Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 1 июля 2009 г. N А14-13353/2008/454/19
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Администрации Ольховатского не явились, о месте и времени слушания муниципального района дела уведомлены надлежащим образом Воронежской области; от Управления Федеральной М.Ш.В. - ведущего специалиста регистрационной службы России - эксперта, дов. N 08-д от 11.01.2009 по Воронежской области;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу УФРС России по Воронежской области на решение арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2009 по делу N А14-13353/2008/454/19 установил:
Администрация Ольховатского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы России по Воронежской области (далее - Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на помещение N 1, литер А, площадью 116,7 м 2, расположенное на 1 этаже нежилого здания, количество комнат 8, номера на поэтажном плане 7-14, по адресу: Воронежская область, Ольховатский район, р.п. Ольховатка, пер. Г., 5; обязании зарегистрировать право собственности на помещение N 1, литер А. площадью 116,7 м% расположенное на 1 этаже нежилого здания, количество комнат 8, номера на поэтажном плане 7-14, по адресу: Воронежская область, Ольхо-ватский район, р.п. Ольховатка, пер. Г., 5 за муниципальным образованием - Ольховатский муниципальный район Воронежской области.
Решением арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2008 заявление Администрации удовлетворено.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Управление обратилось с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит их отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя Управления, кассационная инстанция не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, 29.04.2008 Администрация Ольховатского муниципального района Воронежской области обратилась в УФРС по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием на нежилое помещение, являющееся частью нежилого здания, расположенного по адресу: Воронежская область, р.п. Ольховатка, переулок Г., д.5.
В качестве документа - основания для госрегистрации права собственности заявителя на указанное нежилое помещение было представлено постановление Ольховатского районного совета Воронежской области от 27.10.1998 N 12 "Об уточненном перечне муниципальной собственности" и решение Совета народных депутатов Ольховатского муниципального района Воронежской области от 05.03.2008 N 12.
Сообщением Управления от 21.07.2008 N 19/001/2008-438 Администрации было отказано в государственной регистрации права собственности на указанное нежилое помещение в связи с непредставлением распорядительного документа соответствующего органа государственной власти об утверждении перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность, утвержденного и оформленного в соответствии с нормативными актами и в связи с неустранением противоречий в представленных на госрегистрацию документов (в реестре муниципального имущества значится здание СЭС, а подано заявление на госрегистрацию права собственности на нежилое помещение N 1).
Полагая, что отказ Управления в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение противоречит нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
В силу ст. 16 указанного Закона государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (п. 1 ст. 17 Закона о регистрации).
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установленный ст. 17 Закона о регистрации, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и включает в себя в частности акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о регистрации).
В соответствии с абзацами 4, 8 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 Закона о регистрации).
В соответствии со статьей 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
От имени этих образований в силу ст. 125 ГК РФ своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Порядок передачи имущества в муниципальную собственность и порядок оформления его как муниципальной собственности установлен Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
В порядке п. 1 Приложения N 3 объектами, относящимися к муниципальной собственности, являются объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов: жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении, а также объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
Отсутствие надлежаще утвержденного перечня объектов муниципальной собственности не свидетельствует о том, что данный объект недвижимости не является объектом муниципальной собственности. Данная позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 07.07.1998 N 80/98.
Нарушение установленного порядка передачи объектов недвижимости в муниципальную собственность не может служить основанием для отказа в государственной регистрации права муниципального образования на спорный объект недвижимости, поскольку имущество фактически передано в муниципальную собственность, Перечень передаваемых объектов недвижимости утвержден соответствующим Советом народных депутатов, отдельного решения об исключении спорного объекта недвижимости из указанного Перечня не принималось.
Как следует из материалов дела, в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию заявителем представлена выписка из реестра объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности Ольховатского муниципального района Воронежской области от 28.04.2008 в которой указано, что основанием внесения записи в реестр послужило Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении федеральной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Согласно п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу, что выписка из реестра объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности Ольховатского муниципального района Воронежской области от 28.04.2008 является правоподтверждающим документом в отношении помещения N 1, литер А, площадью 116,7 кв.м., расположенного на 1 этаже нежилого здания, количество комнат 8, номера на поэтажном плане 7-14, по адресу: Воронежская область, Ольховатский район, р.п. Ольховатка, пер. Горького, 5.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.
Оценивая представленные сторонами доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд пришел к правомерному выводу о том, что представленные заявителем на регистрацию документы не противоречат предъявлявшимся к ним в момент их оформления требованиям, подтверждают фактическую передачу спорного объекта недвижимости в муниципальную собственность, никем не оспорены, а их совокупность позволяет достоверно идентифицировать спорный объект недвижимости, что в силу ст.ст. 6 и 17 Закона о регистрации, является основанием для государственной регистрации соответствующего права.
Доказательств, подтверждающих законность и обоснованность оспариваемого отказа, отсутствие в рассматриваемом случае нарушения прав и законных интересов муниципального образования Ольховатский муниципальный район Воронежской области, регистрационным органом, в нарушение ст. 65 АПК РФ, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, суду не представлено.
Кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам, и, в силу ст. 286 АПК РФ, не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2009 по делу N А14-13353/2008/454/19 оставить без изменения, а кассационную жалобу УФРС России по Воронежской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 июля 2009 г. N А14-13353/2008/454/19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании