Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 22 февраля 2001 г. N А23-239/3-2000Г
(извлечение)
См. также постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 июня 2001 г. N А23-239/3-2000Г
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от ответчика - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Калужской таможни и Государственного таможенного комитета Российской Федерации на Решение от 12.02.2001 и Постановление апелляционной инстанции от 29.03.2001 Арбитражного суда Калужской области по делу N А23-239/3-2000Г, установил:
Индивидуальный предприниматель Д.А.Г. обратился в арбитражный суд с иском к Калужской таможне о взыскании убытков в размере 43 тыс. 667 руб.
В процессе рассмотрения спора судом первой инстанции к участию в деле в качестве ответчика был привлечен Государственный таможенный комитет РФ, третьи лица на стороне ответчиков: ООО "Р", Управление федерального казначейства по Калужской области.
Решением арбитражного суда от 12.02.2001 по делу N А23-239/3-2000А исковые требования истца удовлетворены частично: суд отказал Государственному таможенному комитету РФ возместить предпринимателю Д.А.Г. убытки в размере 16 тыс. 715 руб. 35 коп. Взыскание убытков произведено с казны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета со счетов ГТК РФ, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.11.2000 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГТК РФ просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку, согласно положению "О Государственном таможенном комитете Российской Федерации", утвержденному Указом Президента РФ от 25.10.94 N 2014, ГТК не является финансовым органом, ему не предоставлено право выступать от имени казны Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Как видно из материалов дела, на основании Постановления Смоленской таможни от 11.07.97 по делу о нарушении таможенных правил N 12400-400/97 истец признан лицом, совершившим нарушение таможенных правил (ч. 1 ст. 254 ТК РФ), и на него наложен штраф, который он уплатил 15.07.97 в сумме 105051533 руб. (в старом масштабе цен).
Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Смоленской области от 01.02.2000 по делу N А62-164/2000 названное постановление признано недействительным, установлен факт неправомерных действий Смоленской таможни.
В связи с исполнением взыскания, наложенного таможенным органом, истец понес убытки в виде уплаты коммерческому банку "Российский кредит" комиссионного сбора в размере 1% от суммы уплаченного штрафа, что составляет 1050515 руб. (в старом масштабе цен), и в виде оплаты услуг СВХ ДГП "Р" за хранение транспортного средства в сумме 15501120 руб. (в старом масштабе цен). Данное обстоятельство подтверждается приходным кассовым ордером банка N 6 от 15.07.97 и квитанцией N 253731 серии ЛХ от 15.07.97, а также справкой ДГУП "Р" от 11.10.2000 N 01, расчетом стоимости хранения груза на складе от 15.07.97, актом выдачи с СВХ вышеназванного автотранспортного средства от 15.07.97.
Размер убытков подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Ст. 53 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ст. 455 Таможенного кодекса РФ таможенные органы Российской Федерации несут ответственность за убытки или вред, причиненные лицам и их имуществу вследствие своих неправомерных решений.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган.
Как следует из смысла ст. 125 ГК РФ, от имени Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральными законами, в суде выступают органы государственной власти в рамках их компетенции.
В соответствии с п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.98 N 145-ФЗ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов по ведомственной принадлежности, в суде от имени казны Российской Федерации выступает главный распорядитель средств федерального бюджета.
Выплата средств по исполнительным листам производится за счет казны Российской Федерации из средств федерального бюджета, выделенных федеральным органом исполнительной власти как главным распорядителем средств федерального бюджета.
Как следует из п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Как видно из материалов дела, таковым является Государственный таможенный комитет Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств по подведомственной ему Смоленской таможне.
Таким образом, обжалуемые судебные акты приняты с учетом фактических обстоятельств дела, норм материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 11 - 12.10.2000 и Постановление апелляционной инстанции от 30.11.2000 Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-2831/2000 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 февраля 2001 г. N А23-239/3-2000Г
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании