Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 22 ноября 2001 г. N А08-1180/01-20
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от ответчика - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев кассационную жалобу Управления Федерального казначейства МФ РФ по Белгородской области на Решение Арбитражного суда Белгородской области от 21.05.2001 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 12.09.2001 по делу N А08-1180/01-20, установил:
ОАО "О", г. Новый Оскол Белгородской области (далее - Общество), обратилось в арбитражный суд с иском к ГУ "Государственная инспекция цен администрации области" (далее - Инспекция цен), ИМНС РФ по Новооскольскому району, УФК МФ РФ по Белгородской области, Департаменту финансов и бюджетной политики правительства администрации Белгородской области о признании недействительным Решения Инспекции цен от 31.12.2000 N 9 о привлечении к ответственности за нарушение государственной дисциплины цен и взыскании с казны РФ 8149 руб. вреда, причиненного изданием данного незаконного акта (уточненные исковые требования).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 21.05.2001 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.09.2001 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе заявитель - УФК МФ РФ по Белгородской области просит отменить судебные акты, ссылаясь при этом на неправильное применение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Инспекцией цен была проведена документальная проверка ОАО "О" за период с апреля по сентябрь 1999 года, в ходе которой было установлено, что Общество реализовало вареную колбасу первых сортов по ценам, превышающим задекларированные в Управлении цен администрации Белгородской области.
На основании этой проверки Инспекцией цен было вынесено Решение от 31.03.2000 N 9 об изъятии у Общества 16299 руб. выручки и взыскании штрафа в той же сумме, из которых 8149 руб. взыскано в федеральный бюджет.
Указанная сумма инкассовым распоряжением от 04.05.2000 N 8 по поручению Инспекции цен была взыскана ИМНС РФ по Новооскольскому району в доход федерального бюджета.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "О" обратилось за защитой в арбитражный суд.
Удовлетворив исковые требования, суд признал недействительным Решение Инспекции цен от 31.12.2000 N 9 и решил взыскать с казны Российской Федерации в пользу Общества 8149 руб. вреда, причиненного данным незаконным решением.
Посчитав, что денежные средства в размере 8149 руб. подлежат возврату из федерального бюджета на основании заключения Инспекции МНС РФ по Новооскольскому району, а не взысканию с казны Российской Федерации, УФК МФ РФ по Белгородской области обжаловало данную часть судебного решения в апелляционную инстанцию, а после оставления жалобы без удовлетворения - в кассационную инстанцию.
Рассмотрев приведенные доводы, кассационная инстанция считает их несостоятельными по следующим основаниям.
Судом первой инстанции признано недействительным Решение Инспекции цен от 31.12.2000 N 9 и установлено, что Обществу причинен вред изданием данного незаконного акта.
Указанный вывод суда правомерно основывается на следующем.
Согласно "Методическим рекомендациям по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги", утвержденным Министерством экономики РФ от 06.12.95 N СИ-484/7-982, и Постановлению Правительства РФ от 07.03.95 N 239 государственное регулирование цен на вареную колбасу первых сортов не распространяется.
В связи с этим в соответствии со ст. 13 ГК РФ оспариваемый акт Инспекции цен был признан судом недействительным.
На основании ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
Статья 1071 ГК РФ определяет, что если причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, то от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, коим в данном случае является УФК МФ РФ по Белгородской области.
Кроме того, на основании ст. 110 Закона РФ N 150-ФЗ от 27.12.2000 "О федеральном бюджете на 2001 год" исполнительные листы судебных органов по искам к казне Российской Федерации направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации и исполняются им в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, порядок возврата неправильно взысканных сумм за нарушение дисциплины цен, производимый органами налоговой службы на основании решений органов ценообразования и контроля за ценами, суда или арбитражного суда, закрепленный в п. 3.6 письма МФ РФ N 112, Госналогслужбы РФ N ВЗ-6-05/410 и Комитета РФ по политике цен N 01-17/030-23 от 01.12.92 "Порядка применения экономических санкций за нарушение дисциплины цен", не противоречит выводам суда, а лишь дополняет и определяет механизм возврата денежных средств из федерального бюджета.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 21.05.2001 и Постановление от 12.09.2001 Арбитражного суда Белгородской области по делу N А08-1180/01-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства МФ РФ по Белгородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 ноября 2001 г. N А08-1180/01-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании