Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 8 октября 2009 г. N А08-549/2009-16
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ - М.А.А. - представителя (доверенность от 12.12.2008 N 10-23/04/6956, постоянная),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ на решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.03.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2009 по делу N А08-549/2009-16, установил:
Открытое акционерное общество "Б" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (филиала N 1) (далее - Фонд) от 05.11.2008 N 66 в части непринятия к зачету расходов ОАО "Б" по обязательному социальному страхованию в сумме 32799 руб., составляющих расходы на оплату больничных листков, с включением в расчеты для указанных выплат денежных средств, выплаченных работникам в виде выплат на питание (с учетом уточненного требования).
Решением суда от 27.03.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.07.2009 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд просит решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителя Фонда, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, филиал N 1 Фонда на основании решения от 29.09.2008 провел выездную проверку Общества по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности и расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, расходов на цели обязательного социального страхования, произведённых страхователем-плательщиком единого социального налога в счёт начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд за период с 01.01.2006 по 30.06.2008.
9 октября 2008 года по результатам проверки составлен акт N 108с/с и 05.11.2008 вынесено решение N 66, которым Фонд не принял к зачёту расходы по обязательному социальному страхованию в сумме 38828 руб. и предложил Обществу отразить суммы, не принятые к зачёту, в бухгалтерском учёте и расчётной ведомости по средствам Фонда и представить в территориальный орган ФНС России уточнённый расчёт по единому социальному налогу.
Обществом обжалуется решение в части не принятия к зачёту расходов по обязательному социальному страхованию в сумме 32799 руб. за июнь 2006 года, март, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2007 года и февраль 2008 года.
Указанная сумма по данным проверки не принята к зачёту вследствие нарушения Обществом пункта 4 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, (утв. Постановлением Правительства от 15.06.2007 N 375, далее - Положение) и включения в расчет среднего заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, и ежемесячных пособий по уходу за ребенком выплат на питание 34 работникам.
Считая решение в указанной части незаконным, Общество обжаловало его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленное требование и признавая решение Фонда от 05.11.2008 N 66 в части непринятия к зачету расходов ОАО "Б" по обязательному социальному страхованию в сумме 32799 руб., суд исходил из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 14 Закона N 255-ФЗ особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
В пункте 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства от 15.06.2007 N 375, указано, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.)
В заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 2 Положения).
В силу п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Кодекса), а также по авторским договорам.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В статье 164 Трудового кодекса РФ определено, что компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых и иных обязанностей.
Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.
При этом компенсации в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
Согласно ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании указанных норм права, суд, учитывая представленные материалы дела, пришел к выводу, что выплаты на питание работникам Общества не связаны с соответствующими затратами работника, при этом от него не требуется не только документального подтверждения затрат, но и самого факта их несения. Суд принял во внимание, что данные выплаты связаны только с отработанным работником временем, не зависят от квалификации и иных особенностей рабочего места и выплачиваются безусловно.
При этом суд установил, что спорные выплаты связаны с исполнением работниками своих трудовых обязанностей, предусмотрены локальными нормативными актами Общества в соответствии с трудовым законодательством, являются гарантированной Обществом частью оплаты труда и учитываются при определении налоговой базы по ЕСН, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Ссылка Фонда на определение Верховного Суда РФ от 25.03.2008 N КАС08-68 отклоняется, поскольку Верховный Суд РФ рассматривал дело в отношении компенсации за отопление и жидкое топливо, то есть по выплатам, носящим социальный характер и не связанным с исполнением работником трудовых обязанностей.
Судебная коллегия считает, что выводы судов обеих инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы Фонда, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку по существу сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 27.03.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2009 по делу N А08-549/2009-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 8 октября 2009 г. N А08-549/2009-16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании