Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 28 сентября 2009 г. N А64-347/09-21 (Ф10-4047/09)
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 2009 г. N ВАС-16407/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от истца - П.В.В. - юрист (доверенность N 28 от 11.01.2009), А.О.Л. - представитель (доверенность N 66 от 23.03.2009), от ответчика - М.Е.А. - юрист (доверенность б/н от 09.09.2009), от третьих лиц - не явились, надлежаще извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "И" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.06.2009 по делу N А64-347/09-21, установил:
Открытое акционерное общество "Т" (далее - ОАО "Т") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу "И" (далее - ОАО "И") о взыскании 73331 руб. 07 коп. задолженности.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по государственному регулированию тарифов Тамбовской области и Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил размер исковых требований и просил взыскать 84738 руб. 39 коп. по состоянию на 25.05.2009.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 08.06.2009 с ОАО "И" в пользу ОАО "Т" заявленные требования удовлетворены.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 апелляционная жалоба возвращена в связи с истечением срока ее подачи.
Ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, ОАО "И" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятого судом первой инстанции судебного акта.
Представители истца отклонили доводы кассационной жалобы, считая принятый судебный акт законным и обоснованным.
Представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители третьих лиц не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено арбитражным судом, между ОАО "Т" (гарантирующий поставщик) и ОАО "И" (потребитель) заключен договор энергоснабжения N 33/1 от 30.10.2006, согласно которому гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу потребителю электрической энергии, качество которой соответствует требованиям технических регламентов, на условиях, предусмотренных договором, оформлять в интересах потребителя отношения с сетевой организацией по передаче электроэнергии, оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электроэнергией путем заключения соответствующих договоров, а потребитель - принимать и оплачивать приобретаемую электроэнергию и оказанные ему услуги в соответствии с требованиями Правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
В соответствии с п. 5.1 договора регулируемой ценой является тариф для соответствующей группы потребителей, установленный Комитетом по государственному регулированию тарифов Тамбовской области; с даты, установленной Комитетом, тарифы становятся обязательными как для гарантирующего поставщика, так и для потребителя.
Нерегулируемая цена электроэнергии (мощности) определяется как сумма средневзвешенной цены электроэнергии (мощности) на оптовом рынке за расчетный месяц, размера платы за подлежащие государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электроэнергией потребителя, включая сбытовую надбавку гарантирующего поставщика, а также размера платы за услуги по передаче электроэнергии. Нерегулируемая цена ежемесячно рассчитывается гарантирующим поставщиком (п.5.3).
В нарушение договорных обязательств ООО "И" оплачивало потребляемую электроэнергию только по регулируемым ценам.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия оставлена последним без удовлетворения со ссылкой на то, что суммарный платеж указан без разбивки на составляющие, а, именно, стоимость отпущенной потребителю-покупателю энергии, стоимость услуг по ее передаче и стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей; средневзвешенный тариф документально не подтвержден.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО "Т" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ч. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с п. 3 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, в систему тарифов (цен) входят регулируемые тарифы (цены) и свободные (нерегулируемые) цены. К свободным (нерегулируемым) ценам на электрическую энергию (мощность) относятся цены, определяемые по результатам конкурентного отбора ценовых заявок или по соглашению сторон на оптовом и розничных рынках.
Согласно положениям Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, отнесенных к их компетенции Федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации.
В пределах своей компетенции Правительством Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков. Названным Постановлением предусмотрено осуществление расчетов за электроэнергию, продаваемую потребителям (за исключением граждан-потребителей) на розничных рынках гарантирующими поставщиками электроэнергии, с применением нерегулируемых (свободных) цен.
Возможность применения регулируемых и нерегулируемых цен при расчетах за электроэнергию предусмотрена и условиями договора (п.п. 5.1) N 33/1 от 30.10.2006.
Как усматривается из материалов дела, ответчик с сентября 2008 года оплачивал потребленную электроэнергию исключительно по регулируемой цене.
Отклоняя мотивацию отказа ООО "И" от оплаты электроэнергии по нерегулируемой цене несоответствием счетов за электрическую энергию требованиям действующего законодательства о ценообразовании в электроэнергетике, суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, отнесенных к их компетенции федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Органом регулирования тарифов на территории Тамбовской области является Комитет по государственному регулированию тарифов Тамбовской области.
В соответствии с п. 57 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, к числу потребителей которой относится население, на оптовом и розничном рынках по регулируемым тарифам (ценам). Затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке; сумма тарифов на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию, за исключением услуг по передаче электрической энергии; сбытовая надбавка гарантирующего поставщика; стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) - в случае, если электрическая энергия (мощность) поставляется на основании договора энергоснабжения.
В счетах на оплату электрической и тепловой энергии (мощности) помимо суммарного платежа должны раздельно указываться стоимость отпущенной потребителю энергии (мощности), стоимость услуг по ее передаче и стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей.
Учитывая, что тариф на электроэнергию, применяемый ОАО "Т" при расчетах с ОАО "И" включает в себестоимость услуги поставки, т.е. отражает стоимость оказываемой услуги, а также принимая во внимание, что тариф ответчиком не оспорен и не отменен в установленном порядке, суд пришел к обоснованном выводу о том, что, применяя утвержденный тариф, ОАО "Т" уже исполняло обязанность, возложенную на него договором, в связи с чем основания принудить его к разделению счета отсутствуют.
Кроме того, факт неоднократного направления Комитетом по государственному регулированию тарифов Тамбовской области в адрес ОАО "И" сведений о составляющих тарифа на электроэнергию, действовавшего в 2008 году, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а, именно, письмом от 01.08.2008 N 02-17/898, содержащим информацию о величине средневзвешенной стоимости приобретения по регулируемым ценам на оптовом и розничных рынках единицы электроэнергии (мощности), учтенной при установлении на 2008 год зонных тарифов, в том числе, на уровне напряжения "среднее второе". Величина другой составляющей зонных тарифов установлена приказом Комитета по государственному регулированию тарифов Тамбовской области N 11-э/1 от 26.05.2008. Письмом N 02-17/923 от 08.08.2008 конкретизированы данные, указанные в письме от 01.08.2008 N 02-17/898.
В силу положений Правил функционирования розничных рынков средневзвешенные цены (свободные, нерегулируемые) на электроэнергию подлежат опубликованию администратором торговой системы оптового рынка, публикуются на официальном сайте в сети Интернет или в официальном печатном издании. Данная информация, как правильно указал арбитражный суд, является открытой и доступной для заинтересованных в ее получении лиц.
Приведенные в вышеназванных документах величины средневзвешенной стоимости приобретения единицы электроэнергии (мощности) по регулируемым ценам на оптовом и розничных рынках, учтенные при установлении на 2008 год зонных тарифов, опубликованы в газете "Тамбовская жизнь" от 05.07.2008.
Таким образом, анализируя названные обстоятельства дела, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что заявитель обладал соответствующими сведениями, позволяющими проверить правильность расчетов нерегулируемой цены электроэнергии, предъявленной ОАО "Т" к оплате.
Учитывая вышеизложенное арбитражный суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражным судом и им дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права.
Переоценка обстоятельств, установленных арбитражным судом, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии судебного акта не установлено.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 08.06.2009 по делу N А64-347/09-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28 сентября 2009 г. N А64-347/09-21 (Ф10-4047/09)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании