Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 14 августа 2009 г. N А36-838/2009
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 декабря 2009 г. N 15311/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 18 октября 2010 г. по делу N А36-838/2009
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей. при участии в заседании: от заявителя Г.В.А. - вед. юрисконс. (дов. от 08.08.2008 N 239/08, пост.), В.Р.С. - зам. ген. директ. (дов. от 01.08.2009 N 163/09, пост.); от Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области - Г.М.А. - гос. инсп. (дов. от 17.03.2009 N 25, пост.); от третьего лица: Общества с ограниченной ответственностью "Э" - А.А.В. - учредителя (решение от 28.09.2007 N 1), Б.Л.А. - представителя (дов. от 06.04.2009, пост.),
рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Л" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.04.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2009 по делу N А36-838/2009, установил:
Открытое акционерное общество "Л" (далее - Общество, ОАО "Л") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - Управление, УФАС) от 24.02.2009 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.31 КоАП РФ по делу об административном правонарушении N 02-Т-09.
Дело рассматривалось с участием заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Э" (далее - ООО "Э").
Решением суда от 20.04.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.06.2009 решение от 20.04.2009 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты в связи несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления суда.
Как видно из материалов дела, решением Комиссии УФАС от 27.01.2009 по делу N 68 выявлено нарушение Обществом ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившееся в необоснованном уклонении от подписания Перечня средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении ООО "Э" - ОАО "Л" и запросе дополнительных документов при согласовании Перечня средств измерений, не предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и Правилами недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, результатом которых явилось создание препятствий к выходу в 2009 году на оптовый рынок электрической энергии ООО "Э".
По данному факту Управлением составлен протокол об административном правонарушении от 06.02.2009 N 02-Т-09, на основании которого постановлением от 24.02.2009 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1% от суммы выручки от реализации электрической энергии на территории Липецкой области в 2008 году, что составило 29892110 руб.
Посчитав данное постановление незаконным, Общество оспорило его в суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Статьей 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Как установлено судом ОАО "Л", являясь гарантирующим поставщиком, имеет статус субъекта оптового рынка, занимает доминирующее положение на рынке поставки электрической энергии в границах Липецкой области, продает ООО "Э" электрическую энергию по договору энергоснабжения от 27.12.2007 для последующей перепродажи иным потребителям, являющимся субъектами розничного рынка электрической энергии и являющимся конкурентами на данном рынке.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В силу п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона РФ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) основным принципом организации оптового рынка является свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке для всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих установленные Правительством Российской Федерации правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 названного Закона.
В соответствии с ч.ч. 1, 3, 4 ст. 35 Закон N 35-ФЗ порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке представляет собой совершение им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке, в том числе проведение мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка, проведение иных мероприятий, предусмотренных правилами оптового рынка, вступление в члены совета рынка и подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка. Порядок получения статуса субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии на оптовом рынке и порядок заключения обязательных договоров субъектом оптового рынка устанавливаются правилами оптового рынка. Условия получения статуса субъекта оптового рынка, устанавливаемые указанными правилами, не могут быть различными для юридических лиц, осуществляющих одни и те же виды деятельности. Исчерпывающий перечень мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии, устанавливается правилами оптового рынка.
Согласно п.п. "б" п. 16 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643, в редакции Постановлений Правительства РФ по состоянию на 28.06.2008, для получения статуса субъекта оптового рынка и права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствующих группах точек поставки предъявляются следующие требования, в том числе выполнение требований технического характера, установленных нормативными правовыми актами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка: обеспечение сбора, обработки и передачи участникам оптового рынка организации коммерческой инфраструктуры данных коммерческого учета, полученных с помощью средств измерений (в том числе принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании третьим лицам), соответствующих определенным настоящими Правилами требованиям и обеспечивающих коммерческий учет произведенной (потребленной) электрической энергии (мощности) в каждой точке (группе точек) поставки, с использованием которой заявитель планирует участвовать в торговле на оптовом рынке.
Пунктом 17 вышеуказанных Правил установлено, что организации, предоставившие организации коммерческой инфраструктуры документы, подтверждающие выполнение требований, установленных пунктом 16 настоящих Правил, и согласовавшие с системным администратором и организацией коммерческой инфраструктуры группы точек поставки, становятся субъектами оптового рынка с даты включения их в реестр субъектов оптового рынка при условии заключения договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Таким образом, для получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка ему необходимо получить доступ к услугам администратора, который в дальнейшем включает заинтересованное лицо в Реестр субъектов оптового рынка.
В соответствии с п.п. 6, 7 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 юридическое лицо, желающее получить доступ к услугам администратора (далее заявитель), подает заявление об этом и представляет администратору комплект документов, перечисленных в п.п. "а"-"о" п. 6 Правил. Кроме того, в целях получения сбалансированных данных о фактическом производстве (потреблении) электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии (мощности) с учетом потерь, а также проведения финансовых расчетов на оптовом рынке электрической энергии (мощности) заявитель также предоставляет администратору по форме, утвержденной администратором, документы, подтверждающие: а) обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии (мощности); б) наличие согласованного со смежными субъектами оптового рынка перечня средств измерений для коммерческого учета электрической энергии (мощности) и согласованный с системным оператором способов формирования оперативной информации.
Согласно п. 8 указанных Правил в целях получения данных о фактическом производстве и потреблении энергии, а также проведения расчетов на оптовом рынке электрической энергии (мощности) заявитель представляет документы, свидетельствующие о соответствии системы коммерческого учета обязательным техническим требованиям и условиям договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, в порядке, установленном администратором.
Смежные с заявителем субъекты оптового рынка в течение 30 дней со дня получения указанных документов обязаны обеспечить согласование с ним документов, подтверждающих обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии (мощности), порядок информационного обмена и порядок использования приборов коммерческого учета для определения объемов производства (потребления) электрической энергии (мощности) на границах балансовой принадлежности субъектов оптового рынка.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, письмом от 25.08.2008 N 06-4703 ОАО "Л" отказало ООО "Э" в согласовании Перечня средств измерений, сославшись на отсутствие у заинтересованного лица статуса субъекта оптового рынка, подписанного договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и на несоответствие АИИС КУЭ ООО "Э" требованиям оптового рынка, при этом ОАО "Л" затребовало у ООО "Э" предоставления полного комплекта документов, предусмотренных Приложением N 1 к Договору присоединения.
28.10.2008 ООО "Э" вновь направило заявителю Перечень средств измерения и просило в срок до 05.11.2008 его согласовать.
26.11.2008 обществом был получен ответ, в котором ОАО "Л" для проведения дополнительного анализа потребовало представить список юридических лиц, подтвержденный договорами энергоснабжения, интересы которых ООО "Э" намерено представлять на оптовом рынке электрической энергии, а также направить полный пакет документов, соответствующий Приложению N 1 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Посчитав указанный ответ необоснованным и направленным на создание препятствий к допуску на оптовый рынок электрической энергии, ООО "Э" письмом от 01.12.2008 просило вернуть ОАО "Л" несогласованные подлинники Перечней средств измерений для дальнейшего направления материалов в антимонопольный орган, указав на то, что заявитель располагает копиями всех договоров энергоснабжения, заключенными с потребителями ООО "Э".
Письмом от 15.12.2008 N 06-9276 ОАО "Л" согласовало Перечень средств измерений и предложило ООО "Э" рассмотреть вопрос о разделении объема поставки электрической энергии и мощности для ООО "Ч" между ОАО "Л" и ООО "Э".
Таким образом, действия Общества не соответствуют требованиям антимонопольного законодательства, поскольку согласование заинтересованным лицом с ОАО "Л" Перечня средств измерений для коммерческого учета обусловлено не только обязанностью ООО "Э", как юридического лица, претендующего на получение статуса субъекта оптового рынка, представить указанный документ для получения доступа к услугам администратора, но и обязанностью ОАО "Л" обеспечить такое согласование в непродолжительный и разумный срок.
При указанных обстоятельствах согласование ОАО "Л" Перечня средств измерений 15.12.2008 с нарушением установленного 30-дневного срока, исключило возможность ООО "Э" выйти на оптовый рынок электрической энергии в 2009 году, так как объемы необходимой обществу электрической энергии не были включены в сводный прогнозный баланс.
Поскольку указанные действия ОАО "Л" по уклонению согласования Перечня средств измерений, запросу дополнительных документов, не предусмотренных "Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" и "Правилами недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг", привели к несвоевременному получению заинтересованным лицом статуса субъекта оптового рынка и как следствие - вытеснение ООО "Э" с розничного рынка электрической энергии в 2009 году, то действия Общества правомерно расценены как ограничение и устранение конкуренции на указанном рынке в границах Липецкой области.
Таким образом, суд сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава вменяемого правонарушения и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Судом правомерно отклонен довод заявителя жалобы о том, что УФАС не правильно исчислен размер штрафа, а именно, от суммы выручки на розничном, а не на оптовом рынке, поскольку нарушение конкуренции было допущено в отношении ООО "Э" именно на розничном рынке электрической энергии.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам и в силу ст. 286 АПК РФ не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.04.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2009 по делу N А36-838/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Письмом от 15.12.2008 N 06-9276 ОАО "Л" согласовало Перечень средств измерений и предложило ООО "Э" рассмотреть вопрос о разделении объема поставки электрической энергии и мощности для ООО "Ч" между ОАО "Л" и ООО "Э".
Таким образом, действия Общества не соответствуют требованиям антимонопольного законодательства, поскольку согласование заинтересованным лицом с ОАО "Л" Перечня средств измерений для коммерческого учета обусловлено не только обязанностью ООО "Э", как юридического лица, претендующего на получение статуса субъекта оптового рынка, представить указанный документ для получения доступа к услугам администратора, но и обязанностью ОАО "Л" обеспечить такое согласование в непродолжительный и разумный срок.
При указанных обстоятельствах согласование ОАО "Л" Перечня средств измерений 15.12.2008 с нарушением установленного 30-дневного срока, исключило возможность ООО "Э" выйти на оптовый рынок электрической энергии в 2009 году, так как объемы необходимой обществу электрической энергии не были включены в сводный прогнозный баланс.
Поскольку указанные действия ОАО "Л" по уклонению согласования Перечня средств измерений, запросу дополнительных документов, не предусмотренных "Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода" и "Правилами недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг", привели к несвоевременному получению заинтересованным лицом статуса субъекта оптового рынка и как следствие - вытеснение ООО "Э" с розничного рынка электрической энергии в 2009 году, то действия Общества правомерно расценены как ограничение и устранение конкуренции на указанном рынке в границах Липецкой области."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 августа 2009 г. N А36-838/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании