Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 29 января 2008 г. по делу N А35-1380/07-С5
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; от ответчика - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу субъекта РФ - Курская область в лице Комитета социального обеспечения Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 21 июня 2007 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2007 г. по делу N А35-1380/07-С5, установил:
Открытое акционерное общество "Т" в лице филиала "К" (далее - ОАО "Т" в лице филиала "К" обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к субъекту Российской Федерации - Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 84353 руб. 21 коп. убытков, причиненных вследствие предоставления мер социальной поддержки гражданам на основании ФЗ "О ветеранах".
Решением Арбитражного суда Курской области от 21.06.2007 г. с субъекта Российской Федерации - Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области за счет казны Курской области в пользу ОАО "Т" в лице филиала "К" взыскано 48805 руб. 92 коп. убытков, причиненных вследствие предоставления установленных законодательством льгот гражданам на основании ФЗ "О ветеранах". В остальной части иска отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2007 г. указанное решение суда оставлено без изменения.
Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными актами, субъект Российской Федерации - Курская область в лице Комитета социального обеспечения Курской области обратился в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, ссылаясь на нарушение арбитражным норм материального права.
При этом заявитель жалобы считает, что денежные средства, необходимые для возмещения понесенных истцом убытков должны быть взысканы с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и надлежащим ответчиком по настоящему делу должна выступать Российская Федерация.
Кроме того, по мнению заявителя жалобы, остатки средств областного бюджета по состоянию на 01.01.2007 г. на счетах областного бюджета, образовавшиеся в связи с неполным использованием целевых средств, полученных из федерального бюджета, подлежат направлению на те же цели в качестве дополнительного источника финансирования в 2007 г.
Из отзыва на кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Курской области следует, что согласно приложению 28 к Федеральному закону от 26.12.2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 г." Курской области Министерством финансов Российской Федерации были выделены на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан субвенции в размере 337301,5 тыс. руб.
Министерством финансов Российской Федерации была выделена и перечислена в полном объеме субвенция в размере 337301,5 тыс. руб. Остатки на конец года составили 43011461,91 руб. (Справка УФК по Курской области об объемах финансирования имеется в материалах дела).
Представители третьих лиц, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, суд кассационной инстанции находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в период январь-декабрь 2006 г. ОАО "Т" в лице филиала "К" предоставляло гражданам, указанным в Федеральном законе "О ветеранах" от 12.01.1995 г. меры социальной поддержки в виде 50% скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг на общую сумму 354084 руб. 17 коп.
Ссылаясь на невозмещение расходов на реализацию льгот, установленных законом, за сентябрь-декабрь 2006 г. в сумме 84353 руб. 21 коп., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, арбитражный суд первой инстанции и арбитражный апелляционный суд, руководствуясь положениями Федерального закона "О ветеранах", ст.ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о необходимости взыскания убытков с субъекта Российской Федерации - Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области за счет средств казны Курской области.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод арбитражного суда первой инстанции и арбитражного апелляционного суда соответствующим законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 10 Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах" в редакции, действовавшей в спорный период, меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
Пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 г. "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
При рассмотрении исков о возмещении убытков, причиненных невозмещением расходов на реализацию законно установленных льгот, необходимо выяснить, выделялись ли субъекту Российской Федерации из федерального бюджета в достаточном количестве средства, предусмотренные для компенсации убытков по соответствующей статье.
Федеральным законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2006 год" было предусмотрено выделение субвенций Курской области на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 337 301,5 тыс. руб., полученных субъектом Российской Федерации в полном объеме.
Арбитражным судом установлено, что на конец 2006 г. на счете Комитета социального обеспечения Курской области образовался остаток неиспользованных целевых средств, который в соответствии с распоряжением Правительства Курской области от 08.02.2007 г. N 57-р (в редакции N 309-р) направлен на те же цели в качестве дополнительного источника на 2007 г.
Таким образом, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации выполнила свои обязательства по финансированию расходов, связанных с реализацией ФЗ "О ветеранах", в полном объеме.
Поэтому довод заявителя жалобы о том, что денежные средства, необходимые для возмещения понесенных истцом убытков должны быть взысканы с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации не может быть признан обоснованным.
Факт предоставления истцом в период сентябрь-декабрь 2006 г. льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" в сумме 48 805 руб. 92 коп. установлен судом первой инстанции на основании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ дал надлежащую оценку указанным обстоятельствам и пришел к правомерному выводу о том, что поскольку возникновение у истца убытков вызвано ненадлежащим исполнением субъектом Российской Федерации своих обязанностей по расходованию выделенных из федерального бюджета средств, требование о взыскании убытков подлежит удовлетворению за счет средств казны субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что оспариваемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 21 июня 2007 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2007 г. по делу N А35-1380/07-С5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 января 2008 г. по делу N А35-1380/07-С5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании