Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захаровой С.В, судей Бибеевой С.Е. и Матушкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" о защите пенсионного права
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Фрунзенского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи ФИО8, выслушав объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" (далее также - ОСФР по "адрес") о признании за ним права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и обязании ответчика назначить ему страховую пенсию по старости, предусмотренную ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ, с даты возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ; взыскании судебных расходов по оплате госпошлины в размере 300 руб. и по оплате услуг представителя в размере 10 000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ - ОПФР по "адрес" (в настоящее время - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес") с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии со ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и установлении социальной доплаты, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Решением пенсионного органа N от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении пенсии по старости в связи с отсутствием права на пенсию.
Считает указанное решение незаконным, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу в войсковой части N, которая в 1988 г. - 1990 г. дислоцировалась в "адрес", отнесенном к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Полагает, что имеет право на отнесение его к категории лиц, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением Фрунзенского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе истец ФИО1 просит принятые по делу судебные постановления отменить, как незаконные. В обоснование несогласия с судебными постановлениями указывает, что суды проигнорировали то обстоятельство, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу (фактически проживал) в "адрес", отнесенном к территории с льготным социально-экономическим статусом, то есть на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, наряду с лицами, проживающими (работающими) на указанной территории, в связи с чем за риск вследствие прохождения службы он имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе и право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста.
От представителя ответчика ОСФР по "адрес" поступили письменные возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представители ответчика и третьего лица, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 314 отдельной инженерной бригаде войсковой части 30778 в должности старшего лейтенанта м/с запаса. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволен в запас по выслуге лет установленного срока действительной военной службы (п. "а" ст. 70 Федерального закона) и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава в/части, что подтверждается военным билетом, выпиской из приказа Командующего войсками ордена Ленина Московского военной: округа N от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из приказа командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ, справкой от ДД.ММ.ГГГГ N, выданной Военным комиссариатом Октябрьского и "адрес"ов "адрес".
Согласно архивной справке ФГКУ "Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N, войсковая часть 30778 в 1988 - 1990 г.г. дислоцировалась в "адрес".
Из справки N, выданной ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО "адрес", следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р, действительно проходил военную службу в войсковой части 30778 в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которая в указанный период была расположена в "адрес", относящемся к территории с плотностью загрязнения по цезию 137 от 1 до 5 Ки/кв.м, отнесенной к зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Военная пенсия истцу не назначалась и не выплачивается.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" (в настоящее время - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес") с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
На основании решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 отказано в досрочном назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и установлении социальной доплаты, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", поскольку отсутствует право на данный вид пенсии, для определения права на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста установленного ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" учитывается работа и проживание в зоне радиоактивного загрязнения, прохождение военной службы не учитывается.
Разрешая спор по существу, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований. При этом исходил из того, что ФИО1 в спорный период времени имел статус военнослужащего, проходившего службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, то есть относился к п. 12 ст. 13 Федерального закона N 1244-1, при этом действующим законодательством не предусматривается льготное пенсионное обеспечение граждан, относящихся к п. 12 ст. 13 данного Закона, которым установлены иные льготы.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась, дополнительно указав на необоснованность доводов истца относительно того, что в период прохождения службы он проживал на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в связи с чем имеет право на досрочное пенсионное обеспечение, как основанные на неверном толковании норм материального права, подлежащих применению в данном случае.
В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 166-ФЗ) право на пенсию по государственному пенсионному обеспеченны имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона N 166-ФЗ пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпункте 5 п. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона.
В силу подпункта 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона N 166-ФЗ право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Как следует из подпункта 2 пункта 2 той же статьи, пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В силу п. 5 ст. 10 Федерального закона N 166-ФЗ зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также членам их семей устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положениями ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее также - Закон N) установлено, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с ре богами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
3) граждане (в том числе временно направленные или командированные!, принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения. материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный. инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел. проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по ДД.ММ.ГГГГ лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
4) граждане (в том числе временно направленные или командированные. принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел. проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения;
5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;
6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение:
8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы:
10) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
12) военнослужащие, липа начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
К лицам, проходящим (проходившим) военную службу (службу), относятся: офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнослужащие женского пола, сержантский и рядовой состав, находящийся на действительной срочной военной службе в Вооруженных Силах, войсках и органах государственной безопасности, внутренних войсках, железнодорожных войсках и других воинских формированиях, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел. Государственной противопожарной службы.
Как установлено судом первой инстанции, в спорный период времени ФИО1 имел статус военнослужащего, проходившего службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, то есть относился к п. 12 ст. 13 Федерального закона N 1244-1.
Социальные гарантии военнослужащих, проходящих военную службу на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, определены в ст. 23 Федерального закона N 1244-1.
Так, в силу указанной статьи в зоне проживания с правом на отселение, а также в зоне с льготным социально-экономическим статусом прохождение военной службы осуществляется в соответствии с действующим законодательством. При этом лица сержантского и рядового состава, проходящие действительную срочную военную службу в зоне проживания с правом на отселение, имеют право по истечении 12 календарных месяцев на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней без учета времени на проезд к месту отпуска и обратно.
Военнослужащие (за исключением сержантского и рядового состава, находящегося на действительной срочной военной службе), проходящие службу в указанных зонах, имеют право на замену места военной службы в установленном порядке и бронирование жилой площади по прежнему месту службы.
Решения о дополнительных мерах социальной поддержки гражданам, проживающим (работающим) на подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС территориях, принятые Правительством Российской Федерации, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации, распространяются на граждан, проходящих военную службу (службу) на этих территориях, а также на членов их семей.
Таким образом, положениями ст. 28.1 и ст. 34 Федерального закона N 1244-1 не предусматривается льготное пенсионное обеспечение военнослужащих, проходивших военную службу в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Судебная коллегия согласилась с судом первой инстанции, указав, что правовых оснований для установления пенсии по старости истцу на основании ст. 34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы, приведенные в обоснование несогласия с выводами судов, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой по доводам жалобы и материалам дела не имеется.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.