Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захаровой С.В, судей Бибеевой С.Е. и Байбакова М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения к ФИО1 о взыскании излишне полученных сумм мер социальной поддержки
по кассационной жалобе Государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения (далее также - ГКУ РЦСПН) на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи ФИО9, выслушав объяснения представителя ответчика ФИО1 по доверенности ФИО8, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ГКУ РЦСПН обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных сумм ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда в размере 32 491, 78 руб, ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 80 328, 05 руб, возмещении расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 456, 39 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 состояла на учете в Филиале ГКУ РЦСПН по "адрес" и "адрес" Республики Башкортостан (далее также - ГКУ РЦСПН) по категории "Ветеран труда"; в период с января 2005 года по октябрь 2021 года являлась получателем ежемесячной денежной выплаты (далее также - ЕДВ) ветерану труда, в соответствии с Законом Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N ВС-25/38 "О ветеранах войны, труда и Вооруженных сил" и Положением о порядке назначения и доставки ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям ветеранов, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N, а в период с ноября 2010 года по октябрь 2021 года денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - ЕДК) по адресу: "адрес", в соответствии с Законом Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в "адрес"" и Положением о порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Башкортостан, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N. По информации, поступившей ДД.ММ.ГГГГ в Филиал ГКУ РЦСПН из РГАУ МФЦ, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была снята с регистрационного учета по адресу: "адрес", и зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес".
Истец считает, что ответчик в нарушение п. п. 15, 24 Положений о порядке назначения ЕДВ и ЕДК, не известила органы социальной защиты населения Республики Башкортостан о перемене своего места жительства в месячный срок, несмотря на данные ею обязательства, что повлекло незаконное получение ответчиком указанных выплат в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 112 819, 83 руб. ФИО1 уведомлялась о необходимости возмещения излишне полученных сумм. До настоящего времени денежные средства ответчиком не возвращены, в связи с чем, истец обратился в суд за защитой своих нарушенных прав.
Решением Бутырского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ГКУ РЦСПН удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Бутырского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ГКУ РЦСПН к ФИО1 о взыскании излишне полученных сумм мер социальной поддержки отказано.
В кассационной жалобе представитель истца ГКУ РЦСПН - ФИО10 просит принятое по делу апелляционное определение отменить, как незаконное, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении обстоятельства и правовые основания.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился представитель истца, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемого судебного постановления, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного акта.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1, зарегистрированной по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ была назначена ежемесячная денежная выплата как ветерану труда (ЕДВ), в соответствии с Законом Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N ВС-25/38 "О ветеранах войны, труда и Вооруженных сил" и Положением о порядке назначения и доставки ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям ветеранов, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N, а с ДД.ММ.ГГГГ назначена мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДК) по адресу: "адрес", в соответствии с Законом Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в "адрес"" и Положением о порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Башкортостан, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N.
ФИО1 на основании личного заявления о предоставлении ЕДК обязалась сообщить об изменении обстоятельств в семье (изменение места жительства (места начисления расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг), состава семьи, площади занимаемого жилого помещения, и других фактах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной компенсации или прекращении ее выплаты, в течение месяцы предоставить документы, подтверждающие данные события (пункт 4 заявления).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снялась с регистрационного учета по адресу: "адрес", и зарегистрировалась по месту жительства по адресу: "адрес".
О данном факте истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем им приняты решения о прекращении предоставления ЕДВ и ЕДК.
В связи с тем, что об изменении своего места жительства истцу ФИО1 не сообщила, то за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась переплата по ЕДК в размере 80 328, 05 руб. и по ЕДВ в размере 32 491, 78 руб.
ФИО1 уведомлялась о необходимости возмещения излишне полученных сумм, однако до настоящего времени денежные средства истцу не возмещены.
В силу ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи (ст. 13 указанного закона).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О ветеранах войны, труда и Вооруженных Сил" утверждено Положение о порядке назначения и доставки ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям ветеранов (далее также - Положение о порядке назначения ЕДВ).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в "адрес"" утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Башкортостан, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации (далее также - Положение о предоставления ЕДК).
Согласно п.п. 15, 19 Положения о порядке назначения ЕДВ, выезд получателя ежемесячной денежной выплаты на другое место жительства за пределы Республики Башкортостан является основанием для прекращения выплаты. Получатель ежемесячной денежной выплаты обязан в месячный срок известить филиал (отдел филиала) ГКУ РЦСПН о наступлении обстоятельств, влекущих изменение или прекращение выплаты. ЕДВ прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило данное событие.В силу п. п. 21, 34 Положения о порядке предоставления ЕДК, изменение места жительства получателя ЕДК является основанием для прекращения выплаты. Граждане, получающие ежемесячную денежную компенсацию, обязаны извещать филиал (отдел филиала) ГКУ РЦСПН о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера ежемесячной денежной компенсации, прекращение или продление ее выплаты (изменение места жительства, изменение состава семьи и т.п.), не позднее чем в месячный срок с момента наступления указанных обстоятельств. ЕДК прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило соответствующее событие.
В соответствии с п. 30 Положения о порядке назначения ЕДВ, излишне выплаченные суммы ежемесячных денежных выплат вследствие злоупотребления со стороны получателя взыскиваются в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с п. 24 Положения о порядке предоставления ЕДК, при прекращении выплаты ежемесячной денежной компенсации оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке, в случае его отказа от добровольного возврата излишне выплаченных сумм.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ).
Разрешая спор о взыскании с ФИО1 излишне полученных денежных средств в счет мер социальной поддержки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 80 328, 08 руб. и 32 491, 78 руб, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1, являясь получателем указанных мер социальной поддержки, не уведомила истца об обстоятельствах, влияющих на прекращение данных выплат - не сообщила об изменении места жительства. Определяя размер подлежащей взысканию переплаты, суд принял во внимание заявление ответчика о применении срока исковой давности и определилко взысканию за период с октября 2019 года по октябрь 2021 года сумму ЕДВ в размере 9 928, 18 руб. и ЕДК в размере 29 328, 53 руб.
При этом суд первой инстанции не согласился с доводами ФИО1 о том, что ответственность за возникшую ситуацию несут органы социальной защиты, которые не осуществили межведомственное взаимодействие по факту смены места жительства ответчика.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием не согласилась, усмотрев основания для отмены с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ГКУ РЦСПН, указав следующее.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Так, постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в "адрес"" утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Башкортостан, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации и Положение о порядке финансирования расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Башкортостан.
В соответствии с пунктом 26 Положения о порядке предоставления ЕДК филиалы (отделы филиала) ГКУ РЦСПН обязаны заключить соглашения с организациями, осуществляющими начисление платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о ежемесячном информационном обмене данными, необходимыми для расчета денежной компенсации, а также сведениями об обстоятельствах, влекущих изменение размера ежемесячной денежной компенсации или прекращение ее выплаты.
Согласно пунктам 1.1-1.3 Регламента информационного взаимодействия по обеспечению предоставления мер социальной поддержки населения по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан на территории Республики Башкортостан, информационное взаимодействие между подведомственным Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ГКУ РЦСПН, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, организациями реализуется с помощью программных средств информационного обмена, имеющихся в подсистеме ГИС РФ "АСП"; программных и аппаратных средств, обеспечивающих передачу, прием электронных документов на основании заключаемых между ГКУ РЦСПН и Организацией соглашений об информационном взаимодействии, необходимом для расчета ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Башкортостан (Приложение N к Положению о порядке предоставления ЕДК).
Организации ежемесячно представляют ГКУ РЦСПН сведения о начисленных и оплаченных суммах платежей за жилые помещения и коммунальные услуги, а также о количестве человек, зарегистрированных в жилом помещении (пункт 2.2 Регламента).
Ответственность за правильность назначения, расчета и своевременность перечисления гражданам ежемесячной денежной компенсации возлагается на филиал ГКУ РЦСПН (пункт 27 Положения о предоставлении ЕДК).
В материалы дела ответчиком представлено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, которым оставлено без изменения решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ о признании незаконными действий ГКУ РЦПСН по списанию денежных средств в сумме 12 836 руб. со счета ФИО1 и указанные денежные средства взысканы с ГКУ РЦСПН в пользу ФИО1
Из указанного судебного акта следует, что ФИО1 оспаривала списание денежных средств ГКУ РЦСПН в связи с прекращением мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг и единовременной денежной выплаты.
Данным судебным актом установлено, в соответствии с пунктом 26 Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N, органы социальной защиты населения, предоставляющие компенсации жилищно-коммунальных выплат, обязаны проверять сведения, влияющие на прекращение выплат их получателям. Данные нормы корреспондируют нормам федерального законодательства о том, что межведомственное информационное взаимодействие осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что обязанность по доказыванию неосновательности обогащения возложена законом на истца, а данных, свидетельствующих о виновных и недобросовестных действиях ответчика, не установлено, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ФИО1 излишне выплаченных сумм ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда в размере 32 491, 78 руб, ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 80 328, 05 руб, возмещении расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 456, 39 руб.; решение суда отменено с принятием нового об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемого судебного постановления, считает, что выводы суда апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы, приведенные в обоснование несогласия с выводами суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежашую правовую оценку, оснований не согласиться с которой не имеется.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.