Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 29 сентября 2009 г. N А64-5901/08-27
(извлечение)
См. также постановление ФАС ЦО от 19 мая 2010 г. по делу N А64-5901/08-27 и определение ФАС ЦО от 17 августа 2009 г. N А64-5901/08-27
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, извещены надлежащим образом; от налогового органа - не явились, извещены надлежащим образом, от третьего лица - Ш.А.В. - гл. специалиста-эксперта (дов. N 05-24/030104 от 17.12.08);
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.02.09 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.09 по делу N А64-5901/08-27, установил:
ЗАО "О" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к ИФНС России по г. Тамбову о признании недействительным решения от 04.09.2008 N 3131 об отказе в государственной регистрации юридического лица.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 02.02.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 20.04.09 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу решение и постановление, в которой ссылалась на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя налогового органа, кассационная инстанция полагает необходимым отменить судебные акты по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, внеочередным собранием акционеров ЗАО "О" N 10 от 21.07.2008 принято решение об изменении места нахождения ЗАО "О" в связи с производственной необходимостью на адрес: 392000, Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Ч., д. 68 А, оф. 31.
28.08.2008 ЗАО "О" в лице генерального директора Б.А.В. обратилось в ИФНС России по г. Тамбову с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы: смена адреса места нахождения постоянно-действующего исполнительного органа. Одновременно с заявлением были представлены: устав в новой редакции, решение о внесении изменений в учредительные документы, договор аренды нежилого помещения и документ об оплате государственной пошлины.
Для регистрации указанных изменений в учредительные документы ЗАО "О" 28.08.2008 в ИФНС России по г. Тамбову Тамбовской области был представлен пакет документов необходимый для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, что подтверждается распиской в получении от 28.08.2008.
По результатам рассмотрения заявления ЗАО "О" налоговый орган 04.09.2008 вынес решение N 3131 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов.
Не согласившись с указанным решением, ЗАО "О" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленные требования по существу и удовлетворяя их, суд руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 52 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.
В силу ч. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
В порядке п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) устав общества должен содержать, в том числе, сведения о месте нахождения общества.
Согласно п. 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ изменения, внесенные в учредительные документы общества, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13 Закона N 14-ФЗ.
В силу ст. 13 Закона N 14-ФЗ общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) установлен перечень документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по установленной форме, решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, документ об уплате государственной пошлины.
Согласно пп. "а" п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации в заявлении о государственной регистрации подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны, и соблюден установленный порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Отказ в государственной регистрации в силу пп. "а" и "б" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Из материалов дела следует, что между собственником нежилого помещения К.М.А. и ЗАО "О" заключен договор аренды нежилых помещений от 02.06.2008.
Пунктом 1.1 указанного выше договора предусмотрено, что К.М.А. сдает, а ЗАО "О" принимает в аренду нежилое помещение, расположенное по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Ч., д. 68 А, оф. 31, площадью 16 кв. м, срок аренды установлен с 02.06.2008 по 02.05.2009.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что представленный для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ЗАО "О", пакет документов соответствовал требованиям п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем удовлетворил заявленные требования Общества.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод суда преждевременным ввиду следующего.
Представитель налогового органа в заседании суда кассационной инстанции пояснил, что помещение, расположенное по адресу: г. Тамбов, ул. Ч., д. 68, оф. 31, площадью 16 кв. м., является жилым помещением.
Однако данный довод судом не исследовался, правовая оценка ему не давалась.
Из материалов дела не усматривается в жилом либо нежилом помещении расположено арендуемое Обществом помещение.
Согласно ч. 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Часть 3 ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что принимаемые арбитражным судом решения, постановления должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Исходя из вышеизложенного, обжалуемые решение и постановление нельзя признать законными и обоснованными.
Поскольку судебные акты приняты без учета и оценки всех фактических обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения спора, они подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, и, правильно применив нормы действующего законодательства, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 02.02.09 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.09 по делу N А64-5901/08-27 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказ в государственной регистрации в силу пп. "а" и "б" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
...
Пунктом 1.1 указанного выше договора предусмотрено, что К.М.А. сдает, а ЗАО "О" принимает в аренду нежилое помещение, расположенное по адресу: Тамбовская область, г. Тамбов, ул. Ч., д. 68 А, оф. 31, площадью 16 кв. м, срок аренды установлен с 02.06.2008 по 02.05.2009.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что представленный для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ЗАО "О", пакет документов соответствовал требованиям п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем удовлетворил заявленные требования Общества."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 сентября 2009 г. N А64-5901/08-27
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании