Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 12 октября 2009 г. N А48-674/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от Администрации города Орла - Т.Е.В. - представитель, доверенность от 25.12.2008 N 177-д, от Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла - Т.Е.В. - представитель, доверенность от 02.10.2008 N 7/12680, от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Орловской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Муниципального производственного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "О" - С.О.Г. - представитель, доверенность от 09.01.2007 N 15/09-02, И.В.В. - представитель, доверенность от 13.01.2009 N 55/09-02, от открытого акционерного общества "О" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от открытого акционерного общества "О" - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от открытого акционерного общества "М" ("О") - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Департамента финансов Орловской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, от Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области - не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Орла и Управления муниципального имущества и землепользования администрации города Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 19.05.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 по делу N А48-674/2009, установил:
Администрация города Орла (далее - Администрация) и Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла (далее - УМИЗ, Управление) обратились в Арбитражный суд Орловской области с заявлением (с учетом уточнений) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Орловской области (далее - ТУ ФА УГИ, Территориальное управление) и открытому акционерному обществу "О" (далее - ОАО "О", Общество) со следующими требованиями:
1. признать недействительным распоряжение от 23.09.2004 N 129-р Территориального управления Министерства имущественных отношении Российской Федерации по Орловской области.
2. признать незаконными действия Территориального управления, связанные с исключением из реестра федерального имущества объектов незавершенных строительством: трансформаторная подстанция КТП 630/10, наружное освещение, внутриплощадочный водопровод протяженностью 3040 м, внутриплощадная канализация протяженностью 1889 м, канализационная насосная станция поселка Строителей, расположенных в г. Орле по адресам:
- ул. Б., дома NN 5, 7, 8, 9, 11;
- пер. Житный, дома NN 2, 8;
- пер. Каменского, дома NN 6, 12;
- пер. Каштановый, дома NN 1, 2, 4, 5, 7;
- пер. Ручейный, дома NN 2-5, 7, 8, 10;
- ул. Р., дом N 10;
- ул. Р., дома NN 3, 5, 7, 9, 11, и обязать восстановить на учете в реестре федерального имущества сведения об указанных объектах коммунального назначения.
3. обязать ОАО "О" восстановить на балансе акционерного общества незавершенные строительством объекты: трансформаторная подстанция КТП 630/10, наружное освещение, внутриплощадочный водопровод протяженностью 3040 м, внутриплощадная канализация протяженностью 1889 м, канализационная насосная станция жилого поселка Строителей в г. Орле и обеспечить их надлежащую эксплуатацию до передачи в муниципальную собственность.
4. признать незаконным бездействие Территориального управления, выразившееся в уклонении от передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность города Орла незавершенных строительством объектов: трансформаторная подстанция КТП 630/10, наружное освещение, внутриплощадочный водопровод протяженностью 3040 м, внутриплощадная канализация протяженностью 1889 м, канализационная насосная станция жилого поселка Строителей в г. Орле и обязать ТУ ФА УГИ передать по актам приема-передачи по форме, установленной приказом Минстроя РФ и Минфина РФ от 06.06.1995 N 17-72, в муниципальную собственность муниципального образования "Г" указанные объекты с обеспечением учета финансово-экономических интересов муниципального образования.
5. обязать ОАО "О":
- подготовить акты приема-передачи незавершенных строительством объектов: трансформаторная подстанция КТП 630/10, наружное освещение, внутриплощадочный водопровод протяженностью 3040 м, внутриплощадная канализация протяженностью 1889 м, канализационная насосная станция жилого поселка Строителей в г. Орле по каждому объекту по форме, установленной приказом Минстроя РФ и Минфина РФ от 06.06.1995 N17-72, с приложением к ним акта технического состояния передаваемых объектов, акта передачи объектов, предназначенных для эксплуатации и технического обслуживания объектов и протокола передачи техники, спецмашин, механизмов в связи с передачей объектов социального и коммунального назначения приватизируемого предприятия, перечня документов по передаваемым объектам;
- подготовить и передать документы по передаваемым объектам, в том числе характеристики объектов на основании акта осмотра в соответствии с действующими формами статистической и бухгалтерской отчетности, справку о балансовой стоимости объектов по данным первичного бухгалтерского учета в соответствии с системой учета, принятой на предприятии, плановую и отчетную калькуляцию себестоимости содержания объектов, расчет экономически обоснованного тарифа, акты передачи документации на передаваемые объекты и авизо, передаточный баланс доходов и расходов по объектам;
- передать совместно с ТУ ФА УГИ по указанным выше актам приема-передачи в муниципальную собственность муниципального образования "Г" перечисленные объекты на территории поселка Строителей в г. Орле.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 19.05.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 решением суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявители просят обжалуемые судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права, а также не подтверждением выводов суда имеющимися в деле доказательствами.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом приватизации государственного предприятия "Орловский специализированный трест по строительству автомобильных дорог" в акционерное общество открытого типа, утвержденного приказом Комитета по управлению имуществом администрации Орловской области от 28.12.1992 N346, спорные объекты, расположенные в поселке Строителей г. Орла на территории, ограниченной следующими улицами и переулками:
- ул. Б., дома NN 5, 7, 8, 9, 11;
- пер. Житный, дома NN 2, 8;
- пер. Каменского, дома NN 6, 12;
- пер. Каштановый, дома NN 1, 2, 4, 5, 7;
- пер. Ручейный, дома NN 2-5, 7, 8, 10;
- ул. Р., дом N 10;
- ул. Р., дома NN 3, 5, 7, 9, 11, не вошли в состав приватизируемого имущества и остались в государственной собственности как объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Указанные объекты были переданы на баланс акционерного общества на правах хозяйственного ведения без включения его в уставный капитал.
В состав этого имущественного комплекса пос. Строителей вошли объекты незавершенного строительства: внутриплощадочный водопровод протяженностью 3040 м, внутриплощадочная канализация протяженностью 1889 м, канализационная насосная станция, наружное освещение (воздушно-кабельные линии электропередачи, опоры, светильники уличного освещения) и трансформаторная подстанция КТП 630/10. Перечисленные инженерные сети и сооружения, как сети инженерно-технического обеспечения поселка, относятся к инженерной инфраструктуре города Орла.
По актам приема-передачи основных средств от 25.10.2001 трансформаторная подстанция КГП 630/10 и наружное освещение пос. Строителей переданы обособленному подразделению "Орловские электрические сети" ОАО "О".
Постановлением Администрации от 02.04.2002 N 844 "О приемке в муниципальную собственность жилых домов (пос. Строителей), инженерных сетей к ним и недостроенной КНС от СУ-812 ФОАО "О" принят в муниципальную собственность жилой фонд ФОАО "О" СУ-812 и инженерные сети к нему. При этом, согласно пункту 3 указанного Постановления, МПП "О" предписано принять на баланс внешние инженерные сети и недостроенную КНС, ФОАО "О" - произвести финансирование эксплуатационных затрат на содержание передаваемого жилого фонда и инженерных сетей в установленном порядке, а Управлению муниципального имущества г. Орла - внести соответствующие дополнения в реестр муниципальной собственности.
Распоряжением Управления муниципальным имуществом от 12.04.2002 N 86 "Об организации исполнения постановления администрации г. Орла от 02.04.2002 N 844 "О приемке в муниципальную собственность жилых домов (пос. Строителей), инженерных сетей к ним и недостроенной КНС от СУ-812 ФОАО "О" в состав объектов муниципальной собственности принят жилой фонд с инженерными сетями к нему и недостроенная КНС.
ОАО "О" 22.04.2002 подписаны акты приемки-передачи МПП "О" КНС, внутриплощадочной канализации и внутриплощадочного водопровода.
Постановлением от 17.05.2002 N 1289 Администрация внесла изменения в пункт 3 Постановления N 844, в соответствии с которыми МПП "О" и Орловским электрическим сетям ОАО "О" предписывалось принять на баланс внешние инженерные сети и сооружения.
Акты приемки-передачи жилого фонда были подписаны сторонами в декабре 2002 года.
Приказом от 08.01.2003 N 2 Управление государственного имущества Администрации утвердило изменения плана приватизации ОАО "О", в соответствии с которыми объекты жилого поселка Строителей, в том числе объекты инженерных сетей, подлежат передаче в муниципальную собственность г. Орла.
Распоряжением Территориального управления от 23.09.2004 N 129-р ОАО "О" исключено из реестра федерального имущества как организация, в ведении которой находились объекты федеральной собственности. На момент издания названного распоряжения в реестре федерального имущества за ОАО "О" числились только мобилизационные ресурсы: автобаза-5 и автобаза-9. После списания (ликвидации) автотранспорта на основании заявления от 16.04.2004 N 5/281 и во исполнение постановления Правительства РФ от 03.07.1998 N 696, в связи с отсутствием на балансе ОАО "О" федерального имущества, последнее было исключено из реестра федерального имущества.
Полагая, что распоряжение от 23.09.2004 N 129-р, а также бездействие Территориального управления, выразившееся в уклонении от передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность города Орла незавершенных строительством объектов, противоречат действующему законодательству, Администрация и УМИЗ обратились с заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый ненормативный акт и действия (бездействие) Территориального управления соответствуют требованиям действующего законодательства, не нарушают прав и охраняемых законом интересов Администрации и УМИЗ. Кроме того, заявление в арбитражный суд направлено по истечении трехмесячного срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция полагает, что выводы судебных инстанций являются законными и обоснованными в связи со следующим.
В силу части 4 статьи 198 АПК Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О отмечено, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений.
Отсутствие причин к восстановлению срока, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления. При этом восстановление пропущенного срока является правом, а не обязанностью суда.
Как следует из материалов дела, заявители обратились в арбитражный суд 20.02.2009 с требованиями о признании недействительным распоряжения Территориального управления от 23.09.2004 N 129-р "Об исключении из реестра федерального имущества ОАО "О" и обязании последнего восстановить на учете в реестре федерального имущества объекты коммунально-бытового назначения пос. Строителей.
На дату подачи заявления срок на обжалование указанного ненормативного акта и действий (бездействия) должностных лиц государственного органа, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, истек. Причины пропуска данного срока не признаны уважительными, а следовательно, судом было обоснованно отказано в удовлетворении вышеназванных требований.
Оснований для переоценки данных выводов суда в кассационной инстанции не имеется.
Требования заявителей: об обязании ОАО "О" восстановить на балансе общества незавершенные строительством объекты коммунально-бытового назначения поселка Строителей и подготовить акты приема-передачи и всю необходимую документацию для передачи этих объектов в муниципальную собственность; о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Орловской области, выразившегося в уклонении от передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность города Орла объектов коммунально-бытового назначения поселка Строителей, судом также обоснованно оставлены без удовлетворения в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к данному Постановлению (жилой фонд и инженерная инфраструктура), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
Пунктом 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" также предусмотрено, что объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
В силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" и пункта 2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунального назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235, (далее - Положение), передаче в муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включенных в состав приватизируемого имущества предприятий, в том числе сооружения и сети водопровода и канализации, электрические сети, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры.
Согласно пункту 5 Положения, органы местного самоуправления, в собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.
На основании приведенных норм, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что обязанность оформить необходимую техническую документацию и акты приема-передачи возложена на органы местного самоуправления.
При этом, данная обязанность не ставится в зависимость от технического состояния передаваемого имущества, не обусловлена возложением на передающую сторону дополнительных обязанностей в виде предоставления технической документации, осуществления ремонта передаваемого имущества, обязательного заключения каких-либо договоров и осуществления других мероприятий.
Кроме того, в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражный суд могут быть обжалованы действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, связанные с исполнением публичных обязанностей.
Акционерное общество "О" является коммерческой организацией и к таковым органам не относится.
Таким образом, судебные инстанции правомерно указали на отсутствие оснований для удовлетворения требований заявителей об обязании ОАО "О" подготовить акты приема-передачи и иные документы в отношении незавершенных строительством объектов.
Ссылки в этой связи заявителя кассационной жалобы на положения Приказа Минстроя РФ и Минфина РФ от 06.06.1995 N 17-72 несостоятельны, так как указанный документ не является нормативным правовым актом, возлагающим обязанности на ОАО "О", поскольку не опубликован в установленном порядке (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).
Кроме того, с учетом принятого Администрацией постановления от 02.04.2002 N 844 и составления актов приема-передачи передающей и принимающей сторонами арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что спорные инженерные сети и сооружения фактически были переданы в муниципальную собственность.
Факт невключения указанных объектов в реестр муниципальной собственности не свидетельствует об отсутствии перехода права собственности.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями NN 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1.
Согласно Приложению N3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 жилой фонд и инженерная инфраструктура независимо от того, на чьем балансе они находятся, подлежат передаче в муниципальную собственность.
Таким образом, объекты инженерной инфраструктуры пос. Строителей в г. Орле, которые были переданы и приняты в муниципальную собственность до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, на момент обращения Администрации и УМИЗ с заявлением в арбитражный суд не являлись собственностью Российской Федерации.
При этом, как правильно указал арбитражный суд, восстановление учета инженерных сетей пос. Строителей на балансе ОАО "О" и на учете в реестре объектов федеральной собственности не может привести к восстановлению каких-либо прав и охраняемых законом интересов заявителей, поскольку спорные объекты являются муниципальной собственностью в силу прямого указания, содержащегося в Постановлении Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1. На этом основании указанные инженерные сети не могут рассматриваться как объекты не муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли у заявителей право муниципальной собственности на них в установленном порядке. Исходя из положений действующего гражданского законодательства, спорные объекты имущества также не могут находиться на балансе ОАО "О", так как согласно статье 294 ГК РФ, государственное имущество, в том числе объекты муниципальной собственности, могут находиться на праве хозяйственного ведения только у государственных или муниципальных унитарных предприятий.
В связи с указанным, судебные инстанции обоснованно признали несостоятельными доводы заявителей о том, что спорное имущество является федеральной собственностью, неправомерно снято с баланса ОАО "О", а Общество неправомерно исключено из реестра федерального имущества.
Кроме того, как установлено судом и подтверждается материалами дела, часть передаваемого в муниципальную собственность имущества была принята по актам приема-передачи на баланс ОАО "О".
Данные выводы судебных инстанций сделаны с учетом имеющихся в деле доказательств и оснований для их переоценки в суде кассационной инстанции не имеется.
Ссылки заявителей на нормы Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ обосновано отклонены судебными инстанциями, так как на момент возникновения спорных отношений по передаче имущества, указанный нормативный акт не действовал.
В связи с изложенным, исключение ОАО "О" из реестра федерального имущества произведено правомерно.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Рассматривая настоящее дело, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что заявителями не представлено доказательств нарушения оспариваемым ненормативным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов Администрация и УМИЗ.
Нарушений норм законодательства, влекущих за собой безусловную отмену или изменение принятых по делу судебных актов, судом также не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 19.05.2009 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2009 по делу N А48-674/2009 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 октября 2009 г. N А48-674/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании