Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи: Игнатьева Д.Ю, судей: Ионовой А.Н, Земцовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании
кассационной жалобе Саркисяна Мнацакана Папиковича, Николян Карины Размиковны
на решение Таганского районного суда г.Москвы 25 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 апреля 2023 года
по гражданскому делу по иску Генеральной прокуратуры РФ к Саркисяну Мнацакану Папиковичу, Николян Карине Размиковне о прекращении договора найма служебного жилого помещения, выселении, встречному исковому заявлению Саркисяна Мнацакана Папиковича к Генеральной прокуратуре РФ о признании незаконным в части решения жилищной комиссии, обязании восстановить в очереди на учете нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях).
Заслушав доклад судьи Ионовой А.Н, объяснения Саркисяна М.П. и его представителя Березиной Е.В, представляющей так же интересы Никоян К.Р, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Генеральная прокуратура РФ обратилась в суд с иском к ответчикам Саркисяну М.П, Николян К.Р, просила прекратить договор найма служебного жилого помещения, выселить ответчиков из спорного жилого помещения по адресу: г. Москва, ул. Б. Калитниковская, д. 42А, кв. 69.
Саркисян М.П. предъявил встречный иск к Генеральной прокуратуре РФ, просил признать решение жилищной комиссии в части снятия Саркисяна М.П. с учета нуждающихся в жилых помещениях в предоставлении служебного жилого помещения (учет нуждающихся в служебных жилых помещениях) незаконным, возложить на жилищную комиссию Генеральной прокуратуры РФ обязанность восстановить Саркисяна М.П. в очереди на учете нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях) с сохранением даты постановки на учет с 29 июля 2015 года.
Решением Таганского районного суда г.Москвы от 25 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 апреля 2023 года, удовлетворены исковые требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации: прекращен договор найма служебного жилого помещения от 16.02.2018 N 18, заключенный между Генеральной прокуратурой РФ и Саркисяном М.П, Саркисяна М.П, Никоян К.Р. выселены из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", без предоставления другого жилого помещения, указано, что решение суда является основанием для снятия ответчиков с регистрационного учета по указанному адресу;
с Саркисяна М.П, Никоян К.Р. в доход бюджета Москвы взыскана в равных долях государственная пошлина в размере 6000 руб.;
встречное исковое заявление Саркисяна М.П. к Генеральной прокуратуре РФ о признании незаконным в части решения жилищной комиссии, обязании восстановить в очереди на учете нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях) оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Саркисян М.П, Никоян К.Р. просили отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, направить дело на новое рассмотрение в Таганский районный суд г.Москвы, поскольку судами нарушены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не приняты во внимание установленные по делу обстоятельства.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность решения и апелляционного определения, кассационный суд пришел к следующему.
В соответствии с положениями частей 1 - 3 статьи 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата).
Прокурорам, не имеющим жилых помещений по месту службы, предоставляются служебные жилые помещения (статья 33 указанного Закона)
Из материалов дела следует и судом установлено, что спорное жилое помещение по адресу: "адрес" принадлежит на праве собственности Российской Федерации, на праве оперативного управления закреплено за Генеральной прокуратурой РФ, Распоряжением Генеральной прокуратуры РФ от 27.12.2017 N 233р/10 включено в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям.
Саркисян М.П. приказом Генерального прокурора РФ от 02.06.2015 N 188-ца(0) назначен на должность советника Генерального прокурора РФ, решением жилищной комиссии от 29.07.2015 года Саркисян М.П. поставлен на учет на предоставление служебной квартиры, решением жилищной комиссии от 21.03.2017 Саркисяну М.П. предоставлено служебное жилое помещение по адресу: "адрес".
Решением жилищной комиссии от 08.12.2017 года по заявлению Саркисяна М.П. от 03 ноября 2017 года произведена замена жилого помещения, договор найма служебного жилого помещения по адресу: "адрес", расторгнут и заключен договор найма служебного жилого помещения от 16.02.2018 N 18 на квартиру по адресу: "адрес" "адрес". Совместно с нанимателем в качестве члена его семьи в квартиру вселена Никоян К.Р, являющаяся супругой Саркисяна М.П..
Согласно пп.4 п. 4.2 договора найма служебного жилого помещения от 16.02.2018 N 18 на квартиру по адресу: "адрес", прекращается в связи с окончанием срока службы.
Согласно п. 4.4 договора найма служебного жилого помещения от 16.02.2018 N 18, в случае прекращения договора найма Саркисян М.П. должен освободить жилое помещение.
Решением жилищной комиссии от 28.12.2018 Саркисян М.П. был признан нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и поставлен на учет нуждающихся, которое в дальнейшем решением жилищной комиссии от 02.08.2019 в части наличия оснований для признания Саркисяна М.П. нуждающимся в жилых помещениях, принятия его на соответствующий учет, отменено.
Саркисян М.П. и Никоян К.Р. зарегистрированы по месту жительства по адресу спорной квартиры с 15 января 2019 года.
Распоряжением Генерального прокурора РФ от 11.09.2019 года N287р/10 внесены изменения в приложения к распоряжению от 04.02.2019 года N 27/р10, исключены сведения о Саркисяне М.П. из числа лиц, подлежащих учету в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.
Приказом N 81-цаЦс) от 10.02.2020 ответчик Саркисян М.П. освобожден от занимаемой должности и уволен из органов прокуратуры по собственному желанию, в связи с чем, Генеральной прокуратурой предъявлен иск, так как ответчик Саркисян М.П. должен освободить жилое помещение с учетом условий договора найма служебного жилого помещения.
18.02.2020 Саркисяном М.П. были поданы заявления о признании его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, и о предоставлении занимаемого спорного служебного помещения в собственность.
Указанные заявления были рассмотрены на заседании жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, о чем предоставлена выписка из протокола заседания жилищной комиссии N1 от 27.04.2020. Жилищной комиссией было принято решение об оставлении без изменения решения жилищной комиссии от 02.08.2019; в соответствии с подпунктом 4 пункта 2.9 Положения о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, утвержденного приказом генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2018 N624, снять Саркисянва М.П. с учета нуждающихся в жилых помещениях в предоставлении служебного жилого помещения (учет нуждающихся в служебных жилых помещениях); Главному управлению обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры поручено проведение мероприятий по освобождению служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Направленные ответчикам уведомления о необходимости освобюодить жилое помещение не исполнено.
Принимая указанное выше решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 288, 209, 301, 304, 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 10, 30, 11, 92, 93, 101, 102, 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Приказа Генпрокуратуры России от 02.10.2018 N 624 "О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями" (вместе с "Положением о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов", "Положением о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Генеральной прокуратуры Российской Федерации, встречные исковые требования Саркисяна М.П. об оспаривании решения жилищной комиссии в части снятия Саркисяна М.П. с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях в предоставлении служебного жилого помещения (учет нуждающихся в служебных жилых помещениях) с сохранением даты постановки на учет с 29.07.2015 подлежат отклонению, исходя из того, что ответчик Саркисян М.П. занимал спорное жилое помещение на основании договора найма служебного жилого помещения от 16.02.2018 года N18, условиями которого предусмотрено прекращение договора в случае увольнения нанимателя, а также обязанность нанимателя и членов его семьи в связи с этим освободить жилое помещение, учитывая, что Саркисян М.П. уволен из органов прокуратуры по собственному желанию, пенсия за выслугу лет ему не назначалась, на учете нуждающихся не состоит, права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений не имеет, а иные самостоятельные правовые
основания для занятия спорной квартиры отсутствуют, снятие Саркисяна М.П. с учета нуждающихся соответствует требованиям закона, учитывая так же ответ помощника Президента РФ - начальника Государственно- правового управления Администрации Президента РФ Брычевой Л.И. на обращение Генеральной прокуратуры РФ, согласно которого единовременная социальная выплата предоставляется прокурору при наличии соответствующего стажа службы именно в органах и организациях прокуратуры РФ, в связи с чем, правовые основания для учета стажа работы Саркисяна М.П. в органах прокуратуры Армянской ССР и Республики Армения для получения единовременной социальной выплаты (или жилого помещения в собственность) отсутствуют, принимая во внимание отсутствие доказательств того, что Саркисян М.П. имеет не менее 10 лет стажа работы в органах прокуратуры именно Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, согласилась, предусмотренных статьей 327.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены оспариваемых решения и апелляционного определения не установила, указала следующее.
Согласно ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу положений ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии со ст. 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии со ст. 102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.
Согласно ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, положения приведенных норм материального права, судебная коллегия не нашла правовых оснований для отмены оспариваемого решения, считает, что иск Генеральной прокуратуры удовлетворен законно и обоснованно, признала решение жилищной комиссии так же законным, в связи с прекращением службы Саркисяна М.П. в органах прокуратуры а возражения ответчиков основаны на субъективном толковании норм материального права.
Доводы кассационной жалобы Саркисяна М.П. и Николян К.Р. не опровергают выводы судов, основаны на субъективном толковании норм материального права; выражают несогласие с установленными по делу обстоятельствами и оценкой доказательств, направлены на их переоценку, что на стадии кассационного производства по делу не представляется возможным, исходя из полномочий кассационного суда общей юрисдикции, определенных статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, положения части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших за собой какого-либо нарушения прав и законных интересов заявителя жалобы, оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Таганского районного суда г.Москвы 25 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Саркисяна Мнацакана Папиковича, Николян Карины Размиковны - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись.
Судьи: подписи.
Копия верна.
Судья
Второго кассационного суда общей юрисдикции А.Н. Ионова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.