Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 4 июля 2008 г. N А14-15007/2007-537/10
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от ответчика - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "К" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.03.2008 по делу N А14-15007/2007-537/10, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "К" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным бездействия Главного управления государственного имущества Воронежской области (далее - Управления) по принятию решения о проведении торгов по продаже права аренды земельного участка по адресу: г. Воронеж, Московский пр-т, 153-б и обязании Управления организовать и провести торги по продаже права аренды данного земельного участка или предоставить его Обществу без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.03.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, установлено следующее.
Постановлением главы городского округа город Воронеж от 29.06.2006 N 1136 "О предварительном согласовании, утверждении акта выбора, проекта границ и предоставлении в аренду земельного участка С.Е.Ю. (г. Воронеж, ул. О., д. 42, кв. 11) по Московскому проспекту, 153 б" утвержден акт выбора земельного участка, для проектирования и строительства автоцентра по указанному адресу, площадью 6052 кв. м.; утвержден проект границ данного земельного участка; земельный участок предоставлен С.Е.Ю. в аренду сроком на 5 лет для проектирования и строительства автоцентра.
Указанным постановлением Комитет по земельным отношениям Департамента градостроительства и земельных отношений обязан организовать публикацию для информирования населения о предоставлении земельного участка и заключить с С.Е.Ю. договоры купли-продажи права на заключение договора аренды земельного участка, договора аренды земельного участка; С.Е.Ю. обязан провести государственный кадастровый учет данного земельного участка, заключить с Комитетом по земельным отношениям вышеуказанные договоры, осуществить рабочее проектирование автоцентра в течение 2-х лет и его строительство в течение 3-х лет, совершить иные действия.
Между Администрацией города и С.Е.Ю. 30.06.2006 заключен договор купли-продажи права на заключение договора аренды земельного участка N 291-ПАЗ-09. В этот же день между указанными лицами заключен договор аренды спорного земельного участка N 5433-06-09/мз.
В газете "Коммуна" 01.07.2006 опубликовано сообщение о предоставлении на основании постановления главы городского округа город Воронеж от 29.06.2006 N 1136 земельного участка С.Е.Ю. из земель поселений сроком на 5 лет площадью 6 052 кв. м. для проектирования и строительства автоцентра по Московскому проспекту, 153-б.
03.07.2006 земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет (кадастровый номер 36:34:02 03 002:0013), право аренды на него зарегистрировано в УФРС по Воронежской области 14.07.2007 (регистрационная запись N 36-34-01/163/2006-107).
Руководствуясь вышеуказанным информационным сообщением в газете "Коммуна" 13.08.2007 заявитель обратился в Управление с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду ООО "К" с приложением копии кадастрового плана земельного участка.
Сообщением от 25.09.2007 N 17-2827з Управление уведомило Общество о необходимости представления для рассмотрения заявления ООО "К": выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, утвержденного проекта границ сформированного земельного участка, решения органа местного самоуправления об утверждении проекта границ земельного участка, выкопировки из ситуационного плана, акта о выборе земельного участка для строительства, заключения Комитета главного архитектора об условиях предоставления земельного участка, технических условий инженерно-технического снабжения, предполагаемых к проектированию и строительству объектов, акта об установлении адреса земельному участку.
Не согласившись с бездействием Управления по принятию решения о проведении торгов, ООО "К" обратилось в суд с вышеуказанными требованиями.
С 01.07.2006 на территории Воронежской области вступил в силу Закон Воронежской области от 28.06.2006 N 59-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена", согласно которому администрация Воронежской области определяет исполнительный орган государственной власти Воронежской области, уполномоченный на организацию и проведение мероприятий, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городском округе город Воронеж.
Постановлением администрации Воронежской области от 29.06.2006 N 514 уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим полномочия по распоряжению земельными участками в пределах и в порядке, установленном действующим законодательством, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в черте города Воронежа, определено Главное управление государственного имущества Воронежской области. При этом установлено, что распорядительным актом по вопросам распоряжения земельными участками является приказ данного Управления.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. При этом, предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах в собственность.
ООО "К" обратилось в Управление с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду.
Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в аренду в соответствии с частью 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ возможно только с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке (часть 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ):
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (часть 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Организация работ по землеустройству в соответствии со статьей 48 Устава городского округа город Воронеж (утвержден постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 N 150-1) входит в сферу исполнительно-распорядительных полномочий администрации городского округа город Воронеж.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (часть 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (часть 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
Копия кадастрового плана спорного земельного участка заявителем в ГУГИ Воронежской области была представлена. Однако, судом обоснованно учтено следующее.
Государственный кадастровый учет по сути является завершающим этапом формирования земельного участка и подтверждает факт формирования данного земельного участка.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.01.2007 по делу N А14-15294/2006/739/23 постановление главы городского округа город Воронеж от 29.06.2006 N 1136 признано недействительным.
Таким образом, на момент обращения ООО "К" в ГУГИ Воронежской области с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду не были утверждены ни акт выбора спорного земельного участка, ни проект его границ.
Судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспорено участвующими в деле лицами, что с заявлением о предварительном согласовании места размещения объекта ООО "К" в уполномоченные органы не обращался.
Сам по себе факт существования кадастрового номера земельного участка не может служить доказательством надлежаще сформированного земельного участка, поскольку постановлением главы городского округа город Воронеж от 29.06.2006 N 1136, которым утвержден акт выбора земельного участка, проект границ и заключен договор аренды купли-продажи права на заключение договора аренды земельного участка признано вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.01.2007 недействительным.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.03.2008 по делу N А14-15007/2007-537/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 4 июля 2008 г. N А14-15007/2007-537/10
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании