Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 25 августа 2009 г. N А09-15348/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: С.С.И., К.А.С., Е.С.Г., от истца К.С.М. - глава администрации, П.В.Д. - представитель (дов. от 10.08.2009 N 79), от ответчиков: МУ "А" Управление муниципальных отношений Брянской области Б.Т.А - представитель (дов. от 11.11.2008 N 1-1904А), не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального учреждения "А", г.Брянск, на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.02.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 по делу N А09-15348/2008, установил:
Муниципальное учреждение "М" Мичуринского сельского поселения (далее - Мичуринская сельская администрация), п. Мичуринский Брянского р-на Брянской обл., обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации Брянского района, г.Брянск, Управлению имущественных отношений Брянской области, г.Брянск, о признании права собственности на земельный участок площадью 2447 кв.м, кадастровый номер 32:02:05 04 03:0349, расположенный по адресу: Брянская обл., Брянский р-он, п. Мичуринский, ул. В., 1а (уточнённые требования).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.02.2009, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009, иск удовлетворён.
В кассационной жалобе Администрация Брянского района просит состоявшиеся судебные акты отменить, в иске отказать, ссылаясь на неправильное толкование и применение судами норм материального права.
В своих отзывах на кассационную жалобу Мичуринская сельская администрация и Управление имущественных отношений Брянской области просят принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель Администрации Брянского района поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, представители Мичуринской сельской администрации - доводы своего отзыва на жалобу.
Управление имущественных отношений Брянской области надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но его представитель в суд округа не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в силу требований п. 3 ст. 284 АПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости обжалуемые судебные акты оставить без изменения в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами двух инстанций, решением Исполнительного комитета Брянского районного Совета народных депутатов от 29.08.1991 N 286 в ведение Мичуринского сельского Совета народных депутатов были переданы земли сельских населённых пунктов общей площадью 1816,1 га (т.1, л.д.10).
В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 26.10.1993 N 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской Федерации", а также на основании постановления Администрации Брянского района от 11.11.1993 N 407 (т.1, л.д.67-69) деятельность сельских и поселковых Советов народных депутатов была прекращена, их функции были возложены на соответствующие местные администрации. Таким образом, функции Мичуринского сельского Совета народных депутатов были прекращены и соответствующие функции были возложены на Мичуринскую сельскую администрацию.
Постановлением Брянской областной Думы от 25.03.1999 N 2-742 были упразднены сельские муниципальные образования Брянского района, в том числе Мичуринское; Брянскому районному муниципальному образованию было рекомендовано принять к своей компетенции предметы ведения упразднённых муниципальных образований (т.1, л.д.26).
Решением Брянского районного Совета народных депутатов от 18.05.1999 N 15-2 был утверждён временный порядок назначения глав сельских, поселковой администраций (т.1, л.д.65).
24.05.2001 за N 44 зарегистрировано Муниципальное учреждение - администрация Мичуринского сельсовета муниципального образования Брянский район, которое осуществляет на территории сельсовета исполнительно-распорядительные функции местного самоуправления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия (т.1, л.д.50).
Согласно ст. 23 редакции Устава местного самоуправления Брянского района, утверждённого в 1998 году, Брянский районный Совет народных депутатов, являющийся представительным органом местного самоуправления района, не вправе вмешиваться в исполнительно-распорядительную деятельность районной, поселковых, сельских администраций (т.1, л.д.34-38).
Согласно ст. 3 Закона Брянской области от 09.03.2005 N 3-3 "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установления границ муниципальных образований в Брянской области", принятого Брянской областной Думой 24.02.2005, статусом муниципального образования в составе Брянского муниципального района было наделено и Мичуринское сельское поселение (т.1, л.д.121-124).
В приложении N3 к вышеназванному Закону Брянской области установлено описание границ городских, сельских поселений в составе территорий муниципальных районов, в том числе Мичуринского сельского поселения (т.1, л.д.125-126).
Согласно заключению МУП "Брянский городской центр "Земля" от 05.02.2009 N59 (т.1, л.д.83-84), земельный участок площадью 2447+35 кв.м категории "земли населённых пунктов", кадастровый номер 32:02:05 04 03:0349, расположенный по адресу: Брянская обл., Брянский р-он, п. Мичуринский, ул. В., 1а, (кадастровый план - т.1, л.д.27-28) находится в границах населённого пункта Мичуринский муниципального образования "М" и входит в состав земель, переданных в ведение Мичуринского сельского Совета народных депутатов решением Брянского райисполкома от 29.08.1991 N 286.
Ссылаясь на то что в настоящее время вышеназванным земельным участком неправомерно распоряжаются органы местного самоуправления муниципального образования Брянский район, Мичуринская сельская администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций подробно исследовали представленные доказательства, доводы сторон, дали им правильную юридическую оценку и обоснованно пришли к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
В силу п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ) территорию поселений составляют исторически сложившиеся земли населённых пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
Вышеназванные положения ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ имеют содержание, тождественное нормам ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определявшим территории муниципальных образований.
Согласно п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в том числе, земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казённым предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Таким образом, учитывая вышеназванные нормы права, при разграничении государственной собственности на землю в собственность того или иного муниципального образования переходят земли, находящиеся в границах этого образования.
Как установлено выше, согласно заключению МУП "Брянский городской центр "Земля" от 05.02.2009 N 59, спорный земельный участок находится в границах населённого пункта Мичуринский МО "М" и входит в состав земель площадью 1816,1 га, переданных на основании решения Брянского районного Совета народных депутатов от 29.08.1991 N 286 в ведение Мичуринского сельского Совета народных депутатов.
Как правильно отметил апелляционный суд, в материалах дела отсутствуют сведения о несоответствии имеющихся в настоящее время границ административной территории Мичуринского сельского поселения границам территории Мичуринского сельского муниципального образования, упразднённого ранее на основании постановления Брянской областной Думы от 25.03.1999 N2-742.
С учётом обоснованного вывода о неизменности границ Мичуринского сельского муниципального образования по отношению к муниципальному образованию Мичуринское сельское поселение Брянской области спорный участок в силу прямого указания закона, а именно - п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", относится к собственности последнего.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что спорный земельный участок находится в ведении муниципального образования Брянский район с 1999 года (с момента упразднения Мичуринского сельского муниципального образования на основании постановления Брянской областной Думы от 25.03.1999 N 2-742), поскольку с этого времени местное самоуправление на территории упразднённого муниципального образования осуществлялось органами местного самоуправления Брянского района, подлежит отклонению.
В соответствии с ч. 10 ст. 85 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями ч. 5 ст. 84 настоящего Федерального закона, то есть с 01.01.2006.
В переходный период с марта 1999 года по 2005 год включительно муниципальных образований на территории Брянского района не имелось, однако муниципальное образование Брянский район в данный период не может считаться вновь образованным, исходя только из факта передачи ему в этот период полномочий упразднённых сельских муниципальных образований Брянского района.
Вновь образованным является Мичуринское сельское поселение, как вновь наделённое, после его утраты в 1999 году, статусом муниципального образования в составе Брянского района в соответствии с Законом Брянской области от 09.03.2005 N 3-3 "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установления границ муниципальных образований в Брянской области".
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 19.02.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2009 по делу N А09-15348/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25 августа 2009 г. N А09-15348/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании