Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 12 октября 2009 г. N А54-1752/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от заинтересованного лица - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу администрации г. Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.05.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009 по делу N А54-1752/2009, установил:
Администрация г. Рязани обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной инспекции труда в Рязанской области от 03.04.2009 N 02-05-12/20-09 о признании администрации виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.44 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 19.05.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация г.Рязани просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, проверив доводы заявителя жалобы, кассационная инстанция находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела, главный специалист-юрисконсульт отдела по обеспечению судебной и кадровой работы правового управления администрации г. Рязани А.Е.Ю. 4 декабря 2008 г. в 17 часов, возвращаясь с судебного заседания, проходившего в Октябрьском районном суде г. Рязани, в администрацию г. Рязани, при переходе перекрестка улиц Радищева и Николодворянской от сильной головной боли потеряла сознание и упала, получив травму головы.
Согласно медицинскому заключению Рязанской областной клинической больницы от 18.02.2009 А.Е.Ю. получила ушиб головного мозга, мягких тканей головы и предплечий, которые по степени тяжести повреждения здоровья относятся к категории тяжелых. Произошедший с работником администрации несчастный случай является несчастным случаем, связанным с производством.
По факту несчастного случая, связанного с производством, администрация г. Рязани 29.01.2009 направила сообщение страховщику - Рязанскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ.
02.03.2009 администрацией г. Рязани был составлен акт о несчастном случае на производстве N 1.
04.03.2009 Государственной инспекцией труда в Рязанской области получена информация о несчастном случае с А.Е.Ю. от Рязанского регионального отделения Фонда социального страхования РФ.
30.03.2009 в отношении работодателя А.Е.Ю. - администрации г. Рязани инспекцией возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.44 КоАП РФ, и составлен протокол N 02-03-12/20-09.
Постановлением Государственной инспекции труда в Рязанской области от 03.04.2009 N 02-05-12/20-09 администрация г. Рязани привлечена к административной ответственности за сокрытие страхового несчастного случая на производстве в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, администрация г. Рязани обратилась с заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из доказанности административным органом факта сокрытия администрацией г.Рязани страхового случая и наличия в ее действиях (бездействии) состава вменяемого правонарушения.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов недостаточно обоснованы, а материалы административного дела и представленные заявителем доказательства недостаточно исследованными.
Статьей 228 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом также родственников пострадавшего.
Согласно статье 228.1 Трудового кодекса Российской Федерации при тяжелом несчастном случае работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме в соответствующую государственную инспекцию труда, в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
Статья 5.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При рассмотрении настоящего спора судами не учтено, что под сокрытием страхового случая следует понимать утаивание, то есть непредставление информации о нем в соответствующие органы и организации; уничтожение следов, иных обстоятельств, которые могут служить доказательствами, свидетельствующими о факте наступления такого случая.
Объективная сторона данного административного правонарушения может выражаться как в бездействии, так и в действиях, направленных на невыполнение страхователем установленных законодательством обязанностей.
Состав данного правонарушения могут образовывать: 1) действия страхователя, направленные на уничтожение обстановки, сложившейся на момент возникновения страхового случая, следов и других доказательств происшествия; 2) действия, препятствующие другим лицам исполнять обязанность по предоставлению информации о страховом случае компетентным органам и организациям; 3) действия, искажающие информацию о причинах и обстоятельствах несчастного случая или профессионального заболевания; 4) действия, препятствующие работе комиссии по расследованию страхового случая; 5) иные действия, направленные на сокрытие страхового случая.
Однако, наличие вышеуказанных действий со стороны администрации г. Рязани судами не исследовалось.
Кроме того, судом первой инстанции не исследовались обстоятельства, устанавливающие факт извещения организации о наступлении несчастного случая, произошедшем с работником администрации. В материалах дела имеется объяснительная работника, представленная 28.01.2009.
Степень тяжести полученных повреждений установлена ГУЗ "Р" 18.02.2009 в медицинском заключении, выданном администрации г. Рязани.
Акт о несчастном случае на производстве был утвержден 2 марта 2009 г.
К материалам дела также приобщены извещения о тяжелом несчастном случае, направленные администрацией в органы, предусмотренные ст. 228.1 ТК РФ. Однако данные извещения не получили оценки суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций о сокрытии администрацией г. Рязани факта наступления страхового случая основан не неполном исследовании фактических обстоятельств дела, которые не позволяют суду кассационной инстанции правильно оценить законность выводов судебных инстанций, касающихся в том числе, события правонарушения, которое вменено администрации административным органом.
Учитывая, что судами не полностью исследованы фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, при котором суду первой инстанции надлежит устранить отмеченные кассационной коллегией недостатки и принять законное решение, основанное на нормах материального и процессуального права.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.05.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2009 по делу N А54-1752/2009 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Рязанской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 октября 2009 г. N А54-1752/2009
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании