Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 24 сентября 2009 г. N А68-1402/09
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от налогового органа - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от третьего лица - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Л.О.А. на решение Арбитражного суда Тульской области от 05.06.2009 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 г. по делу N А68-1402/09, установил:
Л.О.А. обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тульской области от 02.02.2009 г. N 791а об отказе в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя Л.О.А. и обязании инспекции осуществить государственную регистрацию Л.О.А. в качестве индивидуального предпринимателя при отсутствии регистрации по месту жительства.
В ходе судебного разбирательства заявитель отказался от требования в части признания за ним права на осуществление предпринимательской деятельности при отсутствии регистрации по месту жительства, в связи с чем суд первой инстанции, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в этой части прекратил производство по делу.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 05.06.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 г. решение Арбитражного суда Тульской области от 05.06.2009 г. оставлено без изменения.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить названные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Одновременно Л.О.А. заявил ходатайство о приостановлении производства по делу в связи с направлением жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации на предмет нарушения законом конституционных прав, свобод и законных интересов в области осуществления прав индивидуального предпринимательства.
Согласно ч. 1 ст. 143 АПК РФ арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.
Заявитель, приложив к кассационной жалобе документы направления жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации, не представил доказательств принятия ее Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению, поэтому суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как установлено судом, Л.О.А. 28.01.2009 обратился в Межрайонную ИФНС России N 10 по Тульской области с заявлением о государственной регистрации его (физического лица) в качестве индивидуального предпринимателя, к которому приложил копию основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (паспорт), документ об уплате государственной пошлины. Данные документы инспекцией были приняты, что подтверждается распиской в получении документов от 28.01.2009.
По результатам рассмотрения представленного Л.О.А. заявления и приложенных к нему документов налоговый орган вынес решение от 02.02.2009 N 791а об отказе заявителю в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Решение инспекции мотивировано тем, что заявителем в нарушение п.п. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) не представлен определенный настоящим Федеральным законом необходимый для государственной регистрации документ, а именно копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации) (п.п. "б" п. 1 ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ). В представленном заявителем паспорте отсутствует штамп о регистрации по месту жительства, свидетельство о регистрации по месту временного пребывания также отсутствует. Кроме того, в паспорте имеются не предусмотренные законом отметки о пересечении границы. Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, является недействительным.
Не согласившись с указанным решением, Л.О.А. обратился в Арбитражный суд Тульской области с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются нормами Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Подпунктом "ж" пункта 1 статьи 22.1 этого Закона предусмотрено, что при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность, или документа, подтверждающего право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе).
В соответствии с п.п."д" п. 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ под адресом места жительства в Российской Федерации понимается адрес (совокупность данных о наименовании субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому лицо зарегистрировано по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Таким образом, одно из условий, при котором возможно произвести государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, - наличие регистрации данного лица по месту его жительства.
Законом Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено понятие "места жительства" - это место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, -гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристическая база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина (п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 71З (далее - Правила), п. 1 ст. 20 ГК РФ).
Граждане обязаны регистрироваться в органах регистрационного учета как по месту жительства, так и по месту пребывания. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства. Регистрация граждан по месту жительства производится путем проставления соответствующей отметки в их паспортах. О регистрации граждан по месту пребывания выдается соответствующее свидетельство (п.п. 4, 12, 15, 18 вышеназванных Правил).
При заполнении заявления о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма N Р21001) внесение сведений в раздел 6 "Место жительства в Российской Федерации" производится на основании документа, подтверждающего регистрацию физического лица по месту пребывания на территории Российской Федерации, если в паспорте гражданина Российской Федерации отсутствует отметка о регистрации по месту жительства (абзац 2 пункта 7 раздела 11 Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, являющихся Приложением 2 к Приказу ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-З-09/1 6@).
Таким образом, гражданину Российской Федерации, обратившемуся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, требуется представить в регистрирующий орган документ, предусмотренный п.п. "ж" п. 1 ст. 22.1 названного Закона, в случае, если в его паспорте отсутствует оттиск штампа о регистрации по месту жительства.
Таким документом, в частности, является свидетельство о регистрации жительства.
Пункт 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, который, в частности, включает такие основания, как непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Пунктом 1 статьи 22.1 Закона N 129-ФЗ установлено, что при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ, копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации), подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством РФ порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Л.О.А., обратившись 28.01.2009 в Межрайонную ИФНС России N 10 по Тульской области с заявлением о государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя, приложил к заявлению копию паспорта физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, документ об уплате государственной пошлины, что подтверждается распиской в получении документов от 28.01.2009.
Наряду с указанными документами, заявитель представил справку Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Т" от 19.03.2004 N 28.
Из содержания указанной справки следует, что Л.О.А. с 01.11.1997 по дату выдачи справки имеет постоянное место жительства в комнате N 237 общежития ФГОУ СПО "Т", расположенного по адресу: г. Тула, ул. О., д. 93, корпус 2.
Кроме того, в материалы дела также представлено решение Центрального районного суда г. Тулы от 18.01.2007, согласно которому ГОУ СПО "Т" было отказано в выселении Л.О.А. из жилого помещения комнаты N 237 в студенческом общежитии, расположенного по адресу: г. Тула, ул. О., д. 93 корп. 2, без предоставления другого жилого помещения, а также по встречному иску - Л.О.А. отказано в признании за ним права пользования указанным жилым помещением до обеспечения его жилым помещением органами муниципальной исполнительной власти. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 17.04.2007 указанное решение оставлено без изменений.
Полагая, что указанные документы подтверждают его фактическое проживание в общежитии колледжа, заявитель представил в суд первой инстанции также справку от 30.04.2009 N 116, выданную ГОУ СПО "Т", согласно которой Л.О.А. с 01.12.1997 по настоящее время имеет место жительства в комнате N 237 общежития ГОУ СПО "Т" по ходатайству Тульской Федерации профсоюзов и оплачивает за проживание 510 рублей в месяц.
Вместе с тем согласно письму и.о. директора ГОУ СПО "Т" от 01.06.2009, 30.04.2009 справка Л.О.А. не выдавалась, последний проживал в общежитии по 29.09.2006, оплату за проживание не производил, оттиск печати на справке не соответствует действительной печати учреждения.
Заявитель данный факт не опроверг, пояснив при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, что справка от 30.04.2009 N 116 действительно была им получена не от руководства колледжа. Суду апелляционной инстанции Л.О.А. также пояснил, что с 2006 года в общежитии ГОУ СПО "Т" не проживает.
Исследовав представленные документы, суды обеих инстанций пришли к выводу, что заявителем в регистрирующий орган предоставлена копия паспорта, удостоверяющего личность физического лица, не содержащая оттиск штампа о регистрации по месту жительства, свидетельство о регистрации по месту жительства Л.О.А. не представлено. При этом справка от 19.03.2004 N 28 не подтверждает факт проживания Л.О.А. в общежитии колледжа, расположенном по адресу: г. Тула, ул. О., д. 93 корп. 2.
Ссылка Л.О.А. на решения Центрального районного суда г. Тулы от 18.01.2007, от 30.04.2003, от 30.06.2008, которые, по мнению заявителя, подтверждают место проживания заявителя, отклонена судом, поскольку указанные судебные акты суда общей юрисдикции не подтверждают наличия регистрации по месту пребывания, необходимой для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, требуемая копия документа, подтверждающего в установленном законодательством РФ порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, Л.О.А. в регистрирующий орган в нарушение пункта 1 статьи 22.1 Закона N 129-ФЗ не представлена.
С данными выводами судов соглашается суд кассационной инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Кроме того, как указал суд, в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 13.03.1997 N 232 паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории России.
Согласно представленной нотариально заверенной копии паспорта гражданина РФ Л.О.А. на странице 19 паспорта содержится отметка о прохождении государственной границы Украины.
В соответствии с п. 15 описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828, девятнадцатая страница бланка паспорта предназначена для внесения отметок о получении основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, а также о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Нормами п. 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень отметок, подлежащих внесению в паспорт.
Отметка о прохождении государственной границы Украины п. 5 Положения не предусмотрена.
Согласно п. 6 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные настоящим Положением. Паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные настоящим Положением, является недействительным.
Процедура признания паспорта гражданина Российской Федерации недействительным законодательством не определена и регулируется Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 828.
Согласно п. 12 названного Положения о паспорте замена паспорта производится, в частности, при обнаружении неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей.
Поскольку паспорт заявителя содержал отметку о прохождении границы через Украину, суд согласился с доводом инспекции о том, что его следует считать недействительным.
Учитывая, что Л.О.А. представил в налоговый орган для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя основной документ, не содержащий сведений об адресе места жительства гражданина (либо иной документ) и являющийся недействительным, по мнению обеих судебных инстанций, инспекция вынесла обоснованное решение.
Принимая во внимание то обстоятельство, что оспариваемое заявителем решение принято инспекцией на основании тех документов, которые были представлены Л.О.А. при обращении за регистрацией в качестве предпринимателя и не содержали необходимых сведений о наличии у заявителя места жительства (места пребывания), позволяющего зарегистрировать его в качестве предпринимателя на территории, обслуживаемой Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тульской области (на момент издания оспариваемого решения необходимые документы инспекции заявителем представлены не были), суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов обеих инстанций об отсутствии правовых оснований для признания недействительным решения инспекции об отказе в регистрации Л.О.А. в качестве предпринимателя. Факт представления заявителем инспекции необходимых документов не доказан.
Непредставление заявителем определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов согласно пункту 1 статьи 23 Закона влечет отказ в государственной регистрации.
При рассмотрении довода Л.О.А. о том, что граждане без постоянного места жительства обладают всеми правами, в частности, и на реализацию предпринимательской деятельности, суд апелляционной инстанции правомерно указал следующее.
Из анализа ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.
При этом Конституция Российской Федерации, закрепляя право на свободное использование способностей и имущества, не предусматривает каких-либо ограничений по имущественному положению и иному критерию.
Вместе с тем существуют некоторые ограничения в действующем законодательстве.
Формой ограничения свободы экономической деятельности выступает необходимость государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и постановки их на налоговый учет.
При этом данная форма ограничения является весьма обоснованной, поскольку вопросы определения места жительства индивидуальных предпринимателей имеют существенное значение в правоприменительной практике. Место жительства является одним из важнейших составляющих элементов правоспособности индивидуальных предпринимателей. С ним напрямую связаны отдельные вопросы гражданского, налогового, административного законодательства.
При этом место нахождения индивидуального предпринимателя является гражданско-правовой категорией, имеющей не только материально-правовое, но и важное процессуальное значение.
Так, например, по месту жительства предпринимателя производится взыскание денежных обязательств (ст. 316 ГК РФ), по месту жительства предъявляются иски (ст. 35 АПК РФ).
Место жительства имеет значение при решении таких вопросов, как место открытия наследства, признания гражданина безвестно отсутствующим, признание гражданина умершим, определение органа опеки и попечительства, определение процентов, подлежащих начислению за пользование чужими денежными средствами, назначение и исчисление пенсий, предоставление компенсаций и льгот, участие в выборах и т.д.
Знание места жительства индивидуального предпринимателя имеет особое значение для органов, наделенных контрольными полномочиями, иных лиц, чьи законные права и интересы могут быть затронуты в связи с деятельностью предпринимателя, в том числе потребителей, а также для контрагентов предпринимателя.
Повышенные риски, связанные с предпринимательской деятельностью, обуславливают то, что предприниматели отвечают по своим обязательствам более широким кругом имущества, нежели иные физические лица. С момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лицо приобретает новый статус, определяющий новые права, обязанности и иную ответственность предпринимателя.
Исходя из изложенного, суды правомерно не усмотрели правовых оснований для удовлетворения требований заявителя и признания оспариваемого решения налогового органа незаконным.
Поскольку доводы заявителя кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального права, они не могут служить основанием для отмены принятых судебных актов. Процессуальных оснований для их отмены либо изменения также не имеется.
С силу изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку Л.О.А. при подаче кассационной жалобы уплачена государственная пошлина в размере 100 руб., то есть в большем размере, чем установлено п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, излишне уплаченная госпошлина (в размере 50 руб.) подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 05.06.2009 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2009 г. по делу N А68-1402/09 оставить без изменения, а кассационную жалобу Л.О.А. - без удовлетворения.
Возвратить Л.О.А. из федерального бюджета 50 руб. государственной пошлины, уплаченной за подачу кассационной жалобы по квитанции Сбербанка от 16.07.2009.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп. "а" п.1 ст. 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается, в частности, в случае непредставления определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов.
По мнению налогового органа, решение об отказе заявителю в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя является правомерным на основании подп. "а" п.1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
Как указал суд, решение налогового органа является правомерным в связи с непредставлением заявителем установленных законом документов: паспорта и документа, подтверждающего адрес места жительства.
При этом суд отметил, что ограничение, связанное с требованием к наличию у физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, места жительства или места пребывания, подтвержденных установленным законом документом, не может считаться нарушением установленного ст. 34 Конституции РФ права на свободное осуществление предпринимательской деятельности, так как является обоснованным требованием, обеспечивающим права иных участников экономических отношений.
На основании изложенного суд кассационной инстанции оставил акты нижестоящих судов в силе, а кассационную жалобу заявителя без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 сентября 2009 г. N А68-1402/09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании