Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 15 сентября 2009 г. N А54-5341/2008-С18
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от третьего лица - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 22.04.2009 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2009 г. по делу N А54-5341/2008-С18, установил:
Войсковая часть 45179 (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Рязанской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 25.09.2008 г. N 966.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 22.04.2009 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2009 г. решение Арбитражного суда Рязанской области от 22.04.2009 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонная ИФНС России N 1 по Рязанской области просит отменить названные судебные акты, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС за первый квартал 2008 года, представленной заявителем, инспекцией принято решение от 25.09.2008 г. N 966 о привлечении плательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 7554 руб., доначислении НДС в сумме 28912 руб. и пени в размере 1065 руб.
Основанием для принятия указанного решения, послужил вывод инспекции о неправомерном использовании налогоплательщиком льготы, предусмотренной п.п. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Не согласившись с принятым решением налогового органа, войсковая часть обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно посчитали, что заявитель правомерно использовал льготу, предусмотренную п.п. 10 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения.
В силу подпункта 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ (в редакции, введенной в действие с 01.01.04) не подлежит налогообложению реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
Согласно пункту 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В пункте 3 названной статьи предусмотрено разделение жилищного фонда в зависимости от целей использования.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены жилые помещения в общежитиях.
Таким образом, услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в общежитиях на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ подлежат освобождению от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Исходя из взаимосвязанного толкования п.п. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ и положений ЖК РФ, освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению в пользование жилых помещений означает невозможность начисления названного налога на такой вид платежа, как плата за пользование жилым помещением, поскольку именно эта сумма представляет собой оплату услуг, названных в указанной норме.
Как установлено судами, Войсковая часть 45179 осуществляет оперативное управление деятельностью общежитий, стоящих на балансе Рязанской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа, содержащихся по штатному нормативу 62-КЭУ согласно приказу Министра обороны N 45 от 04.03.1981 года и утвержденной начальником Рязанской квартирно-эксплуатационной части сметы доходов и расходов на содержание общежитий, предназначенных для проживания военнослужащих и семей военнослужащих.
В соответствии с пунктом 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-Ф3 "О статусе военнослужащих" установлено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим- гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих-граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих-граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что обеспечение военнослужащих общежитием является обязанностью войсковой части, установленной Федеральным законом, а это значит, что войсковая часть не осуществляет экономическую деятельность в виде предоставления услуг, а выполняет возложенную на данное учреждение законом и нормативно-правовыми актами обязанность по обеспечению военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями.
Кроме того, как установлено судами и подтверждается материалами дела, войсковая часть в установленном порядке предоставляла военнослужащим и членам их семей для проживания комнаты (части комнаты) в общежитии, находящемся на балансе КЭЧ и в оперативном управлении войсковой части, что, исходя из совокупности положений ст. 15, 16, 17, 19 Жилищного кодекса РФ, является предоставлением в пользование жилых помещений.
Таким образом, оценив указанные в решении налогового органа доводы в совокупности с представленными в дело доказательствами, суды обоснованно признали его недействительным, посчитав, что льгота, предусмотренная подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, применена войсковой частью обоснованно.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не являются новыми, получили надлежащую судебную оценку, с которой соглашается суд кассационной инстанции, в силу чего они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 22.04.2009 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2009 г. по делу N А54-5341/2008-С18 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп.10 п.2 ст. 149 НК РФ к операциям, не облагаемым НДС, относятся услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
По мнению налогового органа, налогоплательщик - войсковая часть, осуществляющая оперативное управление деятельностью общежитий, неправомерно использовал льготу, предусмотренную подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ, и обязан уплачивать НДС за предоставление общежитий для проживания военнослужащим без оформления договоров оказания соответствующих услуг.
Как указал суд, подп.10 п.2 ст. 149 НК РФ исключает из объекта обложения НДС услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, в том числе операции по предоставлению жилых помещений в пользование, осуществляемые не на основании договоров, а в силу прямого указания закона.
Кроме того, суд отметил, что обеспечение военнослужащих общежитием является обязанностью войсковой части, установленной пунктом 3 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", а это значит, что войсковая часть не осуществляет экономическую деятельность в виде предоставления услуг, т.е. реализацию, являющуюся объектом НДС согласно п.1 ст. 146 НК РФ, а выполняет возложенную на данное учреждение законом обязанность по обеспечению военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями.
На основании изложенного суд кассационной инстанции отказал налоговому органу в удовлетворении кассационной жалобы.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 сентября 2009 г. N А54-5341/2008-С18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании