Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захаровой С.В, судей Бибеевой С.Е. и Байбакова М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром геотехнологии", акционерному обществу "Негосударственный пенсионный фонд Газфонд" (далее также - АО "НПФ Газфонд") об обязании включить в список работников для негосударственного пенсионного обеспечения, перечисления пенсионного взноса, признании права умершего по обязательствам фонда, обязании выплатить негосударственную пенсию
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи ФИО13, выслушав объяснения представителя истца ФИО1 - ФИО14, представителя ответчика ООО "Газпром геотехнологии" ФИО8, поддержавших доводы кассационной жалобы истца, возражения по жалобе представителя ответчика АО "НПФ "Газфонд" ФИО9, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО "Газпром геотехнологии", АО "НПФ Газфонд", в котором просила обязать ООО "Газпром геотехнологии" включить ФИО10 в сводный список работников для негосударственного пенсионного обеспечения и перечислить за ФИО10 пенсионные взносы в АО "Негосударственный пенсионный фонд Газфонд", признать за ФИО1 права умершего ФИО10 по обязательствам АО "НПФ Газфонд" в размере, обеспечивающим выплату негосударственной пенсии, обязать АО "НПФ Газфонд" после уплаты вкладчиком ООО "Газпром геотехнологии" пенсионного взноса, обеспечивающего выплату негосударственной пенсии, произвести ФИО1, правопреемнику ФИО10, выплату негосударственной пенсии в размере, подлежащей выплате на дату смерти последнего.
В обоснование иска указала, что является наследником (правопреемником) мужа ФИО10, умершего ДД.ММ.ГГГГ С 2011 года ФИО10 работал по трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ N в должности главного инженера - заместителя генерального директора ООО "Газпром геотехнологии".
Стаж работы супруга в организациях Группы Газпром составлял более 40 лет, в связи с чем на основании коллективного договора и Положения о негосударственному пенсионном обеспечении он имел право на дополнительное пенсионное обеспечение за счет средств работодателя. В четвертом квартале 2019 года в период действия трудового договора и в связи с достижением супругом возраста 60 лет, работодатель был обязан перечислить взнос на солидарный счет фонда, впоследствии зачисляемый на именной счет ФИО10 В нарушение пенсионных прав работника работодателем взнос перечислен не был ввиду критического финансового положения. После появления в 2022 году возможности перечисления данного взноса работодателем указанный платеж не был согласован фондом, что нарушает права работника и как следствие истца.
Решением Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ (судом апелляционной инстанции ошибочно указано от ДД.ММ.ГГГГ), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель истца ФИО1 - Дегтярёв О.В. просит принятые по делу судебные постановления отменить, как незаконные. В обоснование несогласия с судебными постановлениями указывает, что выводы суда о невозможности наследования средств для выплаты пенсии не основаны на законе; не согласна с выводом суда о неправильном способе защиты нарушенного права, поскольку никто из участников правоотношений не оспаривает право её супруга на пенсионный взнос, предназначавшийся для выплаты пенсии.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 восстановлен пропущенный процессуальный срок на подачу кассационной жалобы на указанные судебные постановления.
От ответчика АО "НПФ Газфонд" поступили письменные возражения на кассационную жалобу.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российскоц Федерации (далее также - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО10 по трудовому договору N от ДД.ММ.ГГГГ работал в должности главного инженера - заместителя генерального директора в ООО "Газпром геотехнологии".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 умер.
Единственным наследником первой очереди после его смерти является супруга ФИО1, что подтверждается справкой нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением к генеральному директору ООО "Газпром геотехнологии" о восстановлении нарушенных прав работника и ее, как правопреемника супруга ФИО10, и перечислении пенсионного взноса в АО "НПФ Газфонд" на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ N в достаточном размере для назначения ФИО10 негосударственной пенсии.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N ВХ-12/367 истцу было сообщено о том, что обязательство общества по включению ФИО12 в сводный список работников для негосударственного пенсионного обеспечения и перечислению за него пенсионного взноса в момент возникновения права работника не было исполнено по причине критического финансового положения. В настоящее время обществом запланированы денежные средства для перечисления пенсионного взноса, однако АО "НПФ Газфонд" отказано в согласовании возможности его перечисления.
Письмом АО "НПФ Газфонд" от ДД.ММ.ГГГГ N В0711135 в ответ на претензию истца сообщено, что в соответствии с условиями пенсионного договора и пенсионных правил фонда включение в состав участников не входит в компетенцию фонда и осуществляется исключительно организацией - вкладчиком на основании ее внутренних (локальных) нормативных актов.
В соответствии с абзацем 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 75-ФЗ) договор негосударственного пенсионного обеспечения (далее - пенсионный договор) - это соглашение между фондом и вкладчиком фонда (далее - вкладчик), в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда (далее - участник) негосударственную пенсию.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 75-ФЗ предусмотрено, что права и обязанности вкладчиков, участников и застрахованных лиц определяются названным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России, правилами фонда, пенсионным договором и договором об обязательном пенсионном страховании.
Согласно абзацу 5 пункта 2 статьи 36.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 75-ФЗ договор об обязательном пенсионном страховании прекращается в случае смерти застрахованного лица.
В случае прекращения договора об обязательном пенсионном страховании по основанию, предусмотренному абзацем пятым пункта 2 настоящей статьи, фонд обязан в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выплатить правопреемнику (правопреемникам) умершего застрахованного лица сумму, эквивалентную сумме средств пенсионных накоплений, учтенной на пенсионном счете накопительной пенсии, за исключением суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, с учетом результата их инвестирования, а в случае, если смерть застрахованного лица наступила после назначения ему срочной пенсионной выплаты, применяется порядок выплаты, предусмотренный статьей 5 Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" (пункт 3 статьи 36.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 75-ФЗ).
В соответствии с абзацем 7 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 75-ФЗ негосударственная пенсия назначается участнику при наличии средств, учтенных на пенсионном счете негосударственного пенсионного обеспечения, со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на получение указанной пенсии.
Коллективным договором ООО "Газпром геотехнологии" закреплена обязанность работодателя, при условии утверждения и выполнения бюджета доходов и расходов общества, осуществлять негосударственное пенсионное обеспечение работников через Негосударственный пенсионный фонд "Газфонд" в соответствии с Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников ООО "Газпром геотехнологии".
Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников ООО "Газпром геотехнологии", утвержденным приказом от ДД.ММ.ГГГГ N, определены цели, условия и порядок организации негосударственного пенсионного обеспечения работников ООО "Газпром геотехнологии", целью которого является создание условий для эффективного решения вопросов управления персоналом, а также реализация гарантий социальной защиты работников при выходе на пенсию.
В соответствии с пунктом 1.4 Положения негосударственное пенсионное обеспечение работников осуществляется через негосударственный пенсионный фонд "Газфонд" в соответствии с договором негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым вкладчиком с Фондом.
Разделом 5 Положения предусмотрено негосударственное пенсионное обеспечение работников по пенсионной схеме 7.
В соответствии с пунктами 5.1.1, 5.1.2 включение работников в состав участников фонда в соответствии с пенсионным договором по схеме 7 осуществляется на основании сведений для негосударственного пенсионного обеспечения, предоставляемых вкладчиком по формам согласно приложению 4.
Вкладчик осуществляет перечисление в Фонд пенсионных взносов, а Фонд по распоряжению вкладчика при наступлении у работника пенсионных оснований осуществляет зачисление пенсионных взносов на именные пенсионные счета участников и выплату негосударственных пенсий.
В состав участников Фонда 1 числа первого месяца квартала включаются работники, состоящие в трудовых отношениях с организацией-вкладчиком, имеющие стаж работы в организациях системы ПАО "Газпром" не менее 15 лет, достигающие в следующем квартале возраста, дающего право на пенсию по старости (пункт 5.1.4 Положения).
В соответствии с пунктом 5.4.2 Положения пенсионными основаниями для получения негосударственной пенсии по старости или по инвалидности являются в совокупности следующие условия: наличие пенсионного договора между вкладчиком и фондом; внесение вкладчиком пенсионного взноса, обеспечивающего выполнение Фондом обязательств по выплате негосударственной пенсии участнику в течение не менее 15 лет; достижение участником возраста, дающего право на пенсию по старости.
Согласно пункту 5.5.4 Положения права умершего участника или участника-пенсионера по пенсионной схеме 7 наследуются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в размере современной стоимости обязательств Фонда, учтенных на именном пенсионном счете участника или участника-пенсионера на дату его смерти.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО "Газпром геотехнологии" (вкладчик) и АО Негосударственный пенсионный фонд Газфонд" (фонд) заключен договор негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионный договор) N, в соответствии с пунктом 1.1 которого вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в Фонд на негосударственное пенсионное обеспечение работников ООО "Газпром геотехнологии", Первичной профсоюзной организации "Газпром геотехнологии профсоюз" (участники), а Фонд обязуется уплачивать участникам (участникам-пенсионерам) негосударственную пенсию в соответствии с Пенсионными правилами АО "Негосударственный пенсионный фонд Газфонд" и настоящим договором.
Разделом 2 договора установлено, что негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется по пенсионной схеме N "с установленными размерами пенсионных взносов. Пенсионные выплаты производятся не менее 10 лет до исчерпания средств на именном пенсионном счете участника".
В обязанности фонда в соответствии с пунктом 4.3 договора входит открыть именной пенсионный счет участнику датой перевода первого пенсионного взноса, указанной в распорядительном письме вкладчика.
В соответствии с разделом 5 пенсионного договора пенсионные взносы уплачиваются вкладчиком в валюте Российской Федерации в безналичной форме на расчетный счет Фонда в течение срока действия настоящего договора до полного его исполнения, расторжения или прекращения.
Размер пенсионного взноса и сроки его уплаты указываются в протоколе уплаты пенсионного взноса, подписываемом сторонами.
Фонд отражает пенсионный взнос на солидарном счете вкладчика датой поступления денежных средств на расчетный счет Фонда; на именном пенсионном счете участника датой перевода пенсионного взноса, указанной в распорядительном письме вкладчика.
Раздел 8 пенсионного договора устанавливает наличие правопреемства, которое реализуется путем выплаты правопреемнику выкупной суммы или ее перевода в другой негосударственный пенсионный фонд в случае смерти участника (участника-пенсионера).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, установив, что перечисление пенсионного взноса в фонд не является возможным, поскольку правоспособность ФИО10 прекращена в связи со смертью, включение его в состав участников фонда противоречит требованиям действующего законодательства и Положению о негосударственном пенсионном обеспечении, пришел к выводу о том, что обязательств у АО "НПФ Газфонд" перед ФИО10 не возникло, поскольку при его жизни ООО "Газпром геотехнологии" сведений для негосударственного пенсионного обеспечения, предоставляемых вкладчиком по установленной соглашением форме, в фонд представлено не было.
Тот факт, что ООО "Газпром геотехнологии" не исполнило обязательства по коллективному трудовому договору о дополнительном пенсионном обеспечении своего работника ФИО10, а также перед фондом о перечислении фонду пенсионного взноса и включения в сводный список работников, подлежащих регистрации в качестве участников негосударственного пенсионного страхования, не влечет обязанности фонда включить ФИО10 и выплатить ему пенсию за предыдущий период, то есть за тот период, когда ООО "Газпром геотехнологии" не выплатил пенсионный взнос. Поскольку АО "НПФ "Газфонд" не пользовался денежными средствами в части данного не выплаченного пенсионного взноса, то не имел возможности инвестировать данные денежные средства и получить прибыль для выплаты пенсии.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия согласилась с такими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, и установленным по делу фактическим обстоятельствам, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Вопреки доводам заявителя жалобы об обязанности Фонда по выплате денежных средств, причитающихся ей, как правопреемнику умершего супруга, для возложения на фонд обязанности выплаты наследникам денежной суммы в размере современной стоимости обязательств Фонда, учтенных на именном пенсионном счете участника на дату его смерти, необходимо наличие средств, сформированных фондом для выплаты пенсионеру. Как следует из материалов дела, именной пенсионный счет на имя ФИО10 открыт не был, средств не сформировано.
В соответствии со статьей 17 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданская правоспособность, то есть способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникает в момент рождения человека и прекращается с его смертью.
Супруг истца при жизни не был включен в состав участников Фонда с соблюдением условий, установленных Положением и пенсионным договором. Включение ФИО12 в число участников в настоящее время противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку его правоспособность прекращена в связи со смертью.
Доводы кассационной жалобы, приведенные в обоснование несогласия с выводами судов со ссылкой на неправильное применение судом действующего законодательства, которыми установлена возможность наследования денежных средств, направляемых на негосударственное пенсионное обеспечение, наличия у истца, как правопреемника мужа, права на получение выкупной суммы пенсионных средств, подтвержденного совокупностью доказательств по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой по доводам жалобы и материалам дела не усматривается.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, также не свидетельствуют о наличии оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Гагаринского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.