Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 2 октября 2009 г. N А14-2545/2008/70/23
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13 февраля 2009 г. N А14-2545/2008/70/23
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, 3-его лица: П.Н.Н. - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.06.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2009 по делу N А14-2545/2008/70/23, установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (далее - УФРС по Воронежской области, регистрирующий орган) от 07.03.2008 N 25/2008-141 в государственной регистрации права федеральной собственности на комнату в коммунальной квартире общей площадью 13,3 кв. м, расположенную по адресу: г. Воронеж, ул. Б., д. 12, кв. 21, ком. 2, и с требованием обязать УФРС по Воронежской области зарегистрировать право федеральной собственности на вышеназванную комнату в коммунальной квартире.
Решением суда от 23.06.2008 заявленные требования удовлетворены. Обжалуемый отказ регистрирующего органа признан недействительным. Суд обязал УФРС по Воронежской области зарегистрировать спорный объект недвижимости.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.06.2009 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФРС по Воронежской области просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 21.01.2008 Российская Федерация в лице представителя уполномоченного органа обратилась в УФРС по Воронежской области с заявлениями о регистрации права собственности на комнату в коммунальной квартире, общей площадью 13,3 кв. м, расположенную по адресу: г. Воронеж, ул. Б., д. 12, кв. 21, комната 2.
Сообщением от 07.03.2008 N 25/2008-141 заявителю отказано в осуществлении регистрационных действий со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ, Закон о регистрации) и указано на то, что выписка из реестра федерального имущества не является правоустанавливающим документом в силу статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ и носит информационный характер.
Считая отказ в государственной регистрации незаконным, Управление обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу ст. 16 указанного Закона государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (п. 1 ст. 17 Закона о регистрации).
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установленный статьей 17 Закона N 122-ФЗ, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и включает в себя в частности акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о регистрации).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
При проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом согласно требованиям, установленным ст.ст. 9, 13 Закона N 122-ФЗ, осуществляется правовая экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию, то есть проверка юридической силы правоустанавливающих и других представленных на регистрацию документов.
В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
От имени Российской Федерации в силу статьи 125 ГК РФ своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Как следует из материалов дела, в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию заявитель представил выписку из реестра федерального имущества от 03.04.2008 N 713.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 года N 8 субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1).
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу, что выписка из реестра федерального имущества от 03.04.2008 N 713 является правоподтвержающим документом в отношении права федеральной собственности на спорный объект недвижимости.
До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп.
Исходя из смысла Постановления N 3020-1, вопрос об обоснованности включения в соответствующий реестр объектов недвижимости исследуется арбитражным судом в случае наличия спора о праве собственности на объект недвижимости.
В рассматриваемом случае спора о праве на спорный объект либо противоречий между заявленными и ранее зарегистрированными правами судом не установлено.
Судом установлено, что представленные заявителем на регистрацию документы, в том числе выписка из федерального реестра, не противоречат предъявляемым к ним требованиям, подтверждают фактическое нахождение спорного объекта недвижимости в федеральной собственности, никем не оспорены, а их совокупность позволяет достоверно идентифицировать спорный объект недвижимости, что в силу статей 6 и 17 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ, является основанием для государственной регистрации соответствующего права.
При указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости.
Запрошенные апелляционным судом документы подтверждают правильность вывода суда первой инстанции.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут быть признаны состоятельными, так как, не опровергая выводов суда, они сводятся к несогласию с оценкой суда установленных обстоятельств по делу. Оснований для переоценки выводов суда у кассационной коллегии не имеется в силу ст. 286 АПК РФ.
Иных убедительных доводов, позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 23.06.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2009 по делу N А14-2545/2008/70/23 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 2 октября 2009 г. N А14-2545/2008/70/23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании