Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 20 августа 2009 г. N А64-6776/08-26
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от предпринимателя не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от налогового органа не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Тамбову на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2009 г. по делу N А64-6776/08-26, установил:
Индивидуальный предприниматель Д.Н.М. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции ФНС России по г. Тамбову от 17.11.2008 г. N 764 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 06.03.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2009 г. решение суда отменено. Заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 22.09.2008 г. Инспекцией ФНС России по г. Тамбову проведена проверка соблюдения Федерального закона Российской Федерации от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в арендуемом предпринимателем Д.Н.М. торговом месте N 11 мелкооптового рынка "Х", расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. К., д. 15, в ходе которой установлен факт реализации продавцом одной пачки порошка "Тайд" по цене 32 руб. без применения контрольно-кассовой техники ввиду ее отсутствия.
По результатам проверки 22.09.2008 г. налоговым органом составлены акт рейдовой проверки, акт покупки и протокол об административном правонарушении от 20.10.2008 г. N 68293512.
Постановлением Инспекции ФНС России по г. Тамбову от 17.11.2008 г. N 764 индивидуальный предприниматель Д.Н.М. привлечен к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 руб.
Считая постановление налоговой инспекции незаконным, Д.Н.М. обратился в арбитражный суд.
Согласно ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр, при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал вывод о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения.
Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя требования заявителя, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о неправомерности привлечения предпринимателя к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ, поскольку торговое место Д.Н.М. является аналогичным открытому прилавку, с которого осуществляется продажа товаров, где нет необходимых условий для осуществления торговли с применением ККТ.
Материалами дела подтверждено и не опровергнуто налоговым органом, что торговое место N 11, арендованное предпринимателем у ООО "М" представляет собой открытый прилавок для торговли и выставления товара, между торговыми точками, перегородки сделаны из цсп, вентиляцией не оборудован, отопление отсутствует.
Из представленных Д.Н.М. фотоснимков с изображениями аналогичных торговых мест также усматривается, что торговые места не обособлены друг от друга стационарными перегородками, реализуемая продукция выставляется на обозрение покупателям в витрине и выложена на прилавке, витрина и прилавок образуют единое торговое место, которое расположено в ряду других аналогично обустроенных торговых мест.
Сохранность товара, расположенного на прилавках не обеспечена. Торговая точка не имеет окон и дверей, является открытой, температура воздуха в зимнее и летнее время соответствует температуре наружного воздуха.
Указанные обстоятельства также подтверждены ООО "М".
Поскольку инспекцией не доказано, что торговое место, занимаемое предпринимателем, имеет признаки, позволяющие отнести его к помещению, при осуществлении торговли в котором необходимо применять контрольно-кассовую технику, суд правомерно признал незаконным и отменил постановление Инспекции ФНС России по г. Тамбову от 17.11.2008 г. N 764.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, постановил:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2009 г. по делу N А64-6776/08-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Тамбову - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
...
Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя требования заявителя, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о неправомерности привлечения предпринимателя к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ, поскольку торговое место Д.Н.М. является аналогичным открытому прилавку, с которого осуществляется продажа товаров, где нет необходимых условий для осуществления торговли с применением ККТ."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 августа 2009 г. N А64-6776/08-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании