Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 10 января 2008 г. по делу N А14-713-2007/30/29
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от ответчика - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.06.2007 по делу N А14-713-2007/30/29 установил:
ОАО "Ц" в лице Воронежского филиала (далее истец, ОАО "Ц") обратилось в арбитражный суд с иском к субъекту Российской Федерации - Воронежская область в лице Администрации Воронежской области и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 2710 руб., причиненных истцу в результате неполного возмещения расходов на реализацию льгот по оплате услуг за пользование радио, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за период с ноября по декабрь 2004 года.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Администрация Каширского муниципального района Воронежской области, Главное финансовое управление Воронежской области, Главное управление труда и социального развития Воронежской области и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 16.05.2007 производство по делу в части требований к Воронежской области в лице Администрации Воронежской области прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.06.2007 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО "Ц" взыскано 2710 руб. убытков.
В апелляционном порядке законность принятого судебного акта не проверялась.
Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит указанное решение отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права.
Представитель Минфина РФ в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Министерства финансов РФ, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено арбитражным судом, 1 апреля 2004 г. между ОАО "Ц" в лице Нововоронежского УЭС (предприятие связи) и Отделом социальной защиты населения Администрации Каширского района Воронежской области (заказчик) заключен договор N 18, согласно которому стороны определили порядок возмещения расходов в связи с предоставлением льгот инвалидам за пользование радиотрансляционной точкой в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24.11.1995 и Распоряжением Администрации Воронежской области от 29.01.2004 N 115-р.
По условиям договора предприятие связи приняло на себя обязательство оказывать инвалидам услуги связи проводного радиовещания в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а заказчик обязался при недостаточности лимитов, выделенных из средств бюджета субъекта РФ по финансированию расходов оператора связи по предоставленным льготам на 2004 год, обращаться в Главное управление труда и социального развития Администрации Воронежской области с ходатайством об увеличении лимитов.
ОАО "Ц" в период с 01.01.2004 по 31.12.2004 предоставляя льготу в виде 50-процентной скидки за пользование радиотрансляционной точкой инвалидам Каширского муниципального района, понесло убытки в сумме 15302 руб. 00 коп., составляющие разницу между установленными для населения тарифами и 50-процентной оплатой данного тарифа льготной категорией граждан.
Отделом социальной защиты населения Администрации Каширского района возмещение истцу расходов от предоставления льгот произведено в сумме 12592 руб. 00 коп., невозмещенная сумма составила 2710 руб. 00 коп.
Согласно актам сверки взаимных расчетов между Нововоронежским узлом электрической связи Воронежскою филиала ОАО "Ц" и Отделом защиты населения Администрации Каширского района задолженность по невозмещенным расходам, связанным с предоставлением льгот по услугам за пользование радио в 2004 году, составляет 2710 руб. 00 коп.
Ссылаясь на то, что расходы по предоставленным льготам в полном объеме не были возмещены, ОАО "Ц" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции на основании положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст.ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о необходимости взыскания убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации как финансового органа, представляющего казну Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод арбитражного суда соответствующим законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно ст. 28 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 24.11.1995 инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой. Источник финансирования данной льготы законом не определен.
Порядок возмещения расходов операторам связи, понесенных в связи с предоставлением льгот, установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 г. N 963 "О порядке возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот", и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерацию" и "Государственных пособиях гражданам, имеющих детей", где предусмотрено финансирование таких расходов за счет средств федерального бюджета.
Действие названных постановлений продлено, в том числе на 2004 год.
Статьей 47 ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" N 186-ФЗ от 23.12.2003 было предусмотрено выделение из Фонда компенсаций субсидий и субвенций, направленных на финансирование текущих расходов, предусмотренных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В соответствии с приложением N 14 к указанному Закону бюджету субъекта Российской Федерации - Воронежская область в 2004 году на реализацию указанных льгот за счет средств Фонда компенсаций были выделены субсидии в сумме 124113 тыс. руб. Согласно распоряжению Администрации Воронежской области N 113-р от 29.01.2004 на возмещение расходов ОАО Воронежскому филиалу ОАО "Ц" распределено 5642,0 тыс. руб.
Законом Воронежской области N 75-ОЗ от 31.12.2003 "Об областном бюджете на 2004 год" установлено, что доходы областного бюджета на 2004 год формируются, в том числе, за счет субсидий из Федерального фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Другие источники финансирования возмещения расходов организациям, предоставляющим льготы инвалидам, законом не предусмотрены.
Документальное подтверждение выделения Воронежской области из федерального бюджета денежных средств в размере, достаточном для покрытия расходов организаций, предоставляющих льготы в соответствий с Законом "О социальной защите инвалидов в РФ", в материалах дела отсутствует.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также размер понесенных и не возмешенных истцу расходов в заявленной истцом сумме установлен судом на основании имеющихся в деле доказательств: реестрах абонентов, использовавших льготу, платежных документах, актах сверки расчетов, составленных Нововоронежским узлом электрической связи Воронежского филиала ОАО "Ц" и Отделом социальной защиты населения Администрации Каширского района.
Доказательства возмещения истцу затрат по предоставлению льгот, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в полном объеме, ответчиком в материалы дела не представлены.
Оценив положения ст.ст. 4, 5 Федерального закона РФ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", арбитражный суд правомерно указал на то, что предоставление льгот инвалидам должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Поскольку причинение истцу убытков связано с предоставлением льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которым надлежащим образом не урегулированы правоотношения по распределению расходов на социальную защиту инвалидов между бюджетами всех уровней, доказательств выделения субъекту Российской Федерации денежных средств, достаточных для возмещения расходов, вызванных предоставлением льгот, а также доказательств их нецелевого использования ответчик суду не представил, суд обоснованно на основании ст.ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации как финансового органа, представляющего казну Российской Федерации, причиненные ОАО "Ц" убытки в заявленной истцом сумме, понесенные последним в связи с предоставлением инвалидам льгот по абонентской плате за пользование радио.
Принимая решение о возмещение убытков за счет Российской Федерации, суд правомерно руководствовался разъяснениями, содержащимися в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта, считает выводы суда соответствующими нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.06.2007 по делу N А14-713-2007/30/29 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 10 января 2008 г. по делу N А14-713-2007/30/29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании