Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 25 июня 2009 г. N А09-2071/2008
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 октября 2009 г. N ВАС-13450/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Общества - Н.А.Г. - представителя (дов. от 09.06.2009 N 485), К.И.Г. - гл. бух. (дов. от 09.06.2009 N 484), от Инспекции - О.С.И. - вед. спец-эксп. (дов. от 31.12.2008 N 5), Г.С.П. - гл. гос. налог, инсп. (дов. в деле), Ф.В.П. - гл. гос. налог, инсп. (дов. в деле), от Управления - Х.Р.В. - вед. спец.-эксп. (дов. от 28.09.2008 N 12-07/11976), от третьего лица - М.Т.А. - юрисконсульта (дов. от 26.01.2009 N 89),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Брянской области на решение от 12.02.2009 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-2071/2008, установил:
Открытое акционерное общество "Б" (далее - Общество, налогоплательщик, налоговый агент) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Брянской области (далее - Инспекция, ИФНС), Управлению Федеральной налоговой службы по Брянской области (далее - Управление, УФНС) о признании недействительным решения Инспекции от 28.12.2007 N 146 (с учетом изменений, внесенных решением УФНС от 12.03.2008) в части предложения уплатить налог на прибыль в сумме 306586 руб., пени по налогу на прибыль в размере 1297 руб., НДФЛ в сумме 88031 руб., пени по НДФЛ в размере 18181 руб., а также привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в сумме 17606 руб. (с учетом уточнения)
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Страховая группа "У" в лице Брянского филиала.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 12.02.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебный акты по делу в связи с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам соблюдения налогового законодательства.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 30.11.2007 N 146 и принято решение от 28.12.2007 N 146, согласно которому налогоплательщику предложено уплатить ряд налогов общей сумме 782867,44 руб., пени по указанным налогам в сумме 22605 руб., а также Общество привлечено к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 17606 руб.
Частично не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора.
Основанием для доначисления налога на прибыль послужило исключение Инспекцией из числа расходов, уменьшающих налоговую базу при исчислении налога на прибыль, затрат на оплату труда работника отдела капитального строительства Н.В.В. По мнению ИФНС, Н.В.В. выполнял работы, связанные с капитальным строительством, а также другие работы, оговоренные в его должностной инструкции, поэтому его заработная плата была распределена налоговым органом "между капитальными вложениями и себестоимостью в соответствии с выполняемыми функциями.
Удовлетворяя заявление Общества по данному эпизоду, суд обоснованно руководствовался следующим.
Как установлено судом, в 2005-2006 годах Общество осуществляло строительство объектов путем заключения договоров с подрядными организациями.
Кассационная коллегия отмечает, что Общество не выполняло строительно-монтажные работы собственными силами. Данное обстоятельство по существу Инспекцией не оспаривается.
Штатным расписанием Общества на 2005 год была предусмотрена должность инженера-строителя, на которую был принят Н.В.В., отвечающий, согласно бизнес-плану на 2005 год и Приказу от 05.03.2005 N 69, за ремонтно-строительные работы.
С 01.01.2006 создан отдел капитального строительства и введена должность начальника ОКС.
Приказом от 28.12.2005 N 164-ОК с 01.01.2006 Н.В.В. переведен на должность начальника ОКС.
Из п. 2.1 должностных инструкций инженера-строителя от 10.08.2005, так и начальника ОКС от 10.01.2006 следует, что задачей указанных должностных лиц является "организационное обеспечение капитального строительства, капитального и текущего ремонтов на предприятии". При этом указанная задача реализуется, согласно п. 3 должностной инструкции, путем участия начальника ОКС в составлении планов ремонта, принятия мер по своевременному заключению договоров с подрядными организациями, контроля за выполнением подрядными организациями договорных обязательств и т.д.
Согласно ст. 748 ГК РФ заказчик (в настоящем случае - Общество), вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях определения налогооблагаемой прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами признаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Пунктом 2 статьи 253 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика на оплату труда признаются расходами, связанными с производством и реализацией, и на основании ст. 255 НК РФ уменьшают полученные налогоплательщиком доходы.
В соответствии с п. 1 ст. 255 НК РФ в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Доказательств того, что выплата денежных средств Н.В.В. производилась вне рамок трудового договора, налоговым органом не представлено.
При таких обстоятельствах, вывод суда об обоснованном включении Обществом затрат в виде заработной платы сотруднику отдела Н.В.В. и единого социального налога в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, является правильным.
Основанием для предложения налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет неудержанный и неуплаченный НДФЛ, а также начисления соответствующих пеней и штрафа послужило невключение Обществом в состав налогооблагаемой базы за 2005 - 1 полугодие 2007 года страховых взносов, перечисленных ЗАО "Страховая группа "У" по договорам добровольного медицинского страхования.
Статьей 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 установлено право граждан на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования. Данное право может реализовываться, в том числе, за счет средств предприятий, учреждений и организаций, личных средств граждан и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1) предусмотрено, что добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.
Судом правомерно указано, что законодательство не ограничивает перечень медицинских услуг, которые могут быть предметом добровольного медицинского страхования. В связи с чем, стороны договора добровольного медицинского страхования могут предусмотреть любой объем предоставляемых застрахованным лицам медицинских услуг.
Материалами дела подтверждено, что Обществом с ЗАО "СГ "У" заключены договоры добровольного медицинского страхования от 15.05.2004 N 1/006/4016/321, 11.01.2006 N 1/001/06/016/321 и 02.02.2007 N 1/001/7016/321, согласно которым страховщик (ЗАО "СГ "У") принимает на себя обязательства по организации и оплате медицинских услуг, оказываемых застрахованным гражданам, - согласно списку, составленному страхователем, и при наступлении страхового случая. К указанным договорам прилагались списки застрахованных лиц с указанием фамилии, имени, отчества работников, года рождения, пола, их места жительства.
Правилами добровольного медицинского страхования граждан, утвержденных Приказом генерального директора ЗАО "СГ "У" от 03.06.2004 N 241, предусмотрена возможность включения в договор страхования обязанности страховщика по организации санаторно-курортного и реабилитационного лечения застрахованных лиц по медицинским показаниям.
Согласно приложениям N 1 к договорам добровольного медицинского страхования определен объем услуг, оказываемых застрахованными лицами, в который включено реабилитационно-восстановительное лечение в лечебно-оздоровительных учреждениях, согласно утвержденному списку.
В материалы дела представлены договоры от 01.02.2006 N ККМ 26 и от 27.01.2006 N 1/001/6016/321, в соответствии с которыми автономной некоммерческой организацией "Объединение здравниц "К" и ЗАО "Б" на основании лицензий оказывались медицинская помощь и реабилитационно-восстановительное лечение в соответствии с Программой добровольного медицинского страхования.
Суд кассационной инстанции отмечает, что факты обращения застрахованных лиц, указанных в согласованных сторонами списках, приложенных к заключенному договору, за медицинской помощью и оплаты страховой премии за оказание услуг по реабилитационно-восстановительному лечению подтверждены материалами дела и сторонами не оспариваются.
Согласно ст. 9 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в РФ" страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или Законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
В соответствии со ст. 23 Закона N 1499-1 лечебно-профилактическая помощь является медицинской услугой, а в силу ст. 2 Закона медицинские учреждения - это имеющие лицензию лечебно-профилактические и другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь.
Согласно ст. 4 Закона N 1499-1 обязанностью страховой компании является оплата счетов на медицинские услуги, предоставляемые застрахованным лицам, если указанный в них вид лечения соответствует приложенной к договору страхования медицинской программе.
В силу ст. 954 ГК РФ под страховой премией понимается плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования.
Согласно ч. 2 ст. 954 ГК РФ страховщик при определении размера страховой премии, подлежащей уплате по договору страхования вправе применять разработанные им страховые тарифы, определяющие премию, взимаемую с единицы страховой суммы, с учетом объекта страхования и характера страхового риска.
В соответствии с ч. 3 ст. 954 ГК РФ, если договором страхования предусмотрено внесение страховой премии в рассрочку, договором могут быть определены последствия неуплаты в установленные сроки очередных страховых взносов.
Таким образом, страховые взносы являются частями страховой премии, вносимой в рассрочку.
В соответствии с заключенными договорами страхования общая страховая премия составила 350000 руб., 445000 руб. и 400000 руб. соответственно, размер страховой премии за каждого застрахованного определялся в соответствии с действующими тарифами, страховая премия подлежала внесению ежеквартально.
Согласно с п. 5 ст. 213 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не учитываются суммы страховых взносов по договорам добровольного медицинского страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам.
Таким образом, при отсутствии выплат в денежной форме непосредственно застрахованному физическому лицу внесенные организацией или иным работодателем за указанное лицо страховые взносы не подлежат включению в его налоговую базу. При этом страховые выплаты по договорам добровольного медицинского страхования в виде оплаты счетов медицинских учреждений за оказание медицинских услуг застрахованным физическим лицам не являются выплатами застрахованным физическим лицам.
Согласно ч. 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу положений ч. 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии с договорами добровольного медицинского страхования Обществом оплачивались именно медицинские услуги, оказываемые застрахованным лицам санаториями, имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности, в связи с чем правомерно удовлетворил заявление налогового агента по данному эпизоду.
Довод кассационной жалобы о том, что в рамках спорных договоров оказывалось санаторно-курортное лечение направлен на переоценку фактических обстоятельств спора, в связи с чем подлежит отклонению.
Таким образом, у суда имелось достаточно оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
При таких обстоятельствах, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение от 12.02.2009 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-2071/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 июня 2009 г. N А09-2071/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13450/09
05.10.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13450/09
25.06.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N А09-2071/2008
12.02.2009 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-2071/08