Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захаровой С.В, судей Бибеевой С.Е. и Байбакова М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Перовской межрайонной прокуратуры "адрес" в интересах субъекта Российской Федерации - "адрес" в лице Департамента труда и социальной защиты населения "адрес" к ФИО4 о взыскании неосновательного обогащения в виде необоснованно полученных социальных выплат
по кассационной жалобе ФИО4 на решение Перовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи ФИО13, выслушав объяснения представителя истца ФИО4 - ФИО14, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения по жалобе прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ганцевой С.В, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Перовская межрайонная прокуратура "адрес" в интересах субъекта Российской Федерации - "адрес" в лице Департамента труда и социальной защиты населения "адрес" обратилась в суд с иском к ФИО4 о взыскании неосновательного обогащения в виде необоснованно полученных социальных выплат.
Исковые требования мотивированы тем, что Перовской межрайонной прокуратурой "адрес" проведена проверка по факту фиктивной регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства: "адрес", с целью получения социальных выплат из бюджета "адрес".
Как установлено проверкой, указанная квартира общей площадью 29, 2 кв.м принадлежит на праве собственности ФИО12 Согласно сведениям ОВМ отдела МВД ФИО1 по району Перово "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в данной квартире по месту жительства зарегистрировано 57 граждан Российской Федерации, в том числе ФИО4 с несовершеннолетними детьми. В рамках доследственной процессуальной проверки опрошена ФИО12, которая пояснила, что ранее зарегистрированные по месту жительства граждане фактически в квартире никогда не проживали.
ФИО1 по району Перово "адрес" ДД.ММ.ГГГГ утверждено заключение об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства граждан Российской Федерации, граждане, в том числе ФИО4, сняты с регистрационного учета.
Согласно информации, предоставленной ОСЗН по району Перово ВАО "адрес" ФИО4 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем социальных выплат, общая сумма выплаченных из бюджета "адрес" ФИО4 пособий и компенсационных выплат за указанный период составила 335 396 руб.
В связи с изложенным прокурор просил признать незаконным установление ФИО4 ежемесячных пособий на ребенка, ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни на детей отдельным категориям граждан, ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям семей с детьми до трех лет; взыскать в пользу субъекта Российской Федерации - "адрес" в лице Департамента труда и социальной защиты населения "адрес" с ФИО4 сумму неосновательного обогащения в виде необоснованно полученных из бюджета "адрес" ежемесячных пособий на ребенка, ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни на детей отдельным категориям граждан, ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям семей с детьми до трех лет в размере 335 396 руб.
Решением Перовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Перовской межрайонной прокуратуры "адрес" удовлетворены.
В кассационной жалобе представитель ответчика ФИО4 по доверенности ФИО14 просит принятые по делу судебные постановления отменить, как незаконные.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Перовской межрайонной прокуратурой "адрес" проведена проверка по факту фиктивной регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства: "адрес", с целью получения социальных выплат из бюджета "адрес".
По результатам проведения проверки установлено, что квартира по адресу: "адрес", общей площадью 29, 2 кв.м, принадлежит на праве собственности ФИО12
Согласно сведениям ОВМ отдела МВД ФИО1 по району Перово "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в данной квартире по месту жительства зарегистрировано 57 граждан Российской Федерации.
ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по вышеуказанному адресу зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован ее несовершеннолетний сын Шумилов Расул Дмитриевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и с ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетий сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В рамках доследственной процессуальной проверки опрошена ФИО12, которая пояснила, что ранее зарегистрированные по месту жительства граждане фактически в квартире никогда не проживали.
ФИО1 по району Перово "адрес" ДД.ММ.ГГГГ утверждено заключение об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства граждан Российской Федерации. Граждане, в том числе ответчик ФИО4, сняты с регистрационного учета.
Согласно информации, предоставленной ОСЗН по району Перово ВАО "адрес", ФИО4, зарегистрированная с детьми по месту жительства в указанном жилом помещении, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем социальных выплат из регионального бюджета.
Так, решениями ОСЗН района Перово ВАО "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ на несовершеннолетнего ФИО2 назначены пособия: ежемесячное пособие на ребенка, в 2021 году выплачено 114 989 руб, в 2020 году выплачено - 137 728 руб.; ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни на детей отдельным категориям граждан, в 2021 году выплачено 5 754 руб, в 2022 году выплачено 6 896 руб.; ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям семей с детьми до трех лет, в 2021 году выплачено 5 180 руб, в 2022 году выплачено 6 208 руб. Решением ОСЗН района Перово ВАО "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ на несовершеннолетнего ФИО3 назначено ежемесячное пособие на ребенка и в 2022 году выплачено 58 641 руб.
Общая сумма выплаченных из бюджета "адрес" ФИО4 пособий и компенсационных выплат в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 335 396 руб.
Постановлением следователя СО Отдела МВД ФИО1 по району Перово "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении неустановленных лиц.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции со ссылкой в том числе на нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в "адрес"", Положения о порядке назначения и предоставления выплат семьям с детьми в городе Москве", утвержденного постановлением Правительства "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП, а также на статьи 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что законодательство "адрес" связывает право граждан на получение мер социальной поддержки, в том числе ежемесячного пособия на ребенка и компенсационных выплат, с наличием у гражданина регистрации по месту жительства в "адрес", а поскольку регистрация ФИО4 с детьми в жилом помещении по адресу: "адрес", носила фиктивный характер, намерения проживать в указанном жилом помещении ответчик не имела, преследовала лишь цель получения мер социальной поддержки, о чем в месячный срок не сообщила в соответствующий орган социальной защиты населения, пришел к выводу о том, что оснований для назначения ФИО4 мер социальной поддержки не имелось, а полученные ею из бюджета "адрес" денежные средства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 335 396 руб. в виде ежемесячного пособия на ребенка, ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни на детей отдельным категориям граждан, ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям семей с детьми до трех лет являются неосновательным обогащением, подлежащим возврату.
С такими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судебных инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (части 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства в силу подпункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 являлась получателем мер социальной поддержки на территории субъекта Российской Федерации - "адрес", предусмотренными законами данного субъекта Российской Федерации: ежемесячного пособия на детей, ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми, ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до трех лет (пункты 1, 4, 6 части 1 статьи 7 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве".
Действие этого Закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве (пункт 1 части 1 статьи 1).
Согласно части 4 статьи 7 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" ежемесячное пособие на ребенка назначается в соответствии с Законом "адрес" "О ежемесячном пособии на ребенка".
Действие Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в "адрес" (пункт 1 части 1 статьи 1 указанного Закона).
Согласно части 1 статьи 3 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину, ежегодно устанавливаемую Правительством Москвы в целях реализации данного закона.
В соответствии со статьей 4 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" условия и порядок назначения ежемесячного пособия на ребенка, в том числе с применением критериев нуждаемости, размер ежемесячного пособия на ребенка и сроки индексации устанавливаются Правительством Москвы.
Органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка, является уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти "адрес" (статья 5 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка").
Ежемесячное пособие на ребенка назначается не ранее, чем с месяца регистрации родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) по месту жительства в "адрес" (часть 4 статьи 7 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка").
Постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N 911-ПП (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) было утверждено Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка (далее также - Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка).
Пунктами 1 и 2 Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка предусматривалось, что пособие назначается и выплачивается гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим место жительства в "адрес". Пособие назначается и выплачивается управлениями социальной защиты населения "адрес".
Пунктом 3 Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка установлено, что предусмотренное Законом "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" право на пособие имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) и проживающего совместно с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в городе Москве.
Решение о назначении пособия и об отказе в назначении пособия принимается управлениями социальной защиты населения "адрес" (пункты 18 и 19 Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка).
Кроме того, в соответствии с Законом "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" Правительством Москвы утверждено Положение о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве (приложение 1), в соответствии с которым назначаются и предоставляются денежные выплаты - ежемесячное пособие на ребенка, ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми, ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до трех лет, предусмотренные пунктами 1, 4, 6 части первой статьи 7 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" (пункт 1).
Согласно пункту 2 указанного Положения денежные выплаты назначаются и предоставляются гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим место жительства в городе Москве.
Из приведенных выше нормативных положений регионального законодательства следует, что обязательным условием для назначения ежемесячного пособия на ребенка и ежемесячных компенсационных выплат, предусмотренных Законом "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" и Законом "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка", является наличие места жительства лица, которое обращается за назначением этих пособий и компенсационных выплат, вместе с ребенком в "адрес".
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации закреплено положениями части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее также - Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1).
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1).
Частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 установлено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1).
Абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).
По смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием "место жительства", является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Положения федерального законодательства, закрепленные нормами Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 и Гражданского кодекса Российской Федерации, из которых следует, что регистрация по месту жительства не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации предусмотренных законом прав гражданина, во взаимосвязи с нормами регионального законодательства "адрес", регулирующими отношения, связанные с назначением и выплатой ежемесячного пособия на ребенка, ежемесячных компенсационных выплат, осуществляемыми в целях социальной поддержки граждан, имеющих детей, судебными инстанциями к спорным отношениям применены неправильно, вследствие этого обстоятельства, имеющие значение для дела и, соответственно, влияющие на его исход, судами первой и апелляционной инстанций не установлены.
Обращаясь в суд с исковым заявлением о признании незаконным установления ФИО4 ежемесячного пособия на детей, ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни на детей отдельным категориям семей с детьми, ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей до трех лет и о взыскании выплаченных ей в качестве мер социальной поддержки денежных средств, прокурор Перовской межрайонной прокуратуры указывал на то, что в действиях ФИО4 при получении мер социальной поддержки имело место недобросовестность (фиктивная регистрация по месту жительства в "адрес"), а полученные ею в качестве мер социальной поддержки денежные средства являются неосновательным обогащением с ее стороны.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется и бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной форме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 ГПК РФ).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).
По данному делу юридически значимым с учетом исковых требований, возражений ответчика относительно иска и подлежащих применению норм материального права являлось установление следующих обстоятельств: какие меры социальной поддержки и в какой сумме были получены ФИО4 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с нормативными актами субъекта Российской Федерации - "адрес"; проживала ли ФИО4 вместе с несовершеннолетними детьми на территории "адрес" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; имела ли место недобросовестность ФИО4 при получении в указанный период мер социальной поддержки.
Судебные инстанции не выполнили предусмотренные приведенными выше положениями гражданского процессуального закона обязанности и, неправильно применив регулирующие спорные отношения нормы материального права, недобросовестность со стороны ФИО4 в получении мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве юридически значимого обстоятельства не устанавливали, сославшись в обоснование вывода об удовлетворении исковых требований лишь на фиктивную регистрацию ФИО4 с детьми по месту жительства в городе Москве.
Суды первой и апелляционной инстанций в нарушение норм гражданского процессуального законодательства о доказательствах и оценке доказательств (статьи 55, 67 ГПК РФ) оставили без исследования и оценки приводимые представителем ответчика доводы о том, что с 2021 года ФИО4 с детьми фактически постоянно проживает в городе Москве.
Судебными инстанциями не учтено, что Закон "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", Закон "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка", Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, утвержденное постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ N 911-ПП (действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений), Положение о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве (приложение 1) право на получение мер социальной поддержки в виде выплаты ежемесячного пособия на ребенка, ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми, ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей в возрасте до трех лет связывают не с фактом регистрации в "адрес" по месту жительства гражданина, имеющего указанный статус, а с его постоянным проживанием (местом жительства) на территории "адрес".
Утверждение суда апелляционной инстанции о том, что представитель ответчика в судебном заседании подтвердил факт проживания ФИО4 в спорный период в "адрес" опровергается протоколом судебного заседания судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому представитель ответчика ФИО4 - ФИО14 в судебном заседании пояснил, что ответчик с 2021 года фактически проживает в "адрес", дети посещают школу в "адрес".
Ссылка судов в судебных постановлениях на то обстоятельство, что ФИО4 в материалы дела представлено письменное заявление о согласии с иском и рассмотрении дела в ее отсутствие, само по себе не является безусловным основанием для удовлетворения исковых требований.
Ввиду изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении исковых требований о признании незаконным установление ФИО4 мер социальной поддержки и взыскании суммы неосновательного обогащения нельзя признать основанными на законе, они сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права, без определения и установления всех имеющих значение для дела обстоятельств.
При таких данных судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, что согласно статье 379.7 ГПК РФ является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить заявленные исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Перовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Перовский районный суд "адрес".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.