Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 24 сентября 2009 г. N А35-3602/08-С26
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующег, судей, при участии в заседании: от заявителя - П.Н.Н. - представителя (дов. от 30.01.2008 N 1-159, пост.); от заместителя председателя Правительства Курской области - председателя Комитета по управлению имуществом Курской области Г.В.В. - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Комитета по управлению имуществом Курской области - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от третьих лиц: Комитета архитектуры и градостроительства города Курска - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, Т.Е.И. - П.Н.Н. - представителя (дов. от 11.06.2008 N 1-1721, пост.);
рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Т.М.А. на решение Арбитражного суда Курской области от 31.03.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009 по делу N А35-3602/08-С26, установил:
Индивидуальный предприниматель Т.М.А. (далее - ИП Т.М.А., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконными действий должностного лица - заместителя председателя Правительства Курской области - председателя Комитета по управлению имуществом Курской области Г.В.В. и Комитета по управлению имуществом Курской области, выразившихся в отказе в удовлетворении заявки ИП Т.М.А. и Т.Е.И. от 31.03.2008 на выкуп земельного участка площадью 964 кв. м с кадастровым номером 46:29:102126:10 по ул. 50 лет Октября, 173 "в" в городе Курске в порядке, установленном ч. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (с учетом уточнения заявленного требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Комитет архитектуры и градостроительства г. Курска и Т.Е.И.
Решением суда от 31.03.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.07.2009 решение суда от 31.03.2009 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить решение, постановление суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Предпринимателя и Т.Е.И., кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, постановлением Администрации г. Курска от 18.04.2006 N 1041 "О предоставлении земельного участка М.А.Т. под проектирование автостоянки по ул. 50 лет Октября (в районе КАТП-3)" Предпринимателю был предоставлен в аренду земельный участок ориентировочной площадью 0,0964га, расположенный в г. Курске по ул. 50 лет Октября в районе Курского АТП-3 (г. Курск, ул. 50 лет Октября, 173 "в"), сроком на 364 дня.
1 июня 2006 года на основании вышеуказанного постановления между ИП Т.М.А. и Администрацией г. Курска был заключен договор аренды земельного участка в городе Курске N 78178ф сроком до 17.04.2007.
Управлением государственной вневедомственной экспертизы проектов и смет при Правительстве Курской области 09.02.2007 вынесено сводное заключение N7-6 по рабочему проекту "Автостоянка по ул. 50 лет Октября (в районе КАТП-3) в г. Курске", согласно которому рабочий проект автостоянки, предусматривающий строительство открытой автостоянки с твердым покрытием (асфальтовое замощение) на 39 машиномест, зданием пункта охраны и площадкой для мусоросборников, рекомендован к утверждению.
15 февраля 2007 года ИП Т.М.А. утвердил данный проект в связи с завершением ООО "ТАМП "К" проектирования автостоянки и получением сводного заключения.
Решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 29.12.2007 N 02-22/2458 "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: город Курск, ул. 50 лет Октября (в районе КАТП-3) индивидуальному предпринимателю Т.М.А." указанный земельный участок был предоставлен в аренду сроком на 3 месяца для строительства автостоянки.
21 января 2008 года на основании вышеуказанного решения между Предпринимателем и Комитетом по управлению имуществом Курской области был заключен договор аренды земельного участка N 991-08ф сроком до 29.03.2008.
22 января 2008 года Департаментом архитектуры и градостроительства города Курска ИП Т.М.А. было выдано разрешение на строительство N ru 46302000-745 открытой стоянки на 39 автомашин, пункта охраны и хозяйственной площадки для контейнеров с бытовым мусором, площадью застройки - 15 кв. м, со сроком действия до 29.03.2008.
25 января 2008 года между ИП Т.М.А. и исполнителем работ - ООО "Монтажно-строительное предприятие" - был подписан акт N 1 приемки законченного строительством объекта.
На основании распоряжения Администрации города Курска от 28.02.2008 N 305-ра ИП Т.М.А. Департаментом архитектуры и градостроительства города Курска было выдано разрешение N ru 46302000-270 от 28.02.2008 на ввод объекта - построенной автостоянки - в эксплуатацию.
24 марта 2008 года УФРС по Курской области было зарегистрировано право общей совместной собственности Т.М.А. и Т.Е.И. на расположенный на вышеуказанном земельном участке объект недвижимости - нежилое здание площадью 9,6 кв. м, инвентарный N 38:401:002:000337550, о чем в ЕГРП внесена соответствия запись и выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 46 АГ N 166302 от 24.03.2008. Согласно техническому паспорту и проектной документации, указанное здание является пунктом охраны, расположенном на территории автостоянки, размером 3,61 х 3,01 м, выполненное из металлического сборно-разборного каркаса, комплексного стенового ограждения и кровли из стального профильного настила.
30 марта 2008 года предприниматель Т.М.А. и Т.Е.И., ссылаясь на наличие в их общей совместной собственности расположенного на земельном участке недвижимого имущества - нежилого здания и автостоянки на 39 машиномест, расположенных по ул. 50 лет Октября в г. Курске, подали совместное заявление на имя заместителя Председателя Правительства Курской области - Председателя Комитета по управлению имуществом Курской области Г.В.В. о подготовке и направлении в их адрес проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 934 кв. м с кадастровым номером 46:29:1 02 126:0010, расположенного по адресу: г. Курск, ул. 50 лет Октября, б/N. Заявление получено Комитетом по управлению имуществом Курской области 31.03.2008.
Письмом от 20.05.2008 N 01-12/4779 за подписью заместителя председателя Правительства Курской области - председателя Комитета по управлению имуществом Курской области Комитет по управлению имуществом Курской области известил заявителей об оставлении заявления о выкупе земельного участка без исполнения, при этом Комитет сослался на получение от Департамента архитектуры и градостроительства города Курска информации о нахождении испрашиваемого земельного участка, согласно Генеральному плану города Курска, утвержденному распоряжением исполнительного комитета Курского областного Совета народных депутатов от 30.04.1991 N 194р, а также проекту корректуры Генерального плана города Курска, в зоне реконструкции (расширения улицы 50 лет Октября). В письме также указано на нахождение, согласно схеме реконструкции улицы 50 лет Октября, части указанного земельного участка за красной линией.
Полагая, что выраженные в вышеуказанном письме действия заместителя председателя Правительства Курской области - председателя Комитета по управлению имуществом Курской области Г.В.В. и Комитета по управлению имуществом Курской области по оставлению заявления о выкупе земельного участка без исполнения нарушают законные интересы и права ИП Т.М.А. в области предпринимательской деятельности и создают для него и третьего лица Т.Е.И. необоснованные препятствия в реализации права на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий им объект капитального строительства, ИП Т.М.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в ст. 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу п.п. 5, 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Анализируя положения ст. 29, п. 2. ст. 11 Земельного кодекса РФ, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статей 3, 4 Закона Курской области от 06.10.2006 N 65-ЗКО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области", п. 1 постановления Губернатора Курской области от 17.10.2006 N 447 "Об органе исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченном на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска, и максимальных размерах земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска, которые могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления города Курска", пунктов 3.4, 3.7, 3.8, 3.9 Положения о Комитете по управлению имуществом Курской области, утвержденного постановлением Губернатора Курской области от 25.06.2007 N 286, суд сделал правильный вывод о том, что распоряжение земельными участками в границах города Курска (в том числе предоставление их в собственность) отнесено к компетенции специально уполномоченного органа исполнительной государственной власти - Комитета по управлению имуществом Курской области.
Поскольку Предприниматель обжаловал действия должностного лица, а также юридического лица, выразившиеся в отказе от заключения договора купли-продажи спорного земельного участка, а в силу пунктов 5.3, 5.4 Положения о Комитете по управлению имуществом Курской области, утвержденного Постановлением Губернатора Курской области от 25.06.2007 N 286, председатель Комитета осуществляет руководство Комитетом на основе единоначалия; действует без доверенности от имени Комитета, представляет его во всех органах государственной власти, учреждениях и организациях; издает приказы и принимает решения по имущественным вопросам в пределах компетенции Комитета, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, и, учитывая, что срочным трудовым договором от 07.11.2005, заключенным Губернатором Курской области с Г.В.В., не предусмотрено осуществление заместителем Председателя Правительства Курской области полномочий по предоставлению земельных участков, кассационная инстанция соглашается с выводами суда о том, что полномочиями по совершению оспариваемых ИП Т.М.А. в настоящем деле действий по отказу в удовлетворении заявки на выкуп земельного участка наделено юридическое лицо - Комитет по управлению имуществом Курской области, в связи с чем Г.В.В., как должностное лицо, не совершал оспариваемых действий и, следовательно, не нарушал прав и законных интересов ИП Т.М.А.
При указанных обстоятельствах судом правомерно отказано в удовлетворении требований ИП Т.М.А. к председателю Комитета по управлению имуществом Курской области Г.В.В.
Кроме того, кассационная инстанция считает обоснованным вывод о правомерности действий Комитета по управлению имуществом Курской области, выразившихся в отказе (письмо от 20.05.2008 N 01-12/4779) в удовлетворении заявки ИП Т.М.А. и Т.Е.И. о выкупе спорного земельного участка.
Пунктом 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат, в том числе: земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и др.), земельные участки, предусмотренные генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных или общественных интересах, в том числе, земель общего пользования.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в соответствии с Генеральным планом города Курска, утвержденным распоряжением исполнительного комитета Курского областного Совета народных депутатов от 30.04.1991 N 194р, территория квартала, в котором находится спорный земельный участок, относится к зоне реконструкции (расширение ул. 50 лет Октября). Согласно схеме реконструкции улицы 50 лет Октября в г. Курске часть испрашиваемого земельного участка находится за красной линией. Из выкопировки из Генерального плана развития города Курска, утвержденного распоряжением исполнительного комитета Курского областного Совета народных депутатов от 30.04.1991 N 194р, следует, что на момент совершения оспариваемых действий по отказу в выкупе земельного участка испрашиваемый заявителем земельный участок находился в зоне реконструкции (расширения улицы 50 лет Октября), согласно которой в части указанного земельного участка, прилегающего к улице 50 лет Октября, планировалось расширение проезжей части улицы 50 лет Октября.
В материалах дела имеется также проект корректуры Генерального плана города Курска, утвержденный Решением Курского городского Собрания от 15.05.2008 N 43-4-ОС "Об утверждении корректуры Генерального плана города Курска".
Ссылки Предпринимателя на последующее изменение целевого планирования использования спорного земельного участка в соответствии с корректурой Генерального плана 2008 года правомерно отклонена судом, поскольку оспариваемые действия Комитета осуществлены в период действия ранее принятого Генерального плана города Курска, утвержденного распоряжением исполнительного комитета Курского областного Совета народных депутатов от 30.04.1991 N 194р.
Вместе с тем Предприниматель не лишен права повторно обратиться в установленном порядке, с учетом изменения перспективного планирования застройки на основании Корректуры Генерального плана города Курска, за приобретением спорного земельного участка в собственность.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" установлено, что правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Таким образом, отказ Комитета от заключения договора купли-продажи спорного земельного участка является правомерным.
Судами первой и апелляционной инстанции дана оценка всем доводам Предпринимателя по рассматриваемым вопросам, в том числе и по изложенным в кассационной жалобе, поскольку в ней, по существу, повторяется все то, на что он ссылался ранее, и это отражено в принятых судебных актах.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 31.03.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009 по делу N А35-3602/08-С26 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 сентября 2009 г. N А35-3602/08-С26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании