Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 1 сентября 2009 г. N А48-3685/07-12(3)
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 декабря 2009 г. N ВАС-17091/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 августа 2008 г. N А48-3685/07-12
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца: Г.Н.В. - юрист (дов. N 1684/100 от 29.12.08) от ответчиков: от Орловского территориального фонда обязательного медицинского страхования Л.О.Л. - ю/к (дов. N 4 от 11.01.09); Л.А.А. - заместитель исполнительного директора (дов. N 1 от 11.01.09); Т.С.Л. - начальник отдела (дов. N 5 от 11.01.09) от иных ответчиков: не явились, извещены надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Орловского территориального фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Орловской области от 03.03.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2009 по делу N А48-3685/07-12(3), установил:
Закрытое акционерное общество (далее ЗАО) фирма "Центр внедрения "П" обратилось в арбитражный суд с иском к Орловскому территориальному фонду обязательного медицинского страхования (далее Орловский ТФОМС) о взыскании 12980886,53 руб. (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением арбитражного суда Орловской области от 07.02.2008, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2008, с Орловского ТФОМС в пользу ЗАО фирма "Центр внедрения "П" взыскано 1797040,66 руб. задолженности. В остальной части иска отказано.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 15.08.2008 решение арбитражного суда Орловской области от 07.02.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2008 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд Орловской области ввиду недостаточности исследования имеющихся в деле доказательств и обоснованности сделанных выводов.
В ходе нового рассмотрения дела арбитражным судом Орловской области, ЗАО фирма "Центр внедрения "П" в порядке ст. 49 АПК РФ уточнило исковые требования, просило взыскать с Орловского ТФОМС в пользу ЗАО фирма "Центр внедрения "П" часть долга за отпущенные в 2006 году лекарственные средства в размере 9361658,72 руб., уточнение судом принято.
Определением арбитражного суда Орловской области от 30.09.2008 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением арбитражного суда Орловской области от 03.03.2009 после устранения отмеченных кассационным судом недостатков иск ЗАО фирма "Центр внедрения "П" к Орловскому ТФОМС удовлетворен полностью. В отношении Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в иске отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Орловский ТФОМС просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на то, что выводы суда первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права.
Иные третьи лица, надлежащим образом уведомленные о дате и месте судебного заседания, в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 284 АПК РФ в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся представителей лиц, участвующих в деле, оценив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что оспариваемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, между ЗАО фирма "Центр внедрения "П" и Орловским ТФОМС 19.12.2005 заключен государственный контракт на осуществление поставки и отпуска лекарственных средств гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в соответствии с п. 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В п. 1.1. государственного контракта определено, что фармацевтическая организация осуществляет в 2006 году поставку, хранение и отпуск лекарственных средств, указанных в Перечне лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.09.2005 N 601, гражданам, имеющим право на обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера) в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Согласно п. 1.2 контракта ТФОМС (ответчик) перечисляет денежные средства на счета фармацевтической организации (истца) в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, и в соответствии с Постановлением Правительства РФ "О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан" от 29.12.2004 г. N 864 (в действующей редакции) для компенсации в установленных пределах стоимости фактически отпущенных лекарственных средств гражданам бесплатно в аптечных учреждениях в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.12.2004 г. N 769 "О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг", в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ), Перечнем лекарственных средств, за счет и в пределах федеральных средств на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами, поступивших из Федерального фонда обязательного медицинского страхования на отдельный счет Территориального фонда обязательного медицинского страхования, указанный в настоящем контракте.
Пунктом 1.3. контракта предусмотрено, что денежные средства на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами являются федеральными и имеют целевое назначение.
В соответствии с п. 2.1.8 контракта, истец обязан предоставлять ответчику в срок до 10 числа каждого месяца подписанные в 3-х экземплярах документы за прошедший месяц, подтверждающие отпуск лекарственных средств гражданам: счет на возмещение суммы за отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан; счет-фактуру на возвещение суммы за отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан; реестр рецептов лекарственных средств, отпущенных при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан; реестр лекарственных средств, отпущенных по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан.
В п. 2.2.1 контракта предусмотрено, что ответчик обязан ежемесячно осуществлять оплату стоимости лекарственных средств, фактически полученных гражданами бесплатно в аптеках, по предельным ценам возмещения на лекарственные средства, включающие в себя цены, зарегистрированные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, предельные торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и НДС, за счет и в пределах поступивших на отдельный счет ТФОМС средств из Федерального фонда ОМС, на основании представленных надлежаще оформленных документов, указанных в п. 2.1.8 контракта.
Из текста Государственного контракта следует, что отклонение от оплаты представленных истцом документов, ответчик вправе произвести после проведения экспертизы (п. 2.2.5 контракта) и составления Акта с обязательным указанием причин отказа в акцепте, в том числе частичного.
Пунктом 3.5. контракта предусмотрено, что ТФОМС не возмещает Фармацевтической организации расходы по предоставлению лекарственных средств: лицам, не включенным в Регистр; не входящих в Перечень лекарственных средств; по рецептам, оформленным с нарушением установленного порядка.
В течение периода с марта 2006 года по апрель 2007 года истец, исполняя условия Государственного контракта, предоставлял ответчику необходимые документы, указанные в п. 2.1.8 контракта, ответчик частично производил оплату, а частично отказывал в возмещении затрат, ссылаясь на то, что представленные документы не получили положительное заключение медико-экономической экспертизы, что отражено в Актах экспертизы счетов за лекарственные средства, отпущенных при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, подписанных Орловским ТФОМС и ЗАО фирма "Центр внедрения "П".
Ссылаясь на отказ ответчика оплатить все представленные документы, истец обратился в согласительную комиссию, а потом в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций в полном объеме исследовали представленные доказательства, дали им правильную юридическую оценку и обоснованно удовлетворили исковые требования, исходя при этом из следующего.
В силу ст.ст. 309, 310, 314 ГК РФ обязательства должны исполняться в установленный срок и надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся: принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи; разработка и реализация федеральных целевых программ оказания гражданам государственной социальной помощи на территории Российской Федерации; формирование федерального бюджета в части расходов на оказание государственной социальной помощи; установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации.
Пунктом 2.3. Государственного контракта стороны предусмотрели, что в случае введения в действие дополнительных распорядительных документов органов государственной власти, Федерального фонда ОМС, касающихся выполнения сторонами взятых на себя обязательств по настоящему контракту, стороны принимают их к исполнению независимо от момента внесения дополнений и изменений в настоящий контракт.
Исходя из смысла пункта 2.3. Государственного контракта, в настоящее время стороны обязаны руководствоваться нормативно-распорядительными документами, в редакциях, действующих на данный момент.
В соответствии с ст. 6.5. Федерального закона РФ от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в действующей редакции, порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с Правилами финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 864 в редакции, действовавшей в спорный период, средства федерального бюджета на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами направляются страховыми медицинскими организациями на финансирование расходов по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами в соответствии с перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи. Указанный перечень утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Оплата стоимости лекарственных средств производится страховыми медицинскими организациями после их отпуска гражданам по ценам, не превышающим цен, зарегистрированных в установленном порядке, с учетом предельной торговой надбавки к ценам на лекарственные средства организаций оптовой торговли лекарственными средствами.
Средства федерального бюджета, выделяемые на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами, направляются на оплату стоимости лекарственных средств, включающей расходы на оплату фармацевтическим организациям и аптечным учреждениям предельной торговой надбавки к ценам на лекарственные средства, а также расходы на обеспечение организационной деятельности страховых медицинских организаций (расходы на ведение дела) и расходы территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление контроля качества, организационных и информационно-технических мероприятий по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами, определяемые Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в размере до 3 процентов от общего объема средств, направленных на эти цели.
Перечисление средств на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами производится со счета Министерства финансов Российской Федерации, открытого в установленном порядке в Федеральном казначействе, централизованно платежными поручениями на отдельный счет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, открытый в установленном порядке в учреждении Центрального банка Российской Федерации на балансовом счете по учету средств Фонда. Указанные средства перечисляются ежемесячно в пределах лимитов бюджетных обязательств в размере, не превышающем предельных объемов финансирования расходов, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования перечисляет средства в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования платежными поручениями на отдельные счета этих территориальных фондов, открытые им в учреждениях Центрального банка Российской Федерации на балансовом счете по учету средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Из материалов дела следует, что суд первой инстанции при повторном рассмотрении дела с участием компетентных специалистов и лиц, участвующих в деле, исследовал подлинные рецепты, представленные истцом в качестве доказательств исковых требований и сопутствующие им документы.
Согласно Акту проверки оригиналов рецептов, оспариваемые истцом основания отказа Орловского ТФОМС от оплаты рецептов были следующие:
1) Рецепт оформлен с нарушением установленного порядка в ЛПУ;
К ним относятся: серия рецепта сформирована с нарушением установленного порядка; не указан адрес или ОКАТО территории постоянной регистрации пациента; не указан срок действия рецепта; подлинность рецепта вызывает сомнение (рецепт неустановленного образца); серия и номер рецепта дублируются для разных граждан.
Порядок выписывания рецептов на лекарственные средства и оформления рецептурных бланков регламентирован Разделом II Инструкции о порядке назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них, утвержденной Приказом Минздрава России от 23.08.1999 N 328 (далее Приказ МЗ N 328), в соответствии с которой рецептурный бланк должен содержать серию и порядковый номер, в рецепте должен быть указан адрес или номер медицинской карты амбулаторного пациента.
Согласно Памятке оформления рецептурных бланков в серию включается код субъекта Российской Федерации.
При этом, как правильно отметили судебные инстанции, требований об обязательном включении в серию каких-либо иных данных, в частности ОГРН ЛПУ, как утверждает Орловский ТФОМС, а также требований по уникальности серии и номера рецепта или по указанию в рецепте ОКАТО действующими нормативными правовыми актами не установлено.
Письмо Управления здравоохранения Департамента социальной политики Орловской области от 14.01.2005 N 2-т, на которое ссылается Орловский ТФОМС в качестве основания правомерности отказа в оплате рецептов, не является нормативным правовым актом, не является основанием для освобождения Орловского ТФОМС от исполнения своих обязательств по контракту.
В соответствии с п. 2.20. Приказа МЗ N 328 пунктами 2.1.-2.19. установлен исчерпывающий перечень требований, при несоблюдении которых рецепт считается недействительным и не подлежащим обслуживанию аптечной организацией.
2) Ошибки, допущенные работниками аптечных учреждений после отпуска лекарственных средств;
К ним относятся: не проставлен (не соответствует) код ЛС в соответствии с реестром предельных цен возмещения; не проставлена стоимость одной упаковки ЛС, но сумма по рецепту выставлена; в рецепте не указана стоимость отпущенных ЛС; не указана дозировка, фасовка количество, отпущенного ЛС; на рецепте отсутствует наименование (номер) аптеки или подпись отпустившего ЛС; корешок рецептурного бланка не вручен пациенту; исправления в рецепте (в названии отпущенного ЛС, количестве, таксировке, дате отпуска и др.), сделанные аптекой и не заверенные в установленном порядке.
Указанные ошибки, по мнению судов, так же не свидетельствуют о том, что лекарственные средства по указанным рецептам отпущены неправомерно, они не предусмотрены Государственным контрактом как основание для неоплаты рецептов.
3) Иные ошибки, связанные с формированием реестров рецептов, предусмотренных Государственным контрактом;
К ним относятся: не проставлена или не соответствует реестру дата отпуска ЛС; факт выписки рецепта не подтвержден реестром выписанных рецептов ЛПУ; обслужены иногородние граждане, включенные в федеральный регистр лиц, при этом отчетные реестры сформированы не в соответствии с Приказом МЗ и СР РФ от 07.10.2005 N 623, п. 2.6. Приложения 6 приказа ФФОМС от 28.12.2005 N 129; рецепт не был предъявлен в установленные сроки на повторную экспертизу и согласительную комиссию.
Неправильное отражение или не указание данных рецептов в реестре выписанных рецептов ЛПУ не является основанием для отказа в оплате, так как на истца не возложена ответственность за неправильное ведение реестров лечебными учреждениями, также на истца не возложена обязанность по отпуску лекарственных средств в соответствии с реестрами рецептов выписанных лечебными учреждениями.
При нахождении гражданина на территории другого субъекта Российской Федерации он может обратиться в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение и ему должен быть выписан рецепт на необходимые лекарственные средства. Согласно условиям Государственного контракта истец обязан отпускать лекарственные средства гражданам, включенным в реестр, вне зависимости от его места постоянного проживания, данные основания для отказа в оплате отпущенных лекарственных средств контрактом не предусмотрены.
Основания, по которым ответчик имеет право не возмещать истцу расходы по оплате лекарственных средств, содержатся в п. 3.5 Государственного контракта и в Приказе от 27.12.2005 N 127. Данный перечень является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
По условиям Государственного контракта от 19.12.2005 и дополнительному соглашению N 1 от 29.12.2005 истец принял на себя обязательства по организации поставки, хранения и отпуска лекарственных средств льготным категориям граждан в течение 2006 года, а Орловский ТФОМС - возместить стоимость отпущенных лекарственных средств. Порядок расчетов регулируется разделом 3 Государственного контракта от 19.12.2005.
В результате, из материалов дела видно, что Орловский ТФОМС оплату отпущенных лекарственных средств произвел частично, в связи, с чем задолженность составляет 9361658,72 руб.
От предлагаемой судом в соответствии с указанием кассационной инстанции экспертизы на предмет всесторонней и компетентной оценки критериев, положенных ответчиком в обоснование отклонения оплаты спорных рецептов, последний отказался.
Прияв во внимание положения вышеназванных норм, представленные истцом в материалы дела доказательства и их оценку нижестоящими судами с учетом сделанных кассационным судом замечаний, судебные инстанции правомерно взыскали с Орловского ТФОМС в пользу ЗАО фирма "Центр внедрения "П" задолженность за отпущенные в 2006 году лекарственные средства в размере 9361658,72 руб.
Что касается исковых требований заявленных к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, то судебные инстанции правильно отказали в их удовлетворении, поскольку материалами дела не подтверждена вина указанных ответчиков в не исполнении обязательств по реализации федеральных законов, предусматривающих обеспечение лекарственными средствами отдельных категорий граждан.
Применительно к фактическим обстоятельствам дела доводы заявителя кассационной жалобы сводятся, прежде всего, к переоценке имеющихся в деле доказательств, получивших уже оценку со стороны нижестоящих инстанций. Однако, такого рода переоценка доказательств в силу требований ч. 2 ст. 287 АПК РФ находится за пределами компетенции кассационного суда, если это не обусловлено конкретными нарушениями норм процессуального права. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 03.03.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2009 по делу N А48-3685/07-12 (3) оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 2.20. Приказа МЗ N 328 пунктами 2.1.-2.19. установлен исчерпывающий перечень требований, при несоблюдении которых рецепт считается недействительным и не подлежащим обслуживанию аптечной организацией.
...
К ним относятся: не проставлена или не соответствует реестру дата отпуска ЛС; факт выписки рецепта не подтвержден реестром выписанных рецептов ЛПУ; обслужены иногородние граждане, включенные в федеральный регистр лиц, при этом отчетные реестры сформированы не в соответствии с Приказом МЗ и СР РФ от 07.10.2005 N 623, п. 2.6. Приложения 6 приказа ФФОМС от 28.12.2005 N 129; рецепт не был предъявлен в установленные сроки на повторную экспертизу и согласительную комиссию.
...
Основания, по которым ответчик имеет право не возмещать истцу расходы по оплате лекарственных средств, содержатся в п. 3.5 Государственного контракта и в Приказе от 27.12.2005 N 127. Данный перечень является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 1 сентября 2009 г. N А48-3685/07-12(3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании