Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 12 августа 2009 г. N А68-48/Б-07 (Ф10-2436/09(2))
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей. при участии в заседании: от А.А.А.: не явились, извещены надлежаще; от Министерства финансов РФ: не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов России на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009 по делу N А68-48/Б-07, установил:
А.А.А. обратился в арбитражный суд с заявлением по делу о банкротстве ОАО "Щ" о возложении на казну Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) обязанности по выплате капитализированных платежей в возмещение вреда здоровью в размере 1255815 руб. 60 коп.
Определением Арбитражного суда Тульской области от 24.02.2009 заявление А.А.А. оставлено без удовлетворения.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009 указанное определение отменено, заявление А.А.А. удовлетворено - на казну Российской Федерации в лице Минфина России возложена обязанность по выплате А.А.А. капитализированных платежей в возмещение вреда здоровью в размере 1255815 руб. 60 коп.
Не соглашаясь с названным судебным актом, Минфин России обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на неподведомственность спора арбитражному суду. Указывает, что Минфин России не является главным распорядителем бюджетных средств, при этом суд обязывает его совершить действия, не предусмотренные законом.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, суд находит оспариваемый судебный акт не подлежащим изменению или отмене в силу нижеследующего.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, 25.02.1960 А.А.А. пострадал в результате несчастного случая.
Решением Косогорского районного суда Тульской области от 28.08.1961 на ОАО "Щ" была возложена обязанность по выплате ему компенсации в связи с указанным несчастным случаем.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 13.12.2007 ОАО "Щ" признано несостоятельным (банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Тульской области от 15.07.2008 права требования А.А.А. к ОАО "Щ" в сумме капитализированных повременных платежей переданы Российской Федерации. Требования Российской Федерации в лице ФНС России по капитализированным платежам в размере 1255815 руб. 60 коп. включены в первую очередь реестра требований кредиторов ОАО "Щ".
С мая 2007 до настоящего времени выплата компенсации А.А.А. не производится.
Ссылаясь на принятие Российской Федерацией на себя в соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обязательств по возмещению вреда здоровью, причиненного организацией - банкротом, а также, учитывая, что постановлением Правительства РФ не определен орган, который должен осуществлять выплаты указанных платежей, А.А.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением об осуществлении выплаты сумм капитализированных платежей за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Удовлетворяя требования А.А.А., суд апелляционной инстанции, руководствуясь нормами ст. 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 135 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", пришел к выводу об их обоснованности.
По мнению суда кассационной инстанции, указанный вывод соответствует требованиям законодательства и материалам дела.
Согласно п. 3 ст. 135 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации.
В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям положений ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", изложенным в абз. 5 п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.11.2006 N 57, в данном случае, обязанности, перешедшие к Российской Федерации, исполняются за счет казны Российской Федерации, а после определения Правительством Российской Федерации государственного органа, уполномоченного производить соответствующие выплаты, - указанным органом.
Поскольку до настоящего времени государственный орган, уполномоченный производить соответствующие платежи, Правительством Российской Федерации не определен, выплата указанных платежей осуществляется за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Довод заявителя кассационной жалобы о неподведомственности настоящего дела арбитражному суду, подлежит отклонению, поскольку данное заявление, имеющее в качестве правового обоснования ст. 135 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", подлежит рассмотрению в деле о банкротстве. Согласно положениям ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что Минфин России не является главным распорядителем бюджетных средств, а суд обязывает его совершить действия, не предусмотренные законом, не могут быть приняты во внимание.
Выплата капитализированных платежей, согласно п. 3 ст. 135 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" производится за счет казны РФ, а Минфин России, в силу пункта 5.6. Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 329 "О Министерстве финансов РФ" Министерство финансов РФ осуществляет функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета предусмотренных на реализацию возложенных на Министерство функций, в том числе и функций главного распорядителя средств федерального бюджета. В связи с этим возложение на казну Российской Федерации в лице Минфина России обязанности по выплате А.А.А. капитализированных платежей в размере 1255815 руб. 60 коп. в данном случае является правомерным.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта, полагая его принятым в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009 по делу N А68-48/Б-07 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 августа 2009 г. N А68-48/Б-07 (Ф10-2436/09(2))
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании