Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 17 сентября 2009 г. N А09-1058/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: истец: от Управления имущественных отношений Брянской области - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом); Ответчик: от Общества с ограниченной ответственностью "Н" - Б.О.Б. - представитель (дов. от 20.08.2009 б/н); Третье лицо: от Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации - не явились (о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом);
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Н" на решение Арбитражного суда Брянской области от 17.04.2009 по делу N А09-1058/2009, установил:
Управление имущественных отношений Брянской области, г. Брянск (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Н" (далее - ООО "Н", Общество), г. Брянск, о расторжении договора аренды земельного участка от 15.05.2007 N 38282 и взыскании 5001440,20 руб., в том числе 4660245,90 руб. задолженности по арендной плате за период времени с 17.03.2008 по 08.12.2008 и 341194,30 руб. пени за просрочку внесения арендных платежей.
До вынесения решения суда по существу спора истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил свои требования в части размера взыскиваемой арендной платы и просил суд взыскать с ответчика в пользу Управления имущественных отношений Брянской области, г. Брянск, 4961158,85 руб. из которых 4660245,90 руб. задолженности по арендной плате и 300912,95 руб. пени.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации (далее - Комитет), г. Брянск.
Решением суда от 17.04.2009 заявленные требования удовлетворены. Суд расторгнул договор аренды земельного участка от 15.05.2007 N 38282, заключенный между Брянской городской администрацией, г. Брянск, и обществом с ограниченной ответственностью "Н", г. Брянск и взыскал с ответчика в пользу Управления имущественных отношений Брянской области, г. Брянск, 4961158,85 руб. из которых 4660245,90 руб. задолженности по арендной плате и 300912,95 руб. пени.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе заявитель просит изменить решение суда в части удовлетворения требований истца о досрочном расторжении договора аренды земельного участка и принять новый судебный акт.
Представители истца, третьего лица в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Истец, третьи лица ходатайств о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своих представителей не заявили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд кассационной инстанции полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы, пояснил суду, что спорный договор аренды заключен неуполномоченным лицом, поэтому у суда не было оснований взыскивать по нему арендную плату и расторгать его.
Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав представителя Общества, судом кассационной инстанции установлено следующее.
11.05.2006 Комитетом по управлению собственностью города Брянска проведен аукцион, объектом продажи которого являлось право на заключение договора аренды спорного земельного участка. Победителем аукциона признано ООО "Н", предложившее размер годовой арендной платы в размере 6225000 рублей.
На основании протокола аукциона 15 мая 2007 года между Брянской городской администрацией (арендодатель) и ООО "Н" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 38282 (далее - Договор), по условиям п. 1.1. которого арендодатель обязался предоставить арендатору, а арендатор - принять земельный участок под кадастровым номером 32:28:01:59:07:0041:00 из категории земель поселений площадью 9211 кв. м с адресными ориентирами: г. Брянск, Бежицкий район, ул. Б., д/н участок ч. 5, для проектирования и строительства 10 - этажного дома (позиция 2).
Договор аренды в установленном порядке прошел процедуру государственной регистрации.
Пунктом 2.1. Договора срок действия Договора определен сторонами с 01.06.2007 по 31.05.2011.
15 мая 2007 года вышеназванный земельный участок по акту приема-передачи был передан арендодателем арендатору.
В дальнейшем арендатор не исполнял принятых на себя обязательств по внесению арендных платежей, в связи с чем арендодатель неоднократно уведомлял его об образовавшейся задолженности по Договору.
Поскольку задолженность по арендной плате продолжала увеличиваться, а требования арендодателя исполнены Обществом не были, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из доказанности факта неоплаты арендатором арендной платы за период с 17.03.2008 по 08.12.2008 в вышеуказанном размере, а также наличия правовых оснований для расторжения договора аренды от 15.05.2007 N 38282.
Между тем, принимая обжалуемый судебный акт, суд не учел следующего.
Статьей 2 Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ (вступил в силу с 01.07.2006) в пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В развитие указанной нормы 28.09.2006 Брянской областной Думой принят Закон Брянской области от 09.10.2006 N 76-З "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянска" (вступил в силу 21.10.2006).
Согласно п. 1 ст. 1 указанного закона распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Брянской области - г. Брянске осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Брянской области, определяемым Губернатором Брянской области.
Постановлением Администрации Брянской области от 30.10.2006 N 641 "Об утверждении порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена..." определено, что уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянска, является Управление имущественных отношений Брянской области.
Переданный по договору аренды земельный участок расположен в границах административного центра Брянской области - г. Брянска.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Таким образом, с 21.10.2006 Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации был не вправе распоряжаться вышеназванным земельным участком.
Аукцион на право на заключения договора аренды спорного земельного участка проведен Комитетом по управлению собственностью города Брянска 11.05.2006. Договор аренды, о расторжении которого просит Управление имущественных отношений Брянской области, заключен Комитетом 15.05.2007, то есть в период, когда полномочиями на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, было наделено Управление имущественных отношений Брянской области.
Между тем, судом при вынесении обжалуемого решения вышеуказанное обстоятельство исследовано и оценено не было.
В этой связи, поскольку названное обстоятельство является юридически значимым для рассмотрения заявленных Управлением требований по существу, решение суда от 17.04.2009 подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо дать оценку вышеизложенному обстоятельству и принять законное, обоснованно и мотивированное решение по делу.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановил:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 17.04.2009 по делу N А09-1058/2009 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 1 указанного закона распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Брянской области - г. Брянске осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Брянской области, определяемым Губернатором Брянской области.
Постановлением Администрации Брянской области от 30.10.2006 N 641 "Об утверждении порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена..." определено, что уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянска, является Управление имущественных отношений Брянской области.
...
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 сентября 2009 г. N А09-1058/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании