Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 28 сентября 2009 г. N А14-14808/2008/501/23
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от муниципального унитарного предприятия города Воронежа Производственное объединение "В" - С.О.С. - представителя, доверенность от 27.03.2009, б/н, постоянная, от Управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Воронеж - С.С.А. - представителя, доверенность от 04.12.2008 N 419, С.О.М. - представителя, доверенность от 04.12.2008 N 415, от Администрации городского округа город Воронеж - С.С.А. - представителя, доверенность от 31.12.2008 N 348, С.О.М. - представителя, доверенность от 04.12.2008 N 343, от муниципального унитарного предприятия города Воронежа Муниципальная транспортная компания "В" - С.С.А. - представителя, доверенность от 09.10.2008, С.О.М. - представителя, доверенность от 09.10.2008,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия города Воронежа Производственное объединение "В" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009 по делу N А14-14808/2008/501/23, установил:
Муниципальное унитарное предприятие города Воронежа Производственное объединение "В" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным приказа от 13.08.2008 N 291/УДХ Управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Воронеж (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 10.02.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009 решение суда отменено. В удовлетворении требования Предприятия отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановление апелляционного суда в связи с неправильным применением норм материального права, оставив в силе решение суда по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, по договору от 14.05.1996 б/н Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Воронежа (далее - Комитет) передал в хозяйственное ведение Предприятия муниципальное имущество на срок 3 года (с 14.05.1996 по 13.05.1999), в том числе сооружения службы пути, передаточные устройства службы пути.
Согласно пункту 6.3. данного договора, при прекращении срока его действия или в случае досрочного расторжения данного договора Организация обязана передавать вверенное ей имущество по акту в исправном состоянии с учетом нормального износа Комитету либо другому лицу, указанному Комитетом.
На основании приказа Департамента муниципальной собственности Администрации г. Воронежа от 05.03.2003 N 476 с баланса МУП ПО "В" на баланс и в хозяйственное ведение МУП МТК "В" было передано имущество службы пути (Кривошеина, 13) остаточной стоимостью 12 528 430 руб., в том числе и трамвайные пути на щебеночной основе по ул. 20 лет Октября, а именно:
- трамвайный путь на щебеночной основе по ул. 20 лет Октября, протяженностью 5035, 78 моп, введен в эксплуатацию в 1984 году;
- трамвайный путь на щебеночной основе по ул. 20 лет Октября, протяженностью 3000 моп, введен в эксплуатацию в 1994 году;
- трамвайный путь на щебеночной основе по ул. 20 лет Октября, протяженностью 1200 моп, введен в эксплуатацию в 1974 году.
Передача имущества произошла 31.03.2003г. с оформлением актов приемки-передачи (накладных) формы ОС-1 N 10, N 11, N 12.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Воронежской области от 23.03.2005 по делу А14-753-2005/30/14, указанный приказ N 476 признан недействительным.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.10.2004 по делу N А14-3448/2004/33/76 МУП ПО "В" признано несостоятельным (банкротом).
Приказом Управления от 13.08.2008 N 291/УДХ МТК "В" разрешено с 13.08.2008 по 15.09.2008 приступить к работам по демонтажу трамвайных путей по ул. 20 лет Октября.
Не согласившись с указанным приказом, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый ненормативный акт нарушает права и законные интересы Предприятия на имущество, находящееся в его хозяйственном ведении, так как с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Воронежской области от 23.03.2005 по делу N А14-753-2005/30/14 приказ Департамента муниципальной собственности об изъятии у МУП ПО "В" имущества утратил юридическую силу, не влечет юридических последствий и не подлежит применению, а следовательно, в силу положений части 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации за заявителем сохраняется право хозяйственного ведения на спорное имущество.
Отменяя данное решение суда, и отказывая в удовлетворении требования Предприятия, апелляционный суд обоснованно исходил из того, что приказ от 13.08.2008 N 291/УДХ не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
В силу части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Так к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа - ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ.
Управление дорожного хозяйства и благоустройства Администрации городского округа г. Воронеж на основании Положения об Управлении (утв. распоряжением Главы городского округа N 341-р от 06.06.2008), Устава городского округа осуществляет свою деятельность как самостоятельное структурное подразделение Администрации городского округа.
К основным функциям Управления отнесены осуществление дорожной деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения на территории городского округа - п. 3.1 Положения.
Руководитель Управления вправе издавать распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к полномочиям Управления - ст.ст. 45, 55, 57 Устава городского округа город Воронеж.
Приказ от 13.08.2008 N 291/УДХ издан на основании приказа Администрации городского округа город Воронеж от 11.07.2008 N7, которым Управлению предписано проработать вопрос демонтажа трамвайных путей на ул. 20 лет Октября с последующим устройством асфальтового дорожного покрытия.
Приказ Администрации от 11.07.2008 N7 является действующим и в установленном порядке не оспорен.
На основании приведенных норм арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что приказ от 13.08.2008 N 291/УДХ о демонтаже трамвайных путей по ул. 20 лет Октября в городе Воронеже принят Управлением в соответствии с действующим законодательством и в пределах предоставленных ему полномочий.
Как следует из материалов дела, спорные трамвайные пути на щебеночной основе по улице 20 лет Октября на дату принятия приказа об их демонтаже по прямому назначению не использовались.
Маршруты движения городского пассажирского электротранспорта, с использованием этих трамвайных путей, были закрыты.
Уставную деятельность, связанную с эксплуатацией трамвайных путей по прямому назначению, МУП ПО "В" не осуществляло.
Трамвайные пути являются сооружением, состоящим из ряда конструктивных элементов, и являются составной частью дороги.
Какими-либо правами на участок дороги, на котором расположены спорные участки трамвайного пути, заявитель не обладает.
В соответствии с частью 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежат отчуждению находящиеся в государственной или муниципальной собственности улицы, проезды, автомобильные дороги.
При таких обстоятельствах демонтаж трамвайных путей с улицы города Воронежа не лишает Предприятие имущественных прав на конструктивные элементы переданного в хозяйственное ведение трамвайного пути.
Пункт 3 оспариваемого приказа предусматривает хранение конструктивных элементов подлежащего демонтажу участка трамвайного пути. При этом пункты 2, 4, 5 указанного приказа носят организационный характер в ходе осуществления муниципальным органом вопросов местного значения - организации дорожного движения, организации маршрутов пассажирского транспорта и т.п.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый приказ Управления соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009 по делу N А14-14808/2008/501/23 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Так к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа - ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ.
Управление дорожного хозяйства и благоустройства Администрации городского округа г. Воронеж на основании Положения об Управлении (утв. распоряжением Главы городского округа N 341-р от 06.06.2008), Устава городского округа осуществляет свою деятельность как самостоятельное структурное подразделение Администрации городского округа.
К основным функциям Управления отнесены осуществление дорожной деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения на территории городского округа - п. 3.1 Положения.
Руководитель Управления вправе издавать распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к полномочиям Управления - ст.ст. 45, 55, 57 Устава городского округа город Воронеж.
...
В соответствии с частью 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежат отчуждению находящиеся в государственной или муниципальной собственности улицы, проезды, автомобильные дороги."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 сентября 2009 г. N А14-14808/2008/501/23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании