей 6 копеек).
Поскольку в ходе рассмотрения административного дела ФИО1 частично погасил имевшуюся задолженность, налоговый орган уточнил административные исковые требования: просил взыскать с административного ответчика задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2019 год в размере 5 524 рублей.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2022 года в удовлетворении административного искового заявления УФНС России по Республике Саха (Якутия) было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 6 марта 2023 года решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2022 года отменено. По делу принято новое решение, которым административное исковое заявление налогового органа удовлетворено: с ФИО1 взыскана недоимка по земельному налогу за 2019 год в размере 5 524 рублей.
14 сентября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного ответчика, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 5 сентября 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с несоответствием выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также об оставлении в силе решения суда первой инстанции или о направлении административного дела на новое апелляционное рассмотрение.
Участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 6 марта 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из содержания статьи 57 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее статья 48 Налогового кодекса Российской Федерации приведена в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учёта в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг (пункт 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случаях, когда расчёт суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требованием об уплате налога признаётся извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункты 1, 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.
Из содержания положений статей 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщиком налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на следующие имущество: жилой дом; квартиру, комнату; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершённого строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учётом особенностей, установленных статьёй 408 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введён налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о выдаче судебного приказа подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
В свою очередь, абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов административного дела, в 2020 году ФИО1 являлся собственником:
- гаража с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес";
- квартиры с кадастровым номером N, расположенной по адресу: "адрес";
- иного строения, помещения и сооружения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес";
- иного строения, помещения и сооружения с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес";
- жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес";
- квартиры с кадастровым номером "адрес", расположенной по адресу: "адрес".
Кроме того, в 2019 году административному ответчику принадлежали на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами "адрес", расположенные в "адрес")
Налоговый орган направлял ФИО1 налоговое уведомление от 3 августа 2020 года N о необходимости уплаты земельного налога за 2019 год в сумме 5 524 рублей, а также налоговое уведомление от 1 сентября 2021 года N о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2020 год в сумме 24 265 рублей.
В связи с неуплатой указанных сумм налогов УФНС России по Республике Саха (Якутия) административному ответчику направлялись требования:
- от 24 декабря 2020 года N, в котором предлагалось в срок до 26 января 2021 года уплатить имевшуюся недоимку по земельному налогу за 2019 год в сумме 5 524 рублей, а также начисленную на данную недоимку пеню в сумме 17 рублей 22 копеек;
- от 17 декабря 2021 года N, в котором предлагалось в срок до 2 февраля 2022 года уплатить имевшуюся недоимку по налогу на имущество физических лиц в сумме 24 265 рублей.
Данные требования получены ФИО1 в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика по телекоммуникационным каналам связи, однако в установленный срок исполнены не были.
Судебный приказ от 24 марта 2022 года, вынесенный мировым судьёй судебного участка N города Якутска Республики Саха (Якутия), о взыскании с административного ответчика соответствующей задолженности отменён мировым судьёй 21 апреля 2022 года в связи с поступлением от ФИО1 возражений относительно его исполнения.
Административное исковое заявление УФНС России по Республике Саха (Якутия) о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на имущество за 2020 год в размере 24 265 рублей, по земельному налогу за 2019 года в размере 5 524 рублей, а также по пени в размере 17 рублей 22 копеек, начисленной на задолженность по земельному налогу, было подано в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) через организацию почтовой связи 11 октября 2022 года.
В связи с тем, что ФИО1 после поступления административного искового заявления в суд первой инстанции частично уплатил имевшуюся задолженности, налоговый орган уточнил заявленные административные исковые требования: просил взыскать с административного ответчика задолженность по земельному налогу за 2019 год в сумме 5 524 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) указал в решении, что недоимку в сумме 5 524 рублей ФИО1 уплатил 1 декабря 2022 года, что подтверждается представленным в материалы дела чеком по операции мобильного приложения "Сбербанк Онлайн".
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение о взыскании с административного ответчика задолженности по земельному налогу за 2019 год в сумме 5 524 рублей, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), проанализировав положения Налогового кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указала в апелляционном определении, что ФИО1 не исполнил установленную законом обязанность по уплате задолженности по земельному налогу за 2019 год, размер которой на момент рассмотрения дела составляет 5 524 рубля. Представленный административным ответчиком чек по операции от 1 декабря 2022 года не свидетельствует об оплате задолженности по земельному налогу за налоговый период 2019 года. Также суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что порядок взыскания соответствующей недоимки, а также сроки обращения к мировому судье за выдачей судебного приказа и в городской суд с административным исковым заявлением налоговым органом были соблюдены.
Выводы суда апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемого апелляционного определения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на установленных по делу обстоятельствах, на надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств, а также на правильном применении норм материального и процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в представленном в материалы дела со стороны ФИО1 чеке по операции от 1 декабря 2022 года в качестве налогового периода, за который вносился платёж, указывалось 2 декабря 2019 года (л.д. 42).
Пунктом 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
Следовательно, земельный налог за 2019 года подлежал уплате административным ответчиком не позднее 1 декабря 2020 года, а не 2 декабря 2019 года.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, ФИО1 по указанной выше платёжной операции через мобильное приложение "Сбербанк Онлайн" добровольно уплатил имевшуюся у него задолженность по земельному налогу за 2018 год, тогда как доказательств погашения задолженности по земельному налогу за 2019 года, срок уплаты которой определялся до 1 декабря 2020 года, со стороны административного ответчика представлено не было.
Ошибочное указание судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в абзаце третьем на пятой странице апелляционного определения на то, что суд первой инстанции удовлетворил административное исковое заявление, является опечаткой, которая подлежит исправлению в порядке статьи 184 КАС РФ.
Поскольку отмена или изменение постановленного по делу судебного акта суда апелляционной инстанции в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных статьёй 328 КАС РФ, а доводы кассационной жалобы не содержат данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованном апелляционном определении, обстоятельствам административного дела, о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права, о нарушении или неправильном применении норм процессуального права, повлиявших на исход административного дела, оснований для удовлетворения кассационной жалобы ФИО1 не имеется.
Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 6 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.