Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 22 сентября 2009 г. N А14-2820/2009/79/35
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явился, извещен надлежаще; от ответчика - не явился, извещен надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "С" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.04.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009 по делу N А14-2820/2009/79/35, установил:
Товарищество собственников жилья "Л" (далее - ТСЖ "Л"), г. Воронеж, обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к товариществу собственников жилья "С" (далее - ТСЖ "С"), г. Воронеж, об обязании устранить препятствия в управлении ТСЖ "Л" многоквартирным домом, находящимся по адресу: г. Воронеж, ул. С., 37 (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.04.2009, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009, заявленные требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции обязал ТСЖ "С" устранить препятствия в управлении ТСЖ "Л" многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Воронеж, ул. С., 37 путем подписания с ТСЖ "Л" совместных актов: акта приема - передачи задолженности собственников помещений в многоквартирном доме по оплате жилищно-коммунальных услуг и акта формы ОС-1 передачи многоквартирного дома на обслуживание и в управление ТСЖ "Л". Обязал ТСЖ "С" передать ТСЖ "Л" все нежилые помещения, расположенные в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Воронеж, ул. С., 37 и предназначенные для обслуживания в данном доме и являющиеся общей долевой собственностью собственников помещений в этом доме, финансовые лицевые счета на всех жителей многоквартирного дома (поквартирные карточки учета лицевых счетов), а также документы, необходимые для заключения договора с МУП "М" на оказание информационных услуг, всю техническую и бухгалтерскую документацию на многоквартирный дом, необходимую для определения границ эксплуатационной ответственности, связанной с управлением этим домом и предусмотренную пунктами 24-26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, а также Приложением N 2 к Постановлению Главы городского округа город Воронеж N 1469 от 14.07.2006 г. "Об утверждении Положения о порядке передачи многоквартирных домов в управление уполномоченных собственниками управляющих организаций", а именно: поквартирные карточки учета и регистрации жильцов многоквартирном доме, проектно-сметную документацию и исполнительные чертежи дома, журналы скрытых работ, акт приемочной комиссии по приемке дома как законченного строительного объекта, а также авизо; паспорт домовладения, в т.ч. поэтажные планы, экспликацию, земельную карту (план) придомового участка в нормативных размерах или кадастровую карту; технический паспорт на лифт, техническую документацию на все коммуникации многоквартирного дома, в т.ч. схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло, газо-, электроснабжения; техническую документацию на все механизмы, аппараты, приборы; акты разграничения линий балансовой принадлежности на все коммуникации в многоквартирном доме, исполнительные чертежи контуров заземления, протоколы измерения сопротивления электросети, протоколы измерения вентиляции. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, ТСЖ "С" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, в иске отказать.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителей указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судебными инстанциями, на основании акта от 16.01.2004 жилой дом со встроенными помещениями по ул. С., 37 передан на баланс ТСЖ "С".
Протоколом от 08.12.2008 N 1 общего собрания жильцов многоквартирного дома N 37 по ул. С. г. Воронежа принято решение о выходе дома N 37 по ул. С. из состава ТСЖ "С" и вступлении в ТСЖ "Л".
Истец письмами N 6 от 12.01.2009, N 18 от 11.02.2009, N 13 от 12.02.2009 обращался к ответчику с просьбой подписать акт приема-передачи по жилому дому N 37 по ул. С. и передать в управление указанный объект.
Ответчик отказался от передачи истцу технической документации на спорный жилой дом, а также иные документов, связанных с управлением домом.
Неисполнение требований ТСЖ "С" явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали представленные доказательства, доводы сторон, дали им правильную юридическую оценку и обоснованно пришли к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований ввиду следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран или изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из материалов дела, ранее (до вступления в силу Жилищного кодекса РФ) управление многоквартирным домом по ул. С., 37 осуществляло ТСЖ "С" на основании заключенных с каждым собственником помещений данного дома договоров на техническое обслуживание. Выбор способа управления в связи с вступлением в силу Жилищного кодекса РФ собственниками жилья не осуществлялся до 08 декабря 2008 года, когда на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме было принято решение о вступлении в ТСЖ "Л".
Согласно положениям ст. 46, 161, 162 Жилищного кодекса РФ, решение общего собрания собственников квартир в спорном доме является основанием для изменения способа управления домом и смены управляющей компании. При этом собственники квартир, не принимавшие участия в собрании и голосовавшие против принятия решения, как и иные заинтересованные лица вправе обжаловать его в судебном порядке.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что решение общего собрания собственников квартир от 08.12.2008 оспорено в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что собственниками квартир дома N 37 по улице С. не выбран способ управления многоквартирным домом подлежит отклонению как несостоятельный и не подтвержденный материалами дела. Так, согласно протоколу N 1 от 08.12.2008 в рамках первого вопроса собственники решили выйти из ТСЖ "С", а второго - вступить в ТСЖ "Л". Следовательно, реализуя право на выбор способа управления многоквартирным домом, собственники жилых помещений на проведенном 08.12.2008 собрании в качестве способа управления избрали управление ТСЖ "Л" своим многоквартирным домом.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.04.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009 по делу N А14-2820/2009/79/35 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 сентября 2009 г. N А14-2820/2009/79/35
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании