Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 14 августа 2009 г. N А68-1113/09
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от ООО "К" - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Межрайонной ИФНС России N 2 по Тульской области - Г.Н.Н. - зам. нач. юр. отдела (дов. б/н. от 17.07.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 2 по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 03.04.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2009 по делу N А68-1113/09, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "К" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Тульской области (далее - Инспекция) в регистрации обособленных подразделений N 04-26/00547 от 29.01.2009.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 03.04.2009 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
По мнению подателя жалобы, постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения является намерением (и фактическим действием) Общества по открытию новое игорное заведения и осуществления в нем деятельность в сфере игорного бизнеса, что является нарушением требований Федерального закона N 244-ФЗ от 19.12.2006 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "от 29.12.2006 г."
В силу ч. 1 ст. 286 АПК РФ предметом оценки суда кассационной инстанции являются судебные акты исходя из доводов, изложенных в жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителя налогового органа, рассмотрев доводы жалобы и отзыва на нее, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, ООО "К" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 31.10.2001 МИФНС России N 5 по Тульской области в качестве юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере организации игорного бизнеса на основании лицензии N 005502 от 21.09.2004, срок действия которой предусмотрен до 21.09.2009.
В соответствии с приказами генерального директора Общества NN 1, 2 от 16.01.2009 созданы обособленные подразделения по адресу: Тульская область, г. Ефремов, ул. С., д. 50; по адресу: Тульская область, г. Ефремов, микрорынок "Д".
16.01.2009 Общество обратилось в Инспекцию с заявлениями о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения указанных обособленных подразделений
Исходя из положений ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, согласно которым с 01.01.2007 игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах, Инспекция письмом N 04-26/00547 от 29.01.2009 отказала Обществу в регистрации обособленных подразделений, возвратив в его адрес представленные документы.
Полагая, что указанный отказ налогового органа не соответствует законодательству о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, обоснованно руководствовался следующим.
В силу ч.ч. 1 и 5 ст. 5 Федерального закона N 14-ФЗ от 08.02.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества. Устав общества должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе общества сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена названным Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, соответственно, по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Статьей 11 НК РФ для целей настоящего Кодекса предусмотрено понятие обособленного подразделения организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 83 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ.
Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога (п. 2 ст. 83 НК РФ).
Согласно п. 10 этой же статьи налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет.
Пунктом 1 статьи 84 НК РФ предусмотрено, что постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления. При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.
В силу п. 4 ст. 83 НК РФ при осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение.
Из содержания приведенных норм права следует, что сама по себе постановка на налоговый учет юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения является обязанностью Общества как налогоплательщика, которая должна быть выполнена в установленный срок, и не связана с видами осуществляемой им деятельности.
Как установлено судом, обособленные подразделения по адресу созданы приказами генерального директора Общества NN 1, 2 от 16.01.2009.
При этом факт создания данных обособленных подразделений налоговым органом не оспаривается и подтверждается представленными в материалы дела трудовым договором N 5 от 16.01.2009, договором аренды здания N 20 от 16.01.2009, договором аренды нежилого помещения б/н. от 16.01.2009 и дополнительными соглашениями к ним от 01.04.2009, а также положениями об обособленных подразделениях.
Кроме того, уставом Общества предусмотрен широкий перечень видов деятельности, которыми оно занимается. Этими видами деятельности вправе заниматься и вновь создаваемые обособленные подразделения организации,
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемые действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, суд, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности с требованиями вышеназванных законодательных норм по правилам ст. 71 АПК РФ, пришел к правильному выводу об отсутствии у Инспекции законных оснований для отказа в постановке Общества на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения.
Доводы жалобы о том, что постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения является фактическим действием Общества по открытию нового игорного заведения и осуществлению в нем деятельности в сфере игорного бизнеса, кассационная коллегия считает несостоятельными в виду следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ осуществление деятельности запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, является основанием для ликвидации юридического лица.
Между тем, вопрос о ликвидации Общества не является предметом настоящего спора, в связи с чем факты, на которые указывает налоговый орган, в данном случае, не имеют правового значения.
Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену решения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 03.04.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2009 по делу N А68-1113/09 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 2 по Тульской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 августа 2009 г. N А68-1113/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании