Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 15 мая 2008 г. по делу N А62-3384/07
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от ответчика - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.11.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2008 по делу N А62-3384/07 установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Г" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации г. Смоленска (далее - Администрация) от 30.03.2007 N 1362-адм "Об отказе ООО "Г" в согласовании места размещения гостиничных домиков и зданий общественного назначения в районе Киевского-Досуговского шоссе в г. Смоленске" и обязании Администрации обеспечить процедуру выбора земельного участка - утвердить проект границ земельного участка площадью 13378 кв. м для последующего принятия решения о предварительном размещении гостиничных домиков и зданий общественного назначения в районе Киевского-Досуговского шоссе в г. Смоленске (уточненные требования).
Решением суда от 23.11.2007 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2008 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Администрация просит вынесенные по делу решение и постановление суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как видно из материалов дела, Общество обратилось в Администрацию с заявлениями от 21.07.2006 N 78 и от 04.08.2006 N 101 о предварительном согласовании места размещения гостиничных домиков и зданий общественного назначения на двух земельных участках в районе Киевского-Досуговского шоссе в г. Смоленске.
На указанные земельные участки составлены акт выбора от 15.08.2006, а также проекты границ земельных участков, согласованные с Управлением Роснедвижимости по Смоленской области и главным архитектором г. Смоленска.
30 марта 2007 года Администрацией принято постановление N 1362-адм, которым Обществу отказано в согласовании места размещения объекта на испрашиваемых земельных участках в связи с отсутствием технико-экономического обоснования проекта строительства для установления зоны приречной территории и несоблюдения санитарно-защитной зоны 50 метров от существующей АЗС согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-3 "С".
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд исходил из того, что п. 1 ст. 31 ЗК РФ не предусмотрено обязательного предоставления вместе с заявлением о выборе земельного участка технико-экономического обоснования, а поэтому Администрация неправомерно отказала Обществу в согласовании места размещения объекта на испрашиваемом земельном участке по названному основанию.
Между тем, вынося обжалуемые судебные акты, суд не учел следующего.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 1). Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (п. 3).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса (п. 5).
Согласно ст. 31 ЗК гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (п. 1).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п. 2).
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Администрацию с заявлениями от 21.07.2006 N 78 и от 04.08.2006 N 101 и 15.08.2006 был утвержден акт выбора земельного участка, проекты границ земельных участков, согласованные с Управлением Роснедвижимости по Смоленской области и главным архитектором г. Смоленска.
Решением Смоленского городского Совета от 29.03.2002 N 290 утверждено Положение о регулировании земельных отношений, пунктом 6.3.4. которого установлен десятидневный срок рассмотрения заявления и выбора земельного участка Администрацией города Смоленска.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду пункт 6.4.4 Положения о регулировании земельных отношений
Из материалов дела видно, что решение по заявлениям Общества принято Администрацией лишь 30.03.2007 (Постановление Администрации г. Смоленска N 1362-адм "Об отказе ООО "Г" в согласовании места размещения гостиничных домиков и зданий общественного назначения в районе Киевского-Досуговского шоссе в г. Смоленске").
При этом, на момент принятия оспариваемого ненормативного акта Решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490 утверждены Правила землепользования и застройки города Смоленска (вступили в действие с 23.03.2007).
В соответствии со ст. 22 названных Правил установлены регламенты ограничений в зонах влияния природных и техногенных факторов, согласно которым условиями использования таких территорий является полная и надежная защита от затопления на основании технико-экономического обоснования.
Как следует из материалов дела Общество просило о согласовании места размещения гостиничных домиков и зданий общественного назначения на приречной территории и в 50 метрах от функционирующей АЗС.
Между тем, указанные юридически значимые обстоятельства судом первой и апелляционной инстанций не были исследованы и не учтены при вынесении обжалуемых судебных актов.
Давая оценку оспариваемого ненормативного акта, суд ошибочно не применил положения Правил землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 490.
Как следует из материалов дела, указанные Правила землепользования и застройки города Смоленска на дату принятия оспариваемого постановления вступили в силу.
Принимаемый ненормативный правовой акт должен соответствовать требованиям законов и иных нормативных актов, действующих на дату его принятия.
Удовлетворяя требования заявителя, суд также обязал Администрацию г. Смоленска обеспечить процедуру выбора земельного участка - утвердить проект границ земельного участка площадью 13378 кв. м., расположенного в районе Киевского-Досуговского шоссе в г. Смоленске.
Однако в соответствии с Законом Смоленской области от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" с 01.04.2007 полномочия по распоряжению земельными участками переданы Администрации Смоленской области.
Таким образом, на момент вынесения решения суда Администрация утратила полномочия по распоряжению соответствующими земельными участками, что лишает ее возможности исполнить решение суда.
Принятым же решением, признав оспариваемое постановление недействительным, суд обязал Администрацию города Смоленска устранить в отношении ООО "Г" допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Необходимо также отметить, что земельным законодательством предусмотрен заявительный порядок выделения земельных участков под строительство.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствует соответствующее заявление Общества от 04.08.2006 N 101, на которое имеется ссылка в оспариваемом постановлении и решении суда.
Данное заявление не упоминается во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Смоленской области от 13.06.2007 по делу А62-527/2007.
Однако, обстоятельства, установленные указанным судебным актом, суд признал имеющими преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.
Кроме того, суд указал, что результатом рассмотрения заявлений Общества от 21.07.2006 N 78 и от 04.08.2006 N 101 явился акт выбора земельного участка от 15.08.2006.
Из представленного же в материалы дела акта выбора земельного участка от 15.08.2006 следует, что он составлен в соответствии с заявлением ООО "Г" от 11.08.2006 N 103.
При таких обстоятельствах и учитывая, что перечисленные обстоятельства судом в ходе судебных заседаний не исследовались, обжалуемые решение и постановление суда подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
При новом рассмотрении суду необходимо выяснить все вышеизложенные обстоятельства и принять законное, обоснованное и мотивированное решение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 23.11.2007 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2008 по делу N А62-3384/07 отменить.
Направить дело N А62-3384/07 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 мая 2008 г. по делу N А62-3384/07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании